Главная Сновидение


Как развить экстрасенсорные способности. Сновидение

Физиология сна

Однозначного определения сна нет. До конца также не известны его функции. Некоторые утверждают, что сон - это единственное, что осталось с доисторических времен, когда из-за больших дневных колебаний температуры к вечеру жизнь замирала. Но утром тела больших ящеров и змей, разогретые солнечными лучами, постепенно оживали. Согласно этой теории, сон является навыком, который мы, как живые существа, приобрели много миллионов лет назад. Эту теорию подтверждает строение нашего мозга, реагирующего на свет, падающий сверху.

Обычно мы думаем, что сон можно разделить на два этапа: первый, когда мы утрачиваем сознание, а наше тело отдыхает и обновляет силы, и второй, когда к нам приходят сновидения. Однако истинная сущность сна значительно сложнее.

Долгие годы проводят исследования, касающиеся природы, течения и влияния сна на организм человека. С научной точки зрения, сон - это специфическое состояние нервной системы млекопитающих, которое характеризуется следующими признаками:

  • типичное положение тела;
  • мышечное расслабление;
  • пониженный уровень ощущений;
  • измененная биоэнергетическая картина работы мозга.

Сон состоит из нескольких фаз. Обычно их выделяют пять: четыре фазы сна на малых волнах и одна фаза REM. (Rapid Eye Movements - это название происходит из английского языка и означает быстрое, характерное движение глазных яблок.) Во время сновидений люди, как и другие млекопитающие, выполняют бессознательные движения глазных яблок. Фаза, в которой это происходит, называется парадоксальным сном. Это название исходит из того, что действия мозга указывают на наше вполне нормальное функционирование (как наяву), хотя тело полностью заснуло.

Среди признаков, описывающих определенные фазы сна, можно привести показания ЭЭГ (электро-энцефалограммы), которые отражают смену электрических потенциалов мозга, измеряемых на поверхности кожи головы. Смены показаний ЭЭГ, наблюдаемые в ходе углубления сна, основываются на постепенном понижении средней частоты волн ЭЭГ и увеличения амплитуды. Большое значение также имеют замеры изменения кровяного давления, мышечного напряжения, температуры тела, электрического сопротивления кожи, дыхания, частоты пульса и т.д.

Перед 1-й фазой сна наступает процесс засыпания. Тело постепенно расслабляется, это граница сна и яви. Выравнивается пульс, дыхание становится ритмичным, температура тела падает. Проблемы и наплывающие мысленные образы постепенно исчезают из нашего сознания. Сознание погружается в "гипнотическое воображение", (По-гречески: гипнос - сон, гогос - проводящий.) провожающее в сон. Оно состоит обычно из фрагментов картин, удивительных мыслей и элементов увиденного. Мозг начинает функционировать в ритме альфа (8-12 Гц, состояние бета обычно составляет около 10 Гц). Это состояние сопровождается приятным расслаблением. Мысли свободно проходят через сознание.

По мере погружения в сон ритм альфа постепенно исчезает. Глаза начинают потихоньку двигаться под закрытыми веками. В это время появляется внезапный электрический разряд в мозгу, напоминающий несколько эпилептический припадок. Это природное и не угрожающее жизни явление, сопровождающееся быстрым мышечным сокращением, вздрагиванием всего тела, называется "миоклоническим подъемом".

Иногда он даже может разбудить засыпающего человека. Через определенное время появляется функциональная "слепота" - помимо открытых век, засыпающий ничего вокруг себя не видит и не реагирует на окружающее его. Некоторые люди спят с полуоткрытыми веками. Тогда начинает проявляться визуальное воображение и, наконец, сновидение. Постепенно приходим к 1-й фазе сна.

Часто это явление используется в парапсихологии как самый лучший момент для вступительных упражнений достижения состояния альфа, науки медитирования, молитвы, упражнений сознания или работы со сном.

Обычно сон делится на четыре фазы или иначе стадии.

1 фаза сна

Кривая ЭЭГ невелика, нерегулярна и имеет изменяющуюся амплитуду. Время от времени она прерывается регулярным ритмом альфа. Мышцы расслаблены, чуть уменьшается биение сердца. Спящий испытывает ощущение полета или падения и "ленивых" мыслей.

2 фаза сна

Эта фаза характеризуется появлением быстрых разрядов на ЭЭГ, называемых "веретеном сна", а также нерезкими и регулярными движениями глаз вправо и влево. Она продолжается около тридцати минут.

