Главная Мандалы в арт-терапии


Медитация. Мандалы и арт-терапия

Мандалы в арт-терапии

Применение мандал в арт-терапии связано с работой группы американских арт-терапевтов под руководством Дж. Келлог. Она работала в г. Катонсвиль, штат Мериленд, консультантом в Мерилендском психиатрическом научно-исследовательском центре, используя рисование мандал в качестве одного из инструментов исследования.

Опираясь на анализе нескольких тысяч рисуночных мандал, созданных пациентами Центра, Келлог создала оригинальную систему диагностических критериев для интерпретации рисунков в круге, представив их в виде круга. Позже Дж. Келлог разработала проективный карточный тест мандалы, который могут применять обучившиеся ему специалисты в области психического здоровья.

Как мы уже упоминали, изображения в круге могут иметь разный размер и создаваться с использованием разных материалов. Огромное значение для создания мандал имеет общая атмосфера, а также медитация на рисунке, постижение скрытых в нем смыслов путем работы с ассоциациями, создание описания, драматизация, движения, танец и другие формы творческой активности. При этом мандалы зачастую отражают общие системные характеристики психики ее создателя: организованность или хаотичность, целостность или фрагментарность, открытость или закрытость, устойчивость или неустойчивость.

Но поскольку рисунки в круге могут отражать те проявления в структуре и функционировании психики, которые связаны с действием разных внутренних и внешних факторов, правильное понимание психологического значения мандал без их учета невозможно.

Огромное значение для понимания психологической нагрузки мандал может также иметь серийное рисование, позволяющее видеть, какие изменения происходят в рисунках за определенное время. При этом системные закономерности психики лучше всего раскрываются, если использовать те или иные варианты серийного рисунка.

Внешние границы мандалы

Внешние границы мандалы непосредственно связаны с осознаваемым «Я» и его функциями, особенно способностью осознавать свои психологические границы и защищать свое личное пространство в процессе взаимодействия. Границы мандалы также характеризуют степень открытости автора к контактам с внешним миром. Например, слишком плотные границы говорят о потребности в самозащите и избегании контактов.

Центр мандалы

Центр является организующим элементом системы. Это Я автора, то, что на языке аналитической психологии называется «Эго» (осознаваемое Я). Цветовые и структурные особенности центра, а также его размер будут отражать разные аспекты Я - степень его сформированности, силу, способность выполнять те или иные связанные с ним функции.

Два центра говорят о переживаниях, связанных с процессом развития. Центр в некоторых случаях может отражать духовный центр личности (самости). Активное проявление самости в центре рисунка можно связать с особого рода состояниями - измененными состояниями сознания, трансперсональными или «мистическими» переживаниями, которые могут наблюдаться в связи с процессом психического и духовного «роста», а также при некоторых психических расстройствах.

Проявления самости в центре мандалы обычно связаны с особыми символическими и цветовыми признаками (изображение «всевидящего ока», визуализация и изображение света, белая краска и т.д.). Отсутствие центра характерно для глубоких измененных состояний сознания, в том числе патологического характера (развивающихся, например, вследствие слабоумия). Иногда отсутствие центра наблюдается только в течение определенного отрезка времени, что может быть связано с особыми обстоятельствами или фазами в жизни человека.

Прочная связь центра с разными зонами внутреннего пространства мандалы и внешними границами зачастую говорит о хорошем развитии воли и сознания высокой психологической интеграции, способности ставить цели и достигать их. Но может иметь значение и способ связи центра с разными зонами мандалы и внешними границами. Это достигается за счет изображения идущих от центра лучей, лепестков цветка, геометрического характера рисунка, напоминающих кристалл формы, спирали.

Общий характер рисунка

Хаотичные изображения характеризуются плохой связью между элементами рисунка. Автор рисует импульсивно, при этом часто изобразительные элементы пересекают внешние границы мандалы. Такие рисунки говорят о регрессивных состояниях, в некоторых случаях определенная степень хаотичности может быть связана со спонтанностью либо сильным переживанием.

Упорядоченный характер мандал связан с наличием изображений геометрических фигур или хорошо оформленных образов, включая изображения людей, животных, растений. При этом элементы рисунка связаны друг с другом как пространственно, так и по содержанию.

Симметрия или асимметрия

Симметричные мандалы могут говорить о покое, равновесии, пассивности, отсутствии психологических изменений. Асимметричные свойственны людям, переживающим процесс психологических изменений, а также тем, кто испытывает внутренний конфликт. Эти мандалы говорят об активной внутренней динамике, которая может быть связана как с процессом развития, так и с рядом эмоциональных и психических нарушений.

Например, мандалы с явной асимметрией могут быть свойственны подросткам, говорить о внутренней противоречивости и психологических изменениях. Асимметрия также может быть признаком невротического внутриличностного конфликта. Однако если есть хорошо оформленный центр, он говорит о сохранении Я, несмотря на изменения и внутренние противоречия.

Движение в мандале

Движение в мандале обычно отражает восприятие движения различных элементов образа еще на стадии его визуализации. Иногда восприятие движения подтверждается только благодаря обсуждению рисунка и того, что человек представлял в процессе создания рисунка или перед рисованием. Движение может иметь разный характер и направленность.

Восходящее движение может быть одним из признаков «мистических» переживаний.

Нисходящее же движение говорит о фокусировке на телесных ощущениях, которая может иметь как патологический, так и здоровый характер.

Вращательное движение по часовой стрелке (спираль, вихрь или свастика) зачастую говорит о процессе осознавания, энергетической мобилизации.

Противоположное движение отражает усиление регрессивных тенденций, вытеснение определенного материала из сознания.

Движение, направленное от центра к границам, говорит об усилении связей с внешним миром, потребности в действии.

Движение, направленное от границ к центру, говорит о потребности в сохранении энергии и уходе от контактов.

Цвет и числовые элементы

Числа связаны с повторяющимися элементами изображения, а также с геометрическими фигурами. При этом можно использовать разные системы психологического анализа цвета и чисел, но предпочтительнее те из них, которые рассматривают цвет и числа как одну из форм символической экспрессии и допускают содержательную поливалентность цветов.

Создание мандал

Из проволоки сделайте ободок на голову, чтобы определить размер круга для мандалы. Приложите этот ободок к бумаге, обведите, а затем найдите в доме тарелку, совпадающую с этим кругом, чтобы дальше рисовать ровные круги. Обведите тарелку любым карандашом.

Найдите у своего рисунка внутри круга центр. Начинайте рисовать свою мандалу, используя любые цвета. Вы можете выходить за круг. В конце обозначьте, где у вашего рисунка верх, поставьте дату и, при желании, повесьте рисунок на стену.

Далее...

Обновлено (13.07.2019 02:11)

 

Найти на сайте