Главная Сотворение мира


Каббала. Сотворение мира

Сотворение мира, непроявленный Бог и природа зла

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1, 1-5).

Согласно еврейской теологии, Бог сотворил мир и все, что в нем находится, за шесть этапов (которые называются дни), а потом (седьмой этап) он отдыхал, отметив этот день как космический Шаббат. И христианство, и ислам так же трактуют сотворение мира, что оказало огромное влияние на культуру как прошлого, так и настоящего. Некоторые воспринимают эту историю как миф, другие как чистую правду.

Кто-то из нас верит в физическую эволюцию Вселенной, кто-то - в Божественное создание, но большинство раввинских и религиозных ученых историю сотворения мира, как правило, воспринимают как аллегорию. Они считают, что аллегория скрывает большую истину, которую никто никогда не узнает. Я также полагаю, что можно узнать намного больше, пытаясь объяснить создание физической Вселенной с помощью мифов и символов, а не научно доказуемых теорий.

В этой ситуации буквальный подход к интерпретации текстов Библии может завести вас в тупик. Библию нужно воспринимать как письменную мудрость, миф и фольклор конкретных людей, адаптированные и расширенные, дабы сделать ее Священным Писанием трех мировых религий. Именно здесь оккультист получает особое преимущество, потому что рассматривает Библию как содержащую разные мифы, которые имеют значение и внутренний духовный смысл, завуалированный и прикрытый очевидной фабулой.

Основным предположением в библейском мифе о сотворении мира является гипотеза о том, что безграничный, непознаваемый, бесконечный и непроявленный Бог был единственным автором всего, что имеет материальную форму, разум и сознание (душу и дух). Другими словами, бесконечный Бог создал конечный мир из ничего. Каббала посредством этой аллегории пытается объяснить, как бесконечное и непроявленное существо могло создать материальный мир, конечный и с множеством ограничений.

Мы воспринимаем Бога через призму нашего материального существования, поэтому никогда не сможем в полной мере узнать и понять существо, которое не является частью нашей материальной природы. Барьер является практически непреодолимым между тем, что проявляется, и тем, что не проявляется, но все же непроявленный Бог существует как единое целое. Несмотря на этот недостаток, каббалисты не только смогли описать природу этого Божества, но и объяснили, как оно смогло создать конечную Вселенную, используя себя в качестве движущей силы созидания. Они, таким образом, пытались описать, что же было до первого акта творения, где было приказано быть свету, с помощью которого затем тьма была разделена на день и ночь.

Не будем забывать, что не все верят в то, что мир был создан существом, которое полностью отделено от своего собственного творения, тем более что многие язычники верят в прямо противоположное - Бог и создание неразделимы. Они также никогда не признают, что барьер между Богом и человечеством является непреодолимым, ведь для них Бог присутствует во всех духовных и материальных вещах, даже в неодушевленных предметах. Однако, несмотря на эти расхождения во взглядах, каббалистическая точка зрения имеет большое значение для язычников. И сейчас я попытаюсь объяснить, почему я так думаю.

Каббала ясно показывает, что благодаря Сефирот и Путям Древа Жизни атрибуты Божества включены не только во всю проявленную реальность, но также и в непроявленную. Кроме того, эти атрибуты представляют аспект Божества, которое конечно и, только с точки зрения Единого Бога, трансцендентно и недосягаемо. Таким образом, Каббала, в отличие от чистого монотеизма, показывает, что Божество не только принимает участие в сотворении мира, но и играет в нем значительную роль.

Поэтому верования современных язычников не так уж далеки от идей каббалистов, или, если уж на то пошло, неоплатоников древности. Язычники только должны прийти к выводу, что Божество - не то, что можно точно определить как Бога, Богиню или животный дух, и нельзя рассматривать его как возможную часть всех аспектов Бога. Это парадокс, который иногда трудно полностью осознать, но я обнаружил, что после долгих размышлений многие язычники могут признать, что так оно и есть.

И как только эта истина будет признана, то постигшие ее смогут увидеть Божество как выражение большего союза Единого Бога и осознать, что Единый Бог являлся настоящим автором и источником духовной и ментальной сфер. Именно в этом могут сойтись три различные точки зрения, и именно поэтому некоторые аспекты Каббалы беспокоят истинных приверженцев монотеизма. В понимании язычника атрибуты Божественных Сефирот являются отдельными и различными божествами, как пантеон; и я подозреваю, что многие монотеисты воспринимают их точно так же и поэтому отвергают Каббалу.

Вот некоторые вопросы, на которые каббалисты искали ответы и на которые не способна ответить даже мудрость, прописанная в Торе, Талмуде и Мидраше:

  • Какова природа Бога, в частности непроявленного и непознаваемого Существа, которое было до сотворения мира? Какое отношение имеет это Существо к тому, что было создано?
  • Как бесконечный Бог создал конечный мир из ничего? Какие были этапы этого создания и как оно происходило?
  • Если Бог сотворил мир и все в нем, тогда откуда появилось зло?
  • Почему материальный мир несовершенный, если Бог, который его создал, прекрасен и не способен на ошибку?

Как видите, это очень сложные вопросы. На них не только трудно ответить, но и сами ответы не всегда поддаются логике и выходят за рамки рационального мышления. Однако Каббала со временем смогла ответить на эти вопросы, но только мистическим, а порой даже теософским образом. Это есть одна большая правда о Каббале; она состоит из многих спекуляций, интуиций и завуалированных идей, потому что является продуктом рационального ума, который пытается познать непознаваемое.

Природа Эйн Соф (AIN SOPH)

Ранние ка66алисты Прованса и Жероны [18, р. 88-90], в частности Исаак Слепой и Азриэль, в ХII веке ввели термин, который лаконично описал бесконечную природу непостижимого и непроявленного Божества, и этот термин состоял из еврейских слов «эйн соф» (ничто без конца или без границ), которые означали «бесконечный».

Эта фраза стала выражением самого непостижимого Бога, даже несмотря на то, что ее использовали в качестве технического термина, отделяя от фактического имени или качеств Божества, существа, у которого не было настоящего имени или индивидуальности. Таким образом, Эйн Соф стал идентификационным именем и качеством неизвестного Божества, обозначающим его как что-то, существовавшее до создания чего-либо. Это качество бесконечности несло в себе ощущение своего рода пустоты, которая не имела конца, хотя ничто в действительности было своего рода чем-то.

Это объяснение может показаться немного запутанным, но на самом деле речь идет о попытке объяснить явление, которое не поддается определению и которое невозможно описать посредством использования двойного отрицания, такого как «бесконечное ничто». Такие парадоксальные понятия часто встречаются во многих формах мистики, от еврейской Каббалы до венданты, даосизма, дзен-буддизма и многих других.

Это попытка прийти к концепции, создав антиконцепцию, наподобие «хлопка одной ладони» знаменитого дзен-коана. Придумав термин, который отрицает сам себя, разум тут же освобождается от заблуждений и предрассудков и видит, с помощью интуиции, истинную природу вещей. Таким образом, мы должны увидеть Эйн Соф как облака, или Завесы Небытия, которые скрывают непознаваемое и предшествующее непроявленному Божеству. Это своего рода абсолютная реальность, которая нереальна и немыслима, по крайней мере, в отношении всего, что является продуктом созидания и наполнено вещами материального мира.

Эйн Соф можно также рассматривать как начальное движение, которое произошло как раз перед сотворением мира. Эйн - это пустота, которую преодолел дух Творца, и Эйн Соф - это сам дух Божества, который преодолел эту пустоту. Заключительная часть называется «Эйн Соф Аур» (Безграничный Свет), когда Божество актом своей воли создало свет и таким образом отделило тьму. Однако это еще не было созданием материального мира, так как эти три слова означают то, что называется Три Завесы Небытия. Но этот безграничный свет может быть воспринят духовным оком человечества в самом глубоком состоянии созерцания.

Любопытно, что каждое из этих трех слов состоит из трех букв, в результате получается всего девять букв (AIN SOPh AUR). Буквы из этих трех слов разбиты на этапы до созидательной разработки и выстроены по следующей схеме:

  • AIN
  • AIN SOPh
  • AIN SOPh AUR

Числами данной прогрессии являются 3, 6 и 9, и эти три слова можно разместить в цветочной композиции с тремя лепестками, расположенными в центре, потом идут шесть лепестков, окружающих эти три, а затем девять, окружающих эти шесть, таким образом, возникают три концентрических круга (рис. 10) [12, р. 55].

Эта схема используется в разных каббалистических структурах, в первую очередь с ее помощью можно разделить еврейский, греческий и латинский/английский алфавиты (для создания сигилов), но также она символизирует прототип сотворения мира. Эйн Соф Аур был задуман как круг - линия без начала и конца, которая самодостаточна и существует вне времени и пространства. Одним словом, она является потенциалом, и не более того. Сразу вспоминается определение Бога, которое дал греческий философ Эмпедокл (ок. 490-430 до н. э), первым выдвинувший концепцию Четырех Стихий: «Бог - это круг, центр которого везде, а окружность нигде».

(Это изречение приписывается и Вольтеру, и святому Августину, но на самом деле она принадлежит Эмпедоклу. См.: ThinkExist.com - цитаты - «Бог - это круг», веб-сайт по состоянию на 12 ноября 2011 г., ссылка: http://en.thinkexist.com/quotation/the_nature_of_god_is_a_circle_of_which_the_center/173078.html)

Но если Бог - это то, что есть ничто, как же тогда произошло сотворение мира? Как было создано все в материальном мире из ничего? Это идея, известная философам как creatio ех nihilo, или «создание из ничего», казалось абсурдной (из ничего не происходит ничего). С логической точки зрения, вы не можете создать ничего из ничего.

Похоже на то, что акт творения - это явление, которое было сосредоточено на чем-то материальном, другими словами, создание чего-то из чего-то другого, что, похоже, на самом деле и обсуждается в Библии, в книге «Бытие». Другими словами, Бог создал материальный мир из самого себя (creatio ех materia, где эта материя является своего рода уже существующей материей), путем воздействия на внутренний аспект, так как изначально не былo ничего, кроме Бога. Нигилистическое именование Божества - Эйн Соф - не более чем способ подтвердить, что Бог не поддается определению и непознаваем - он является полной и непостижимой тайной.

Таким образом, сотворение мира начинается из Эйн Соф Аур, где Божество сжимается, затем создает этот мир путем соединения воли, мысли, абсолютного Ничего (или ранее существовавшей материи или хаоса) и внутреннего излучения Божественного Света, Завес Небытия, называемых «сокровищами» (tzachtzachot), которые выше любой эманации [18, р. 91]. Тот факт, что Божество последовательно проявляется в Сефирот полностью внутри себя, показывает, что оно есть и Эйн Соф, и проявленное существо в эманации Сефирот.

Оба эти варианта парадоксально верны, и отношение к ним зависит уже от вашей точки зрения. Это означает, что Божество является как проявленным миром, так и истинным источником этого проявленного мира. Все вещи являются частью Бога, однако Бог является не только частью проявления, но и существует за его пределами.

Осознание этого парадокса поможет современным язычникам, неоплатоникам и еврейским каббалистам реально прийти к той же точке зрения. Через познаваемый и проявленный аспект Единого Бога человек может познать непознаваемое и непроявленное Божество (Ничто), так как между всеми аспектами Божества и человечеством существует своего рода мост, преодолеть который можно, только освоив техники практической Каббалы.

Затем Три Завесы Небытия, посредством мысли и воли действующие на первичную материю хаотического Ничего, конденсируются и проявляются в первой Сефире, Кетер, Короне Создания. Таким образом, три невидимых Божественных Света Эйн Соф Аур становятся единым главным Божественным Светом проявленного «я есть» (Эхейе), который представляет собой начало и первое выражение проявленного Божества как первичного духа, или Руах - дыхания жизни. Как только Единый Бог проявляется, он начинает процесс эманаций, который приводит к разветвленному созданию Вселенной. Мы можем объединить процесс создания, как он изображен в «Сефер Йецира», который только теперь обретает смысл [18, р. 24].

После первой эманации, Кетер, появляются три первые стихии, три Сефирот - Хокма, Бина и Хесед. Таким образом, Дух (Кетер) породил Воздух (Хокма), который, в свою очередь, создал сферу Воды (Бина) и Огня (Хесед). В еврейской метафизической системе существуют три стихии, а не четыре, и стихия Воздуха является более тонкой, чем Огонь или Вода, так как она менее плотная и не является материальной субстанцией.

Из Воздуха были созданы Двадцать две Божественные еврейские буквы, из Воды был сформирован большой космос, а из Огня были созданы Престол Славы и множество ангельских духов. Хочу обратить ваше внимание на один интересный момент, над которым стоит поразмыслить: ангелы были созданы из Огня, а демоны образовались из Ветра, и, возможно, поэтому они такие разные. А так как есть падшие ангелы и упоминаются лорды - демоны, значит, Огонь и Воздух являются атрибутами ангельских и демонических духов.

Последние пять Сефирот (за исключением Малкут) появились из первых четырех Сефирот, возможно, посредством Вспышки Молнии, которая взорвалась в Кетер и продолжила свой путь вниз, в более плотные материальные слои. Существует много спекуляций о том, была ли Малкут создана в качестве зеркального отражения Кетер или появилась в результате предполагаемого падения, о котором речь будет позже. Видно, что первые четыре Сефирот (Кетер, Хохма, Бина и Хесед) являются совершенными, а нижние шесть уже менее совершенны, а следовательно, способны отклоняться от Божественного плана.

Тем не менее Десять Сефирот представляют собой формы существования, а Двадцать два Пути олицетворяют уровни сознания, от Божественного до самого низшего, физического уровня. Три Столпа (Милосердие, Строгость и Срединный) представляют возможности проявления, корень которых прочно закреплен в Трех Завесах Небытия, и свет, сияющий внутри каждого из них.

С точки зрения сотворенных существ, совокупность Древа Жизни кажется совершенной и полной. Однако это не объясняет того факта, что материальный мир несовершенен и что зло не только существует, но и может свободно портить и уничтожать все в пределах самого низшего мира Асия. Для того чтобы полностью понять мировоззрение Каббалы, следует поискать ответы и на другие вопросы из нашего списка.

Происхождение зла в Каббале

Теперь мы переходим к более трудному заданию. Нам предстоит выяснить, как и почему зло существует в мире и зачем нам нужна этика и мораль, чтобы отличить добро от зла. Откуда в нашем материальном мире могло появиться зло, если ведущий архитектор, сотворивший этот мир, был изначально совершенным и не способным на ошибку? Этот вопрос философы называют теодицеей, и она представляет собой совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать управление Вселенной добрым Божеством, несмотря на наличие зла и человеческих страданий в этом мире.

Еще со времен древнегреческих философов вокруг этой темы было много споров, которые в христианских и еврейских теологических дискуссиях продолжаются до сих пор. (Конечно, если Божество воспринимать как конечное и способное на ошибку, тогда становится все понятно.)

Отсюда возникает две версии появления зла: либо оно было создано Единым Богом как часть его общего плана, либо зло каким-то образом проникло в процесс сотворения мира и заразило его. Первое соображение, казалось бы, указывает на то, что Божество способно было создать зло, поскольку оно не забыло о нем при сотворении мира. Второе соображение показывает Божество как существо, способное на ошибки. Любое из этих соображений настораживает, поскольку оперантная теория Единого Бога (в которой были заинтересованы неоплатоники и каббалисты) заключается в том, что он представляет собой все прекрасное и хорошее. Реальное решение этой головоломки станет поистине увлекательным танцем между верой в зловещее Божество и в то, что Божество способно на ошибку (а значит, оно конечно).

Впервые вопрос о возникновении зла был поднят еще во время появления испанской Каббалы, и ее последователи сосредоточились на характере первой Сефиры, возникшей из предыдущих четырех, которые были частью начального и совершенного создания, и это, конечно, была Гебура. Слово «гебура» происходит от корня GBR, что значит стать сильным и могучим, и с добавлением окончания женского рода переводится как сила, власть, влияние, мужество и победа. Боевые качества этой Сефиры отчетливо видны, если проанализировать ее имя. Однако у нее есть и негативное значение, и оно заключается в том, что эта сила не всегда находится под контролем и может проявляться в таких жестоких формах, как насилие, убийство и бессмысленное разрушение.

Именно по этой причине Сефира Гебура была названа «левой рукой святого», представляющей силы безусловного правосудия [18, р. 122, 123]. Со временем это качество стало отдельным проявляющимся атрибутом, известным как «нечистая сила», или темная сторона, которая может рассматриваться как эвфемизм для левого Пути. Причина, по которой Гебура считается источником зла, как полагают, заключается в ее скрытой силе и строгом правосудии (дин), которое является полной противоположностью милосердию и состраданию. Таким образом, жесткие и крайние суждения, даже если они и справедливые, были связаны со злом, если они не были уравновешены состраданием.

Согласно этому предположению, зло являлось результатом неуравновешенного и агрессивного правосудия, которое вышло из Сефиры Гебура. Так как эта Сефира была первой из шести и управляла левой стороной, или Столпом Древа Жизни, под Божественной Триадой, она олицетворяла семя левого фланга, поддерживая проявление всего неуравновешенного и разрушительного (зло). Поток энергии из этой Сефиры спускается вниз, подальше от божественных качеств Гебура, следуя своей истинной природе, и аккумулируется в низшем мире, где становится силой, противодействующей силам создания и добра. Из этого темного потока и противодействующей силы родилась негативная иерархия, в результате чего появились демоны и злые силы, мешающие всем тем, кто живет в материальном мире.

Другая теория, которая пришла из книги «Зоар», предполагала, что зло возникло из оставшихся осколков миров, которые были уничтожены во время предыдущих попыток создания [18, р. 124]. Еще одна теория (из того же источника) определяет зло как аналогичное внешней оболочке или сброшенной коре дерева, в данном случае Древа Жизни, которая называлась Клипот [18, р. 125]. Эту оболочку также называли «ha-ilan hachitzon», или «внешнее дерево», и еще ее называли «тайна Древа Познанию>. Согласно одной из легенд, Древо Жизни и Древо Познания когда-то были связаны между собой в единый организм и представляли одно целое, пока Адам не пришел и насильно не разделил их, тем самым спровоцировав появление зла, которое в тот же момент материализовалось в виде «инстинктивного желания делать зло» (yetzer ha-ra).

Все эти теории о происхождении и сущности зла, казалось бы, указывают на то, что оно произошло из-за дисбаланса правосудия, который является следствием сотворения мира (остаток), или из-за действий человечества (как результат грехопадения и изгнания из рая). Но зло не является ни частью задуманного Богом творения, ни каким-либо недостатком, который мог возникнуть в процессе этого творения. Его можно рассматривать как неизбежную производную несовершенного материального мира, или же оно возникло из-за небрежности и недостатков, присущих человеческой природе. Это означает, что зло является временным проявлением или случайностью в процессе создания и его можно устранить, когда этот процесс начнет свой обратный путь - к искуплению материального мира.

Лурианское учение о сотворении мира

Ицхак Лурия, основатель Лурианской школы в Цфате, внес неоценимый вклад в развитие Каббалы, хотя прожил он там лишь два последних года своей жизни. Среди его многочисленных учений и идей (которые были записаны его учениками) его подход к решению некоторых самых загадочных вопросов о природе сотворения мира и появления в нем зла был блестящим. Многие его идеи позднее были включены в оккультный вариант Каббалы XIX и ХХ веков, и никто ни разу не усомнился в достоверности этих знаний и их происхождении. После внимательного изучения идей и мыслей Лурии по этим вопросам становится очевидно, что сторонники более поздней оккультной версии Каббалы взяли многие свои идеи из его сочинений.

В основе многих спекуляций лежит мифическая концепция грехопадения человеческого рода, а также то влияние, которое оказало это событие на духовную и материальную природу мира. Эта концепция не нова и принадлежит она не только иудаизму или христианству. Многие древние культуры верили, что существовал золотой век, который настал вскоре после сотворения мира, а последующие века привели к своего рода вырождению, особенно в отношении человеческой расы и проявления материального мира.

Это основная часть метафизической теории творения «разум прежде материи». (Как вы помните, наука придерживается противоположной точки зрения, рассматривая физическую эволюцию как общий прогресс человечества.) Золотой век был идиллическим и совершенным по сравнению с сегодняшней жизнью. В золотом веке не было никаких болезней и смертей, и человечество жило в мире со всеми существами и с Богом. Это был легендарный Райский сад, в котором появилось человечество и из которого были изгнаны Адам и Ева (этим и закончился период идиллического совершенства и началось время страданий, испытаний, болезней и смертей).

Но даже этот греческий миф с веками обесценился - от золота к серебру, бронзе, а затем к железу, которое на сегодняшний день является олицетворением нашей эпохи. На каждом этапе обесценивания мир становился все менее совершенным, а человечество - все менее благородным и идеальным. Этот процесс продолжался до тех пор, пока человеческая природа не оказалась, по сути, полностью обесцененной.

Мифологическое мировоззрение большинства культур говорит о грехопадении человечества. Именно это грехопадение привело к появлению пропасти между человечеством и различными божествами и позволило появиться многим дисгармоничным элементам, таким как болезни, смерти, зло и мирские катастрофы, - всему тому, чего не происходило, когда человечество занимало первоначальное возвышенное положение. Достаточно вспомнить миф о ящике Пандоры, чтобы увидеть, как греки восприняли вторжение тьмы в мир, а также его искупление «надеждой».

Возможно, один из способов представить себе это эпохальное обесценивание - просто увидеть его в качестве неотъемлемого атрибута процесса эманации, в котором постоянное создание менее совершенной копии в конечном счете приводит к размытости и повреждению изображения. То же самое происходит, если делать ксерокопии и использовать не оригинал, а каждую последующую копию для того, чтобы сделать еще одну. В конце концов дефектов станет так много, что исходное изображение будет полностью размыто.

Падение человечества из благодати - это своего рода способ объяснить, как мир стал несовершенным и почему появились страдания, болезни и смерти, ставшие неотъемлемой частью жизни всех живых существ. А можно рассматривать эту прогрессию как естественный процесс воплощения в мире, где Дух и Разум существовали до материи, и считать, что именно падение было на самом деле тем процессом, в котором человечество приобрело физическое существование. Жизнь имеет как положительные стороны (удовольствия и радости жизни, опыт, рост и приобретение мудрости и наконец воссоединение с Богом в финале), так и отрицательные (боль, страдания, болезни, несчастья и неизбежная смерть).

Одна из первых проблем, которую решил Лурия, былa связана с самим актом творения. Если Бог был всем, что существовало, даже в непроявленном состоянии, как же он смог тогда создать что-то, если не было места для того, чтобы это что-то создать! Прежде чем создать нечто, надо было найти пустое место для того, чтобы это нечто туда поместить.

Лурия предположил, что Эйн Соф сжался (tzimtzum) и, следовательно, произвел пустое пространство (своего рода вакуум), которое и стало местом для сотворения мира [7, р. 120, 121]. Однако тогда возникает другой вопрос: как бесконечный Бог смог создать ограниченный и конечный материальный мир? Эту проблему Лурия решил, предположив, что Бог наложил на себя своего рода ограничения. Третья проблема заключалась в том, что процесс сотворения мира открыл Бога со всеми его тайнами и во всем его великолепии, а это было невозможно для непроявленного и непознаваемого Бога. Лурия предположил, что процесс создания мира происходил через скрытую завесу, поэтому неизвестный и непроявленный Бог остался невидимым и непознаваемым. Таким образом, согласно Лурии, для того чтобы создать Вселенную и не нарушить своей целостности, Бог сжался, установил границы и скрыл себя.

Воля Бога к сотворению мира образовалась и передалась буквой Йод - она символизирует власть и организацию, отмеченные Божественной милостью, которая и создала первое проявление. Следует напомнить, что Йод является первой буквой Тетрагромматона, который является тайным именем Бога. Первым было создано проявленное выражение самого Бога, которым стал первый человек, известный как Адам Кадмон [18, р. 130]. Этот первый человек, как и Бог, стал обязательным элементом, поскольку человечество было создано позже по образу и подобию Бога в соответствии со Священными Писаниями, следовательно, у Бога должен был быть образ. Другим атрибутом этого первоначального человека была названа Слава Божья, т. е. Колесничий, который сидел на Престоле Славы в Божественной Колеснице, или в Меркабе.

Этот первичный этап создания стал началом не только геометрического мира, состоящего из концентрических кругов, но и одновременно мира, имевшего и линейную структуру, которая представляла внешний скелет Адама Кадмона. Сочетание этих двух процессов (круги и линии, внутренний и внешний свет, вещества и сосуды, прямой и отраженный свет) вызвало диалектический процесс, в результате которого проявилось все создание, которое можно отобразить с помощью Трех Столпов (Милосердие, Строгость и Срединный Столп) на диаграмме Древа Жизни [18, р. 131].

Таким образом, линии и круги объединились, чтобы смоделировать Древо, каким мы его знаем. Линии представляли собой эманации Божественного Руах, а круги - эманации Божественной Нефеш, а вместе они создали тело и душу первоначального человека, Адама Кадмона. Три света Эйн Соф Аур представляли собой Йехиду - душу этого макрокосмического существа. (Мы рассмотрим этот процесс подробнее в следующей главе, в которой обсудим четыре части человеческой души.)

Разрушение и восстановление сосудов

Каббалистические спекуляции Лурии не только ответили на вопросы, связанные с тем, каким образом бесконечный и непроявленный Бог смог создать ограниченный и проявленный мир, но и попытались объяснить природу зла как несовершенство, которое привело к катастрофе (впоследствии Бог старался исправить эти космические бедствия).

Лурия объяснил, как произошло великое грехопадение, что случилось потом и как можно спасти то, что пострадало от него. Лурия не только рассказал о природе искупления, но и предсказал, когда оно может произойти и кто будет его представителем в материальном мире. По его мнению, этим представителем должен был стать Мессия, однако еврейский народ должен был освободить не военный или политический лидер, а духовный посланник, который спасет все человечество, начиная, конечно, с Избранного народа.

Лурия говорил, что грехопадение не было ошибкой человечества, а являлось врожденным изъяном, который возник при создании нижних сосудов (келим), или Сефирот. Этот врожденный изъян возник под незримым влиянием того, что называлось «решиму», или остатков создания, в частности остатков негативной силы (от Гебура), и несовершенного отраженного или преломленного света (от Эйн Соф).

Это привело к появлению того, что Гершом Шолем назвал, используя гностический термин, своего рода «вещественной» субстанцией, или материей, отделенной от Духа [18, р. 130]. Эта вещественная субстанция оставила позади себя микроэлементы в шести нижних Сефирот, тем самым значительно их ослабив. Остаточная материя и периодическая утечка негативной энергии из Гебура, в виде нечистой силы, соединяются на самых низших уровнях проявленного бытия, где они образуют своеобразный бассейн - зачаточный и полностью инертный. Таким образом, изъяны существовали в сосудах Сефирот и в хаотичном строении в преисподней под Сефирой Малкут.

Считалось, что Сефирот действуют как сосуды, по которым из Эйн Соф течет свет, представляющий собой жидкую форму, и эти сосуды были сделаны из кругов и линий, которые составляли тело Адама Кадмона. Свет, который заполнял эти сосуды, возник из света Завес Небытия, поэтому являлся чистой эманацией Эйн Соф, которая непрерывно текла по этим сосудам. Тем не менее из-за врожденного изъяна в сосуде Сефиры Гебура (в связи с избытком негативной энергии) поток света из Эйн Соф разрушил этот сосуд, что, в свою очередь, привело к цепной реакции среди других Сефирот, которые располагались ниже на Древе Жизни. Другая теория утверждает, что свет был слишком велик, небольшая Сефира не смогла его вместить и разрушилась из-за врожденного изъяна и непреодолимого давления.

Все шесть нижних Сефирот разрушились (Шевира), но самая нижняя, Малкут, не разбилась на куски и не упала вниз, в преисподнюю, как остальные. Вместо этого она сломалась, треснула, но все еще могла функционировать. Часть света преломилась и вернулась к своему источнику, но остальной свет упал туда, куда упали осколки сосудов, и оказался там в ловушке. Эти осколки стали известны как Клипот - темные формы нечистой силы, которые держали потерянный свет в неволе. Но сама Божественная Триада Воли, Мудрости и Понимания осталась нетронутой [7, р. 297].

Последствия этой катастрофы оказали существенное влияние на весь мир - от Хесед (на которую также повлияла негативная энергия Гебура, хотя она и находилась чуть выше) до Малкут (с эпицентром катастрофы в Гебура) - и позволили силам зла заразить все нижние Сефирот. Человечество не ощутило этой катастрофы, потому что она была связана с силами и структурами, выходящими за грань понимания.

Тем не менее зло проникло в мир, и это событие вызвало много последствий, в том числе изгнание человечества из Эдемского сада и появление зла в низших мирах. Это было падение большей части макрокосма и создание великой пропасти между Богом и большей частью проявленного мира, изменившей все, и называлась эта пропасть Большой Бездной. Говорили, что происшествие с Шевира стало окончательной причиной разрушения Храма, после которого евреи были разбросаны по всему миру.

Несмотря на ужас этой катастрофы, она не коснулась ядра Адама Кадмона; были затронуты только нижние внешние сосуды. Таким образом, первоначальный человек, Адам Кадмон, предпринял шаги, чтобы спасти то, что было сломано, и восстановить то, что было потеряно, а именно потерянный свет эманации. Это восстановление мира, которое было названо «Тикун Олам», впервые проявилось как свет, сияющий изо лба Адама Кадмона. Этот свет был посредником, с помощью которого распространяющийся хаос прекратился и реорганизовался, а разрушенные сосуды были заменены новыми.

Атрибуты пострадавших Сефирот были объединены мощью и величием Адама Кадмона, и, таким образом, были созданы новые неприкосновенные сосуды, и они назывались «лица» (парцуфим) [18, р. 140, 141]. Таким образом, с помощью этого посредничества шесть нижних сосудов были заменены или отремонтированы, и свет из Эйн Соф продолжал течь непрерывно с одного уровня на другой. Однако окончательное задание по исправлению было самым трудным и заключалось оно в том, что нужно было еще собрать все точки Божественного Света, которые упали на самый низший уровень и находились в плену Клипот.

Эта задача была осложнена еще и тем, что они уже нашли свое место в душах отдельных человеческих существ, а также других сущностей. С этим заданием Адам Кадмон справиться не мог, это была роль Мессии. Такое существо должно было стать особым воплощением подобия Адама Кадмона, но одновременно это должен был быть смертный человек, живущий в материальном мире.

Поэтому, как богоподобная мессианская фигура, он должен собрать все потерянные точки Божественного Света, не оставив ни одной из них в материальном мире. Затем, впитав все эти точки Света в себя, он должен снова подняться к великому Адаму Кадмону и вернуть этот Свет в первозданный источник. Но как только это произойдет, жизнь в материальном мире будет лишена света эманаций, а значит, наступит конец рода человеческого и всего одушевленного мира в результате процесса, называемого Гилгул, который означает реинкарнацию Божественной Мысли и появление Первоначального Человека. Таким образом, цикл заканчивается там, где и начался [7, р.393-395].