3 фаза сна

Помимо "веретена сна" появляется большая волна дельта с частотою около 1 Гц. Наступает дальнейшее мышечное расслабление, замедление сердечного ритма, дыхания, спад температуры тела и давления. Человека, находящегося в этой фазе, трудно разбудить.

4 фаза сна

Она называется сном дельта, когда большие и регулярные волны в обоих полушариях мозга синхронизируются. Пробуждение может наступить только от сильного звука или если сильно встряхнуть тело спящего. Возвращение в сознательное состояние охватывает обычно несколько секунд. Что важно, процесс приема впечатлений мозгом остается неизменным, однако преобразование информации в сознательное восприятие не происходит.

Примерно через 90 минут от момента засыпания спящий вновь проходит через все четыре фазы сна, но на этот раз гораздо быстрее. В течение нескольких минут он плавно подходит к 1 фазе, когда быстрые и нерегулярные волны ЭЭГ имеют низкое напряжение и напоминают результаты состояния ощущений. Но все же это состояние яви, только разновидность 1 фазы сна. Спящего в это время может разбудить или очень сильный шум или, как это ни парадоксально, сильный шепот.

В этот момент появляется новый признак: глаза начинают быстро двигаться, как будто спящий видит через закрытые веки какую-то динамичную сцену. Это начало фазы REM, которая составляет как бы вариант сна. Некоторые исследователи считают его иным состоянием сознания. Дыхание становится нерегулярным; сердечный ритм и давление крови возрастает, как во время переживания сильных эмоций или физического напряжения. Увеличивается употребление кислорода, температура мозга поднимается гораздо резче, чем в сознательном состоянии. Можно даже сказать, что в фазе REM мозг работает с наибольшей интенсивностью.

Уровень кислорода в крови значительно понижается. Одновременно наступает расслабление мышц, особенно туловища. Зачастую мышцы шеи и плечевого пояса не могут удержать голову, и она свисает на сторону. Некоторые мышцы лица сохраняют свой тонус (т.е. состояние, уровень напряжения), а люди, переживающие психическое напряжение, могут скрежетать зубами.

У мужчин во время фазы REM наступает эрекция, а у женщин - увлажнение влагалища. Эта реакция, не связанная с эротическими мечтами, является физиологическим рефлексом и появляется также и у младенцев, и у стариков. Их нет только во время снов, носящих устрашающий характер.

Но, в общем, тело в этой фазе максимально расслаблено. После пробуждения иногда может несколько секунд отсутствовать чувствительность, и человек не может пошевелиться. Это так называемый сонный паралич. Спящего трудно разбудить во время этой фазы сна. Мозг указывает на определенную избирательность импульсов. Помимо сильных факторов, нас могут разбудить слабые сигналы определенного значения, например, собственное имя, тихий плач нашего ребенка. Если разбудить спящего в этой фазе сна, то он будет в подробностях помнить свое сновидение.

Запись ЭЭГ фазы REM напоминает состояние бодрствования в состоянии наибольшей активности. Она прерывается ритмами альфа и тэта (4-7 Гц). Ритм тэта появляется как в состоянии сильного напряжения внимания, в момент испуга, беспокойства, так и в фазе сновидений, а также состоянии глубокой медитации и экстаза.

Ритм тэта характерен для моментов, когда сознание погружается во внутренний мир, мир чувств и воспоминаний, при одновременном отказе от большинства впечатлений, идущих из внешнего мира. Первая фаза REM длится довольно кратко - около десяти минут; следующая наступает примерно через девяносто минут, длится дольше - около двадцати минут. После четырех, пяти таких циклов, под утро она может дойти до сорока минут. Можно посчитать, что в течение одной ночи мы проводим около полутора часов в фазе REM, а за всю жизнь эта величина составит примерно шесть лет. Может, стоит прожить ее более сознательно?

Чем ближе утреннее пробуждение, тем живее сновидения. Первые сны обычно бывают бесцветными, более напоминают мысли, чем картины. Последние сны под утро полны цвета и действия.

Опыты утверждают, что сны необходимы для нашего здоровья и жизни. Участники эксперимента, которые добровольно подверглись тестированию, были разбужены в момент появления первых признаков сновидения. Они могли спать, сколько хотели, но не могли видеть сны. Вскоре они стали чрезмерно нервными, и у них ухудшилось самочувствие. Через некоторое время они отказались от участия в эксперименте, несмотря на большие денежные вознаграждения.

Около 90% сознательных снов приходится на фазу REM, оставшиеся 10% составляют сны 1 и 2 фазы. Подтверждено также, что сознательные сны сопровождаются излучениями волн мозга разной величины. Ритмы дельта, альфа и тэта перемешаны и нерегулярны.

Однако непосредственно перед достижением сознания во сне наступает повышенная активность ритма альфа. Момент появления сознания во сне сопровождается небольшим повышением кровяного давления, учащением сердцебиения, дыхательного ритма и движением глазных яблок. Сознательные сны обычно появляются в позднейших фазах REM.

Типы снов

Сон является зеркалом нашей жизни - всего, что происходит в нашем сознании, подсознании и сверхсознании. То, что не регистрируют наши чувства, отражается во сне.

Явления сна не удается легко объяснить логически (собственно так же, как и нашу жизнь) - сон многообразен. И его режиссером является наша личность!

В разных философских и религиозных системах по разному определяли типы снов, например, в буддизме Тибета выделяют три основных типа:

  • сны, отражающие напряжение нашей повседневной жизни, в последние дни, месяцы и даже годы;
  • кармические сны, отражающие глубокие подсознательные образцы, которые могли появиться даже во многих предыдущих воплощениях;
  • ясные сны, отражающие только природу сознания или высшие уровни сознания.

Терапевт С. Каплан, работая со снами, выделяет следующие группы снов:

  • Обычные сны, отражающие в своей символике дела и ситуации в нашей повседневной жизни;
  • сны стыдливые, т.е. те, в которых мы делаем что-то, что в нормальной жизни сделать бы постыдились, например, выйти обнаженным на улицу;
  • сны подтверждающие, в которых мы получаем подтверждение принятому решению;
  • сны, связанные с будущим, в которых снится потенциальное будущее;
  • сны беспокоящие, в крайнем случае, кошмары, то, что мы не можем сознательно опровергнуть; появляются бессознательно в виде воображаемого страха или угрозы уничтожения;
  • большие сны, отражающие большие события нашей жизни. Возбуждают в нас глубокие чувства и часто являются источником вдохновения в выборе дальнейшего жизненного пути;
  • ясные сны, т.е. такие, в которых эго сна сознает, что ему это снится, и может делать выбор;
  • сны с внесознательным восприятием - в них выступает опыт восприятия явлений, отдельных от нас временем и пространством, которых нельзя достигнуть с помощью обычных чувств, и для которых у нас нет достаточных знаний;
  • сны ощущаемых состояний. Все события повседневной жизни, с которыми мы работаем на символическом уровне, можно трактовать как сны ощущаемых состояний.

Так, большинство наших снов, около 70-80%, говорит о нашей жизни, надеждах и разочарованиях, а также о страхах и опасениях. Во время сна подсознание вновь преобразует информацию, собранную в течение дня, и пытается ее проанализировать. Если ему это не удается с первого раза, сон повторяется регулярно. Около 10-20% снов имеет дело с демонстрацией парапсихических явлений - это может быть ясновидение, сознательные сновидения, контакт с другими мирами, с Высшими Существами.

В течение всей истории человечества подход к проблеме снов был различным. В древности считали, что сон сопровождает сам бог Асклепий. К его святыне приходили паломники, которые засыпали после специальных церемоний. Через сон они получали соответствующие ответы на волнующие их вопросы, а также выздоравливали, если были больны. Конечно, с древности появились также и негативные мнения о снах.

В античные времена Артемидор из Эфеса в своем произведении "Онейрокритика" делил сны на:

  • визуальные - человек наблюдал наяву то, что видел во сне;
  • пророческие - послание от Высших Существ;
  • фантазийные - именуемые пустой фантазией, когда наши дневные мечты вплетаются в суть сна;
  • ночные призраки - появляются слабым детям и старикам.

Артемидор из Эфеса очень много занимался профессиональной интерпретацией сновидений, он написал первый сонник. К сожалению, знания эти со временем были забыты.

В эзотерическо-религиозных системах сон рассматривается как один из методов работы с сознанием. Практической задачей его было сохранение сознания "здесь и сейчас" не только во время сновидений, но также во время засыпания и всего сна. Эта практика применялась в некоторых школах йоги, а также в тибетском буддизме, особенно, в так называемом направлении дзогчен - наиболее практикуемом в старой буддистской школе Нингмапа и добуддийской Бон.

В Европе кроме снов, связанных с библейскими преданиями, сны трактовались очень неохотно, потому что относились к области действия демонов и животной сущности человека. Конечно, это не был единственный способ их восприятия. Подход к этой проблеме изменился в начале ХХ века, когда сном стали интересоваться ученые, и особенно известные психологи - Зигмунд Фрейд и его ученик Карл Густав Юнг.

Фрейд утверждал, что сон - это результат иррациональных и противостоящих обществу устремлений нашей натуры. Юнг описывает свою теорию трансцендентальной мудрости снов. В свою очередь, Эрих Фромм связал обе эти мысли, указывая, что человек создает сны, опираясь на полноту своей сознательной деятельности, т.е. руководит как иррациональными устремлениями, так и мудростью и разумом. Исследования, начатые в начале ХХ века, продолжили современные американские психотерапевты Скотт Спароу и Кеннет Кельзер. Они также занимались сознательными снами. В свою очередь, Арнольд Минделл создал целую теорию о спящем теле, соединив в своей работе элементы психологии и шаманизма.

Исторические источники приводят многочисленные примеры снов, предрекших события, которые действительно произошли позднее. Немало пророческих снов известно в истории России. Один из них связан с именем М.В. Ломоносова. Об этом сохранился рассказ его современника и друга, академика Штолина: "На возвратном пути морем в отечество из Германии единожды приснилось ему, что видит выброшенного, по разбитии корабля, отца своего на необитаемый остров в Ледяном море, к которому в молодости своей бывал некогда с с ним принесен бурею.

Сия мечта впечатлелась в его мыслях. Прибыв в Петербург, первое его попечение было наведаться от архангелогорцев и холмогорцев об отце своем. Нашел там родного своего брата и услышал от него, что отец их того же года, по первом вскрытии вод, отправился по обыкновению своему в море на рыбный промысел; что минуло уже тому четыре месяца, и ни он, неже кто другой из его артели, поехавших с ним, еще не воротились.

Сказанный сон и братние слова наполнили его крайним беспокойством. Принял намерение проситься в отпуск, ехать искать отца на тот самый остров, который видел во сне, чтоб похоронить его с достодолжною честию, если подлинно найдет там тело его.

Но обстоятельства не позволили ему произвесть намерения своего в действо. Принужден был послать брата своего, дав ему на дорогу денег, в Холмогоры с письмом к тамошней артели рыбаков, усильно их в оном прося, чтобы, при первом выезде на промысел заехали к острову, коего положение и вид берегов точно и подробно им писал; обыскали бы по всем местам, и если найдут тело отца его, так бы предали земле. Люди сии не отреклись исполнить просьбы его, и в ту же осень нашли подлинно тело Василия Ломоносова точно на том пустом острове и погребли, возложив на могилу большой камень. Наступившею зимой был он, Ломоносов, о всем оном извещен".

О сне, предсказывавшем несчастье, сохранился хорошо известный рассказ Плутарха. Ночью накануне убийства Юлия Цезаря его жена Кальпурния проснулась в рыданиях - ей приснилось, будто она держит в объятиях убитого мужа. Ее тревога была столь убедительна, что Цезарь собирался было отменить в тот день заседание сената. Неизвестно, как сложилась бы римская история тех лет и последующая история Рима, если бы он послушался этого предвестья.

Судя по всему, к нам доходит лишь малая часть информации, приходящей из будущего по дорогам сна. Дело в том, что сны редко вообще остаются в памяти и становятся достоянием сознания. По наблюдениям исследователей, в среднем мы помним только один сон из ста, которые видим.

То, что мы забываем сны, не есть ли это неслучайный барьер, воздвигаемый нашим "Я"? Барьер, защищающий от информации, причастность которой не несет блага? О том, сколь насыщен информационный поток, исходящий из будущего и приходящийся на какие-то фазы сна, можно судить по результатам экспериментов. Когда исследователями было проанализировано около 600 снов, содержащих информацию о событиях, действительно произошедших впоследствии, их доля составила от 30 до 40 %.

К феномену ясновидческих снов относятся и факты, когда исследователи ответы на проблемы, которые мучили их, получали именно во время сна. Во сне Менделеев увидел периодическую таблицу, Карл Гаусс - закон индукции, а Нильс Бор - модель атома, открытие, произведшее переворот в современной физике.

Сны, когда спящему является некто, сообщающий ему нечто, чего в бодрствующем состоянии тот не знал, составляют особый разряд ясновидческих снов.

Когда умер Данте, его близкие и друзья с отчаянием обнаружили, что полного текста "Божественной комедии" нет. Не хватало целой главы, ХIII песни. Поиски, продолжавшиеся несколько месяцев, оказались тщетны. Великая поэма, возможно, так и вошла бы в историю литературы как неоконченная, если бы одному из сыновей Данте во сне не явился умерший его отец. Со словами "то, что ты искал так долго, находится здесь", он указал на нишу в стене. Несмотря на глубокую ночь, сын Данте с другом отца отправились в дом и в ту комнату, которая была увидена во сне. Там в нише окна лежала стопка исписанных листков, строки которых уже начали расплываться от сырости. Это была та самая ХIII песня.

Куда чаще, однако, информация из будущего приходит во время сна в Форме символов, образов, знаков, требующих понимания и расшифровки. Проникнуть в смысл этого кода - значило бы приоткрыть завесу событий, которые должны свершиться. В этом и заключалась наука толкования снов, наука, начало которой лежит у самых истоков человеческой цивилизации.

Четыре тысячи лет насчитывает египетский папирус, упоминающий об искусстве толкования снов. Умение это, позволяющее предузнать будущее, ценил и царь ассирийский Ашшурбанипал. Именно ради этого он собрал и хранил в своей библиотеке тысячи глиняных табличек с обозначением скрытого смысла образцов, приходящих во сне.

Не странно ли, что полеты во сне, выпавший зуб и другие традиционные символы ночного сознания русская народная традиция расшифровывает так же, как и те, кто заносил эти сведения на глиняные таблички Древнего Шумера? Такие сонники - толкователи снов были всегда чрезвычайно популярны в России.

То, что символы сна и предзнаменование, которое они несут, не вытекают одно из другого и не связаны между собой логически, отмечал еще исследователь древнешумерских таблиц: "Ассоциации, которые связывают сон с выводимым из него предсказанием, редко бывают понятны". Тем не менее, судя по всему, такая связь, лежавшая вне или превыше логики, все-таки существует. Так, в состоянии гипноза человек оказывается способен переводить самые сложные символы своего сна в понятия обыденной жизни.

Сибирским шаманам хорошо известно, что в состоянии сна человек способен воспринимать некую скрытую, зашифрованную информацию о будущих событиях. Сны - составная часть их повседневной практики. К такому шаману может, например, прийти человек и, чтобы узнать, каким будет предстоящее событие, попросить его увидеть это событие во сне.

Опытные шаманы умеют якобы вызывать у себя такие сны - на "заданную тему". Непременное условие, которое должен соблюдать при этом клиент, - держать то, что сообщит ему шаман, в тайне. Различны формы, в которых будущее может проявляться во сне. В большинстве случаев сигнал из будущего является в закодированной, скрытой форме, в стороне от привычных нам логических или причинно-следственных связей.

Рассмотрим шаманизм и его подход к снам в более обширном контексте.

Сны и желания души - раздел психоаналитической теории в ирокезких племенах

В продолжение сотен лет отдельные цивилизации создали очень много разнообразных подходов к разгадке снов и связанной с ними сути. Большинство народов на Земле уважает сны, которым уделяет большое внимание. Примером таких народов могут служить индейские племена ирокезной языковой группы в Северной Америке. Мы опишем их взгляды и обычаи. Часть этих племен создали известную Лигу Пяти Народов (После присоединения племени тускарора их назвали Лигой Шести Племен.) (в народе их называли ирокезами), они стали примеров для творцов Соединенных Штатов.

Иезуиты начали обращать в христианство народ сенеков в 1668 году. Вскоре они убедились, что сенеки очень сильно привязаны к своим религиозным традициям. Особенно они верили, что через сон получают указания, нужные для повседневной жизни. Отец Фремин писал:

"У ирокезов есть только одно божество - это сон". Ему они подчиняются и выполняют все его приказы как можно тщательнее. Тсоннонтуены (Сенеки, одно из племен, входящих в Ирокезскую Конфедерацию.) более всех привязаны к своим суевериям; в конечном итоге их религия сводится к проблеме скрупулезности; они обязаны как можно подробнее выполнять то, что сделали во сне. Остальные народы довольствуются исполнением тех снов, которые считают самыми важными. Этот народ более религиозен, чем соседи. Они считали бы, что совершают преступление, если бы хоть один сон был не реализован. Люди думают только об этом, говорят об этом, их дома полны снов. Они не жалеют ни трудов, ни средств, чтобы выказать свою привязанность к ним. С этой точки зрения, они способны на всевозможные выходки.

Если кто-то во сне купался, то сразу же после пробуждения совершенно нагим забегал в дома селения, и в каждом из них выливал ковшик воды, причем, даже тогда, когда на улице было очень холодно. Другой, которому приснилось, что его поймали и сожгли живьем, на следующий день был связан, и его жгли огнем, как настоящего пленника. Человек был уверен, что если он таким образом угодит своему сну, то наверняка, его будут оберегать от боли, бесчестья пленения и смерти потому, что так его научило божество. В противном же случае он попал бы в руки врагов, так как божество его бы не хранило. Некоторые даже совершали путешествие в Квебек, преодолевая сто пятьдесят миль для того, чтобы там купить собаку, так как во сне покупка была совершена именно там.

Какой же опасности подвергаемся мы каждый день, находясь среди людей, которые могут хладнокровно нас убить только потому, что это им приснилось; и какой же ничтожной может быть обида, нанесенная дикарю, чтобы его воспаленное воображение могло представить себе месть обидчику".

Отец Фремин и его товарищи были поражены. Ведь кому-нибудь из индейцев могла присниться их смерть! Ничего удивительного, что иезуиты пытались поколебать доверие сенеков в их сны, ставя разные осторожные вопросы типа: "Разве душа покидает тело во время сна?". Положительный или отрицательный ответ должен был, по мысли иезуитов, стать основой противоречий в недрах туземной теории. Однако иезуитская логика была не в состоянии нарушить верования сенеков.

Квакерские миссионеры, которые добрались до племени сенеков через 130 лет после иезуитов, наблюдали в них то же самое почитание снов, что и их предшественники.

"они крайне суеверны во всем, что касается снов и колдовства, - писал Холлидей Джексон, - и часто созывают совет по случаю ничтожнейших событий подобного рода. В качестве пояснения приведу пример. Зимой 1799 года, когда один из моих приятелей преподавал детям в школе, пришло известие, что в союзном племени, за семьдесят миль отсюда, одной из местных девочек приснился сон, что "дьявол сидит во всех белых людях, и что сенекам нельзя у них учиться, и дети их тоже не должны учиться читать и писать". По поводу таких обстоятельств был созван совет, рассмотрено дело, и многие из них решились запретить своим детям некоторое время посещать школу".

Вера сенеков во сны существует до сих пор, хотя уже в значительно меньшей степени. Для большинства из них сны и теперь играют решающую роль в выборе времени оздоровительных сеансов, в участии в шаманских собраниях, в выборе друзей. Во время празднования Нового года люди просят, чтобы их сны были разгаданы. За помощью в интерпретации снов они обращаются к колдунам ман. Уже более трехсот лет (самое меньшее) члены ирокезких племен руководствуются в жизни указаниями, полученными во снах.

Можно сказать, что в основе ирокезской теории снов лежит психология. Отец Рагуэно в 1649 году описал эту теорию следующим образом: "Гуроны считают, что наряду с нашими желаниями, которые хоть и являются свободными и случайными, вырастают другие, вытекающие из ранее познанных добра и зла. По нашему мнению, они содержатся в желанных предметах. Наша душа также имеет другие устремления, как бы скрытые от нас. Это говорит о том, что они исходят из глубин души, а не вырастают из каких-то знаний, лишь из слепых порывов души к определенным предметам (...)

Итак, считают они, душа представляет природные желания через сны, которые являются ее языком. Если эти стремления реализуются, она успокаивается. И наоборот, если ей в этом отказывают, она впадает в гнев и не только не дает своему телу добра и счастья, которое она хотела к нему привлечь, но часто бунтует против него, вызывая разные болезни и даже смерть (...) В результате таких ошибочных (Это мнение отца Рагуэно.) взглядов, большинство гуронов обращает слишком много внимания на свои сны и старается уверить свою душу, что они делают все, указанное ею во сне. Если, например, приснится кому-то копье, то человек будет прилагать усилия, чтобы его раздобыть; если приснится, что кто-нибудь устраивает пир, то он занимается его организацией сразу же после пробуждения, не глядя, есть ли у него средства, и т.д. Называется это ондиннонк - скрытые стремления души, проявляемые во сне".

Гуроны считали, что явный смысл или отсутствие смысла сна может скорее маскировать, чем проявлять истинные желания души. Следовательно: "Как люди, у которых развиты сверхприродные способности видения, могут заглянуть вглубь наших сердец и узнать наши мысли и склонности, хотя мы не всегда выражаем их словами, так, считают гуроны, есть отдельные лица, более других знающие, взор которых проникает как будто вглубь души.

Они видят природные и скрытые устремления души, хотя та ничего не выражает, через сны, или сны полностью забываются. Таким способом их шаманы (...) получают знания и используют свое искусство. Они говорят, что ребенок в колыбели, так же, как и больной, лишенный рассудка, желают многих вещей, о которых не имеют ни малейшего понятия. Гуроны считают, что самым лучшим лекарством, быстро возвращающим здоровье, является успокоение природных желаний больного".

Согласно ирокезским понятиям, болезнь или недомогание может возникать по трем причинам:

  • из-за природных обид, полученных на войне или случайно;
  • из-за колдовства, когда определенные однородные тела, такие как: шарики из волос, обломки костей, капли крови или медвежьи зубы магически помещались в тело пациента;
  • из-за "сознания" самого пациента, который чего-то хочет и этим мешает своему телу, пока не получит желаемую вещь.

Ирокезы считали, что у каждого человека есть врожденные желания, часто ему самому неизвестные. От их реализации зависит ощущение счастья. Медицина ман помогает понять посланные сны и выявить желания при помощи способностей внечувственного восприятия или путем использования других дивинационных техник. Тогда родственники, друзья и близкие пациента, не задумываясь, делают все, чтобы выполнить эти желания.

Ирокезы приписывали душе массу свойств, подобных тем, которыми наделяют ее современные европейские психологи и теологи. Гуроны были уверены, что в одном человеческом теле живет одна душа, у которой есть определенные функции, каждая из них называется своим именем, в зависимости от того, что имеется в виду в настоящий момент. Душа охватывает все части тела, а, следовательно, имеет голову, руки, ноги, туловище и все остальные анатомические подробности материального тела, но в нематериальном двойнике.

Ирокезы интуитивно достигли высокого уровня психологической практики. Они отличали сознательную и бессознательную часть человеческого сознания. Знали большую силу бессознательных желаний и понимали, что игнорирование или невозможность их исполнения может привести к психическим нарушениям.

Они понимали, что желания эти выражаются в символической форме во снах, и их не всегда легко истолковать. Ирокезы также отмечали разницу между явной и скрытой сущностью снов и применяли метод, который можно определить как технику свободных ассоциаций. Они считали, что лучшим способом снятия психического или психосоматического напряжения является непосредственное или символическое удовлетворение не исполненного желания.

Сны, приведенные в донесениях иезуитов и в современной этнографической литературе, приближают сущность снов ирокезов. Сны, носящие явный сексуальный характер, не являются редкостью, и так как о них рассказывали без всякого смущения и часто также говорили о терапевтических оргиях, то отцы-иезуиты были очень недовольны. Ирокезы часто были несмелыми в контактах между мужчинами и женщинами. Но молодым людям без смущения разрешались сексуальные контакты перед вступлением в брак.

Легко также было разорвать узы брака. Хоть это и может показаться нам странным, но в подобных сообществах женщины в этом отношении имели больше привилегий. Только мужчины должны были объяснять перед местной общиной свои поступки. Хотя порядочность и супружеская верность везде представляли общепризнанные идеалы, указания сновидений были всегда выполняемы, даже если они шли вразрез с другими обычаями.

Пример

В 1656 году трое воинов прибыли в Онондагу во время церемонии зимнего переселения. Их не было год, они были участниками кампании против племени эрие - народа Кошек, которая окончилась для них неудачей. Один из воинов был таким "исхудавшим, бледным и угнетенным, как будто перед этим он говорил с диаволом. Он плевал кровью и был так страшен, что тяжело было смотреть ему в лицо".

После прибытия этот человек сказал, что должен ознакомить старейшин с одним необычным делом. Он объявил им, что во время кампании видел Тарачивагона - Того, кто Поддерживает Небо, маленького карлика, который обратился к нему со следующими словами:

"Я - Тот, кто Поддерживает Небо, я - страж Земли; я храню людей и даю победу воинам. Я сделал вас хозяевами Земли и победителями многих народов; я дал вам победу над Гуронами, над народами Титониув, Ахондироннонов, Атирагуенреков, Атиаонреков, Такулгуегроннов и Гентагуетергоннов; одним словом, я сделал вас тем, чем вы сейчас являетесь. И если хотите, чтобы я и далее вас охранял, прислушайтесь к моим словам и исполните мои приказания: во-первых, в вашем становище, когда вы в него прибудете, будут находиться трое французов.

Во-вторых, вы прибудете туда во время церемонии хоннаурория. В третьих, после прибытия вы должны принести мне в жертву десять собак, десять фарфоровых бусин их каждого вигвама, пояс вампум шириной в десять рядов, четыре меры подсолнечных семечек и столько же гороха. Речь идет и о тебе. Должны на пять дней отдать тебе двух замужних женщин. Если все это не будет выполнено в точности, то твой народ постигнут различные несчастья; если же все будет исполнено, я объявлю свою волю на будущее".

Конечно, пожелания Тарачивагона, объявленные во сне, были исполнены.

Иезуиты отметили у гуронов формальный ритуал успокоения сексуальных устремлений, выраженных во сне.

В 1639 году отец Лежен встретил старика, умирающего от язвы, охватившей его руку от запястья до груди. По мнению дикарей, он "был одним из наиболее почитаемых и добродетельных людей во всем этом краю, Последним желанием этого человека было определенное количество собак одной породы и масти, которых должно было хватить для трехдневного погребального обряда; определенное количество муки для той же цели; немного танцев, но, прежде всего, церемония андацвандер, т.е. соединения мужчин и девушек, которую выполняют в конце пиршества. Он назвал число девушек: их должно было быть двенадцать, тринадцатая - для него".

Во время ритуала отгадывания снов по случаю зимнего переселения и в другие времена года, если случались болезни, придумывали загадки в священной игре. Каждый человек или группа лиц оглашала свое "собственное и специальное желание, т.е. ондиннонк - согласно информации, полученной во сне, но не прямо, а через загадки.

Кто-нибудь, например, скажет: "То, чего желаю и чего жду, несет в себе озеро", подразумевая либо тыкву, либо дыню. Другие говорят: "То, о чем прошу, видно в моих глазах - это будет разноцветное", а так как у гуронов "глаз" и "бусина" обозначают одним словом, то это указывает на предмет желания - разноцветные бусинки. Другие дают понять, что желают пиршества андацвандер - прелюбодеяния и разврата. Когда отгадают его загадку, то охотников успокоить его желания будет достаточно".

Сны о пытках и личных несчастьях среди воинов бывают довольно часто. В этих племенах всегда ценились отвага, невосприимчивость к боли, терпение и презрение к смерти. В 1642 году одному гурону приснилось, что другие ирокезы, не гуроны, поймали и сожгли его как пленника. Сейчас же после его пробуждения был созван совет. "Несчастье этого сна, - изрекли вожди, - следует удалить". Тотчас же разожгли двенадцать или тринадцать огней в доме, где сжигают пленников, а мучители взяли факелы. Того, кому приснился сон, жгли факелами, он сильно кричал. Избегнув одного огня, он получил другой.

Конечно, никто не предлагает Вам поступать так, как индейцы. Однако стоит подумать, может быть, что-то все-таки имеет смысл. Как часто мы не знаем, как этого достичь. Может быть, сны могут нам помочь узнать и выполнить что-то для достижения цели? Вы, наверное убеждались на собственном опыте, что иногда мелкие вещи могут привести человека в прекрасное настроение, а некоторые даже дать ему настоящее счастье. Ответы на вопрос, что принесет нам радость, находятся в наших снах.

Парапсихология. Упражнение 1

Прочитайте внимательно фрагмент урока об обычаях и взглядах народа ирокезов. Наверное, Вы заметили, что в нем содержится определенная информация, которую мы можем трактовать как элементы парапсихологических знаний. Найдите эти элементы и выпишите:

Может быть, какая-то вышеописанная информация позволит Вам создать свое интересное упражнение. Сначала опишите его, а потом запишите его результаты:

Стоит ознакомиться с эзотерическими и духовными традициями других народов, даже тех, кого иногда называют примитивными. У них можно научиться многим парапсихическим и оздоровительным техникам. Одной из них является работа со сном. Часто "примитивные народы" опережают европейские знания своими практическими навыками.

Из этих отрывков можно узнать, что индейцы считали - лучше реализовать сон в форме реалистической психодрамы, чем реализовать его наяву. (Подобно думали древние греки. Они хотели увидеть в театре самые тяжелые человеческие трагедии, чтобы очиститься ими (достижение катарсиса) и освободиться от них.)

Этот принцип, конечно, может научить предотвращать некоторые события. Если у Вас какие-то трудности с решением проблемы наяву, Вы можете попробовать решить ее во сне, наверняка, появятся какие-то указания, а может быть, и готовое решение. Но чтобы этого достичь, первым делом надо научиться понимать свои сны, а также свободно в них действовать, причем, не утрачивая при этом сознании "здесь и сейчас".

Далее...

Обновлено (19.11.2019 03:46)

 

Найти на сайте

Парапсихология