Главная Акусматические науки


Пифагор. Акусматические науки

Акусматические науки

Акусмы (ТА AKOYΣMATA) — предназначенные для слушания и размышления высказывания Пифагора. С одной стороны, они продолжали традицию мудрых изречений Семи Мудрецов, а с другой — обогатили эллинскую словесность новыми эзотерическими смыслами.

От Пифагора идет традиция акусматического (EYMBOΛIKH, «символического») обучения. Имелось три вида акусм, или символов (ТА ΣYMBOΛA). Первый вид акусм от Пифагора строился примерно так:

Что такое острова Блаженных1? — Солнце и Луна.

■ Что такое прорицалище в Дельфах? — Тетрак-тида, то есть гармония, в которой заключены сирены.

Кто ты, Пифагор? — Аполлон Гиперборейский.

Половина всего дела — начало.

Старость подобна всему тому, что уменьшается, а молодость — тому, что нарастает.

Все годится (сопричастно) числу.

Эсто2 — сущность.

Благом являются труды (трудности), наслаждения же — во всех отношениях — зло.

Вселенная — это космос («украшенное»); она названа так по порядку и красоте, которые ей присущи.

Северный полюс Земли — «печать Реи», а Медведи (APKTOI) — «руки Реи».

Планеты — «псы Персефоны3».

Плеяды — «лира Муз».

Центральный очаг, демиургическая сила — «Зевсов острог» (ΔΙΟΣ ПΥРГОΙ) или престолы Зевса (ΔΙΟΣ ΘPONOI).

Море — «слеза Крона».

Есть человек двуногий, и птица, и третье, другое.

Второй вид символов идет от Фалеса и Семи Мудрецов и восходит к популярной форме народной дидактической словесности:

Что всего старше? — Бог, ибо он безначален.

Что всего больше? — Пространство. (Мироздание объемлет все остальное, а пространство объемлет и само мироздание.)

Что всего разумнее? — Время: одно оно уже открыло, а другое еще откроет.

Что всего неотъемлемей? — Надежда. Она есть и у тех, у кого больше ничего нет.

■ Что всего полезней? — Добродетель. Она делает полезным и все остальное хорошим пользованием.

Что всего вреднее? — Порок. Он больше всего портит вещей одним своим присутствием.

Что самое праведное? — Жертвовать.

Что самое мудрое? — Число.

Что второе по мудрости? — Давать имена вещам.

Что самое мудрое у эллинов (ΟΙ ПАР'HMΩΝ)? — Искусство врачевания.

Что самое прекрасное? — Гармония. (Мироздание: ибо все, что стройно, входит в него как часть.)

Какая из плоских фигур самая прекрасная? — Круг.

Какая из телесных фигур самая прекрасная? — Шар (Сфера).

Что всего сильнее? — Неизбежность. Она неколебима.

Что самое сильное? — Мысль.

■ Что всего легче переносится? — Естественное. Ибо даже сладостное часто вызывает отвращение.

Что самое справедливое? — Жертвоприношения.

Что самое лучшее? — Счастье (EYΔAIMΩNIA).

Что самое трудное? — Познать самого себя.

Что самое легкое? — Жить по привычке.

Какое высказывание можно считать самым правдивым? — Что люди злы.

Третий вид символов предписывает то, что следует делать или не следует делать:

Более всего следует заботиться о философии, родителях (так как последним мы обязаны тем, что живем), философах и воспитателях (им мы обязаны тем, что живем хорошо и разумно, обретя в их лице правильное руководство).

Не разрушай в себе бога!

■ Не перешагивай через весы, соблюдай меру. Ярмо не перешагивай (МН ZYГON YПEPBAINEIN!), т. е. не лихоимствуй.

Венок не ощипывай, т. е. законов не нарушай, ибо они — венки полиса.

Следует обзавестись потомством, чтобы оно служило богам после тебя.

Следует первой подвязывать правую сандалию.

■ Не следует ходить торными дорогами. Избегая торных дорог (по которым идет большинство), ходи тропинками.

Идя в храм поклониться, не говори и не делай ничего житейского...

■ Не заходи в храм мимоходом и не поклоняйся походя ни в коем случае, даже если будешь проходить мимо самых дверей.

■ Приноси жертвы и поклоняйся босиком. Следует подходить к алтарю и приносить жертву необутым (босиком).

Не следует окунать руку в сосуд с водой для освящения.

Во время жертвоприношения ногтей не подстригай.

Воздерживайся от живого.

■ Не ешь ни того, что недозволено,— рождения, роста, начала и конца, ни того, откуда происходит первая основа всего (т. е. воздерживайся от филейной части, яичек, гениталий, матки, костного мозга, ног и головы жертвенных животных).

Мозга не ешь.

Сердца не ешь.

Эритину4 не ешь.

Мальву5 расти, но не ешь.

Воздерживайся от чернохвостки, ибо она посвящена подземным богам.

Воздерживайся от бобов. Не следует касаться (есть) бобов.

Не следует мыться в общей бане. Чисты ли те, вместе с кем ты это делаешь?

На обрезки своих волос и ногтей плюй.

Поворотясь к Солнцу, не мочись.

Стульчак факелом не оттирай.

На дороге не гадь.

Не следует ни с кого снимать его ношу, но, напротив, следует помогать ее взваливать. Поднимающему ношу взваливать помогай, снимающему сваливать не пособляй.

Не следует сходиться для детопроизводства с женщиной, имеющей на себе золото, дабы не осквернить его.

Не следует заниматься любовью или рожать детей в храме, дабы не осквернить его.

С богатой (женщиной) для деторождения не сходись.

■ Не следует носить изображения божества на перстне в качестве печати, дабы не осквернить бога. Изображения бога на перстне не вырезай.

Перстень не носи.

Следует хранить образ божества в жилище.

■ Следует совершать возлияния богам через ушко сосуда ради хорошей приметы и чтобы никто не пил с этой стороны.

Не глядись в зеркало при светильнике.

Не следует говорить о пифагорейских предметах без света (в темноте). О пифагорейских вещах без света не говори.

Без удержу не смейся.

Следует давать самый лучший совет спрашивающему, ибо совет священен.

Не протягивай десницу всем без разбора.

Следует брать жену правой рукой, когда уводишь ее от отцовского очага к своему6.

Следует относиться к жене как к просительнице.

Не следует жену преследовать.

Не следует приносить в жертву белого петуха, так как он — проситель и посвящен Месяцу. Он указывает время и потому посвящен Месяцу и Солнцу.

Петуха корми, но не закалывай, ибо он посвящен Месяцу и Солнцу.

Никаких когтистых тварей (хищных птиц) в доме не содержи и не выкармливай.

■ Ласточку в дом не пускай. Не допускай в доме присутствия ласточек, ибо они неблагодарны и не заслуживают доверия.

Следует входить в храм в чистых и белых одеждах.

■ Покойника следует обряжать в белые и чистые одежды. Чистота и белизна — свидетельство прямоты и справедливости.

Не следует заходить в храм походя.

Не следует рассматривать службу божеству как нечто второстепенное.

■ Не смей не верить сказаниям о богах или божественным учениям, даже если они невероятны.

■ Следует стойко сражаться и получать рану спереди, тогда смерть — благо, если поступаешь наоборот — она позорна.

■ Надо ставить на стол соль в напоминание о справедливости. Соль все сохраняет, она рождена самыми чистыми стихиями — солнцем и морем...

■ Не следует преломлять хлеб. Того, что сводит людей вместе, делить не нужно — это не принесет пользу человеку на суде в доме Аида.

След горшка на золе стирай. Не оставляй на золе следов снятого горшка, а сглаживай золу.

На хлебной мере не сиди (т. е. не живи праздно, равно заботься о нынешнем и будущем).

■ Поговорка об «отложенной рыбе» (Paroemio-graphi, II, 462) поучает нас всегда откладывать на будущее что-нибудь из наличности и сегодня помнить о завтрашнем дне.

■ Бездеятельному сну подобает коричнево-красный и черный цвет. Сну для общения с божеством приличествует чистый белый цвет.

■ Встав с постели, сверни ее и разгладь место, где спал.

Из того, что заслуживает осторожности, более всего следует остерегаться наслаждения.

Будь сдержан на язык перед другими, следуя богам.

Когда дуют ветры, поклоняйся (богине) Эхо7.

■ Огонь ножом не вороши (т. е. не раздражай еще больше колкими словами вспылившего в гневе).

■ Отворачивай от себя всякое острие.

■ Обуваться начинай с правой ноги, мыть ноги — с левой.

Уходя из дому, не оборачивайся, ибо Эринии идут по пятам.

■ Предпочитай девиз «что ни фигура, то шаг (к совершенству)» девизу «что ни фигура, то три обола».

■ Следует изгонять дух соперничества и вражды из любого вида филии (с родителями и старшими, с братьями и сестрами, с друзьями и благодетелями). Душевных царапин и ран при дружбе (любви) надо наносить друг другу как можно меньше. Это происходит, если умеют уступать и смирять свой гнев оба, особенно — младший.

Не следует никогда изгонять доверия из дружбы (любви).

■ Не следует отказываться от дружбы (любви) из-за несчастья (с партнером).

■ Можно отказаться от дружбы (любви) лишь по причине полного разочарования в партнере и в отношениях с ним, происходящего из-за большой испорченности и неисправимости друга.

■ Не нужно в ссоре апеллировать к третьему, а нужно унять злобу в себе самих. Первым это должен сделать старший.

Пифагор приводил пояснения и доказательства всех акусм (символов), но так как их передавали друг другу многие и при этом все менее, чем их предшественники, понимали их смысл, то изречения в конце концов лишились своего первоначального смысла и превратились в малопонятные изречения.

Все его предписания относительно того, что следует делать или не делать, имеют целью общение (0МΙΛΙА) с божеством.

Вообще Пифагор полагал, что заучивание подобных акусм (символов) слушателями само по себе благотворно, даже без знания каких-либо причин и объяснений.

Эти предписания и запреты представляют собой смесь народных поверий и примет, древних запретов и обрядов с пифагорейским представлением о бессмертии души и ее последовательных воплощениях в различные тела.

***

Имеется немало акусм, афоризмов и изречений Пифагора, вошедших в мировое культурное наследие Эллады:

■ Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

Благоразумная супруга! Если желаешь, чтоб муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он нигде больше не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.

Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.

Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.

Делай великое, не обещая великого.

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

Жизнь подобна театру: наилучшие места в ней часто занимают очень дурные люди.

Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.

Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления.

Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падало в него несколько горьких слез.

Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы от нее никакой.

Молчи или говори то, что получше молчания.

Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

■ Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале.

Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобрав всех своих поступков за прошедший день.

Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходящем солнце.

Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питье.

Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю свою жизнь.

Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.

Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»

Пьянство есть упражнение в безумстве.

Статую красит вид, а человека — его деяния.

Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.

У друзей все общее, и дружба есть равенство.

У хвастунов, как и в позолоченном оружии: внутреннее не соответствует наружному.

Шутки, как и соль, должно употреблять с умеренностью.

Далее...

Обновлено (04.07.2019 15:51)

 

Найти на сайте