Космический Мессия играет центральную роль в лурианской Каббале, и, когда он появится в материальном мире, это будет означать, что наступил конец света. Лурианская Каббала объединила оба мессианских культа, наряду с верой в апокалипсис, и это было удивительное сочетание, особенно потому, что Лурия верил в неизбежность конца [18, р. 245]. Это был только вопрос времени, прежде чем кто-то начнет претендовать на роль космического Мессии, и этим кем-то стал Шабтай Цви (1626-1676).

Но он не только оказаться Лжемессией, но и поспособствовал дискредитации Каббалы как серьезной формы еврейской теологии. Его отступничество (обращение в ислам под угрозой со стороны турецкого султана) ознаменовало начало конца Каббалы, которая практически полностью исчезла из иудаизма в начале XIX века.

Выводы

Мы рассмотрели принципы испанской и лурианской Каббалы с точки зрения сущности учения о сотворении мира и возникновении зла и несовершенства, существующих в нашем мире. Каждый из нас может использовать эти спекуляции по своему собственному усмотрению. Вопрос заключается в том, как современный каббалист использует эти разные точки зрения, а это уже зависит от того, христианин он, иудей или язычник.

Христиане, иудеи и мусульмане могут опираться на свои теологические системы и духовные учения, чтобы определить сущность учения о сотворении мира и возникновении зла и несовершенства в этом мире. Тем не менее, например, с точки зрения язычников решить эти вопросы будет непросто. Поскольку большинство язычников отвергают концепцию дьявола и то, что мир является полем битвы между силами добра и зла, один из немногих способов объяснить эти вещи - рассмотрение сущности зла и несовершенства в мире природы, реальном и довольно убедительном, но который в конечном счете является такой же иллюзией.

В то же время мир природы совершенен, и злом является отношение людей к вещам, которые они отрицают или боятся. Конечно, животные не попадают под концепцию добра и зла, так что, похоже, этот атрибут полностью находится в пределах человеческой сферы деятельности. Причина, по которой зло и несовершенство можно считать иллюзорными, заключается в том, что все являющееся живой частью Единого Бога по своей природе хорошо и совершенно. Все, что есть зло или несовершенство, на самом деле делится само в себе, поэтому уменьшается и не является частью Единого Бога. Таким образом, зло не имеет абсолютной реальности, поскольку оно быстротечно и временно.

Каббала учит нас на основе лурианских понятий Шевира (Крушение) и Тикун (Исправление), что зло является формой несовершенства, которая пронизывает абсолютно все. Оно находится даже в Божестве и пребывает во всех вещах. Это несовершенство невозможно осуждать, так как оно является естественной частью материального и духовного мира. Вселенная временно смещается к поляризованной двойственности природы ради объединения. Таким образом, зло является предвестником окончательной и совершенной реставрации.

Иными словами, зло существует только в данный момент и погибнет, как только погибнут все физические вещи. Зло имеет врожденную тенденцию к полному самоуничтожению, тогда как добро объединяет все вещи, образуя большой союз, подражая Единому Богу. Когда придет время, зло перестанет существовать и останется только добро. Однако, как только это произойдет, добро также прекратит свое существование и останется только Единый Бог. Я думаю, что это хорошее общее описание того, как каббалисты пытались объяснить язычникам свою точку зрения.

Принятие этой точки зрения ни в коей мере не уменьшает и не отодвигает в сторону многочисленные опасения, что в этом мире живут сознательные существа. Есть множество проблем, которые нужно решить, и они не решатся сами, если мы будем игнорировать их или делать вид, что они не существуют, поскольку являются «иллюзорными» в долгосрочной перспективе.

Каббала учит нас тому, что материальный мир, в котором мы живем, является важным и священным, потому что Кетер отражается в Малкут и наоборот. Это означает, что мы несем ответственность перед нашим духовным Я, а также перед нашими телами и миром, в котором живем. Жизнь и материальный мир - драгоценные дары, которые нам даны, и то, как мы относимся к ним, в конечном счете демонстрирует нашу истинную ценность как человеческих существ.

Исходя из этих соображений, мы могли бы еще сказать, что просвещенный человек должен быть более внимательным к потребностям каждого живого существа, к окружающей среде, в которой он живет, и к самому миру. В то же время закрытый и эгоцентричный человек является полной противоположностью тому, кто считается духовно преобразованным человеком.

Познавать себя и свою внутреннюю Божественную сущность (от самого возвышенного до самого обыденного) - значит по-настоящему пробудиться и соединиться с Единым Богом.

Далее...

Обновлено (30.12.2015 13:46)

 

Найти на сайте