Главная Новый путь самопознания


Психосоматика. Новый путь самопознания

Новый путь самопознания

Психосоматика. Новый путь самопознания

Хотя многие люди увлечены всем, что касается неизведанных глубин бессознательного, мало кто из них интересуется теорией данного вопроса. Эта позиция в корне неверна и скорее навредит, чем поможет (о чем говорилось в предыдущей главе). Обязательно настанет момент, когда человек должен будет разобраться с теми законами, которые на бессознательном уровне управляют его мыслями и поступками. Нас толкает к этому сама жизнь! Мне, к примеру, мое незнание того факта, что мы с бывшей женой принадлежим к противоположным типам характера, стоило слишком дорого. Знание законов бессознательного, управляющих поведением и проявляющихся в типах характера, могло бы уберечь меня от ненужных потерь и разочарований.

Как известно, есть такие специалисты, которые изучали «руководство по эксплуатации» бессознательного. К ним относятся психологи, психоаналитики и психиатры. Можно было бы принять соломоново решение и отдать им всю работу по изучению бессознательного. Действительно, обращение за помощью к психологу часто оказывается неизбежным, особенно для действительно больных людей. Но нужно учесть, что таковые составляют относительно небольшой процент. Для большинства же «простых смертных» я считаю отнюдь не лучшим средством привлечение специалиста, который должен, как уполномоченный представитель, исследовать, что творится у пациента в голове, и разъяснить ему это.

Долгое время в мире (особенно в США) бытовало мнение, что каждый человек должен иметь личного психоаналитика, которого нужно регулярно посещать, как мы посещаем автосервис. Между тем, сейчас все больше укрепляется другая точка зрения, в соответствии с которой для большинства психически нормальных людей обращение к психоаналитику — это ложный путь. И дело здесь, к сожалению, не только в дороговизне консультаций. Часто я как врач наблюдаю, что люди попадают в зависимость, и что копания в бессознательном нередко приводят пациентов в замешательство и становятся поэтому причиной их душевных страданий. Безусловно, я осознаю, что при определенных психических нарушениях психотерапия незаменима, но необходима она лишь некоторым, а не всем.

При этом даже с теми пациентами, которым психотерапия нужна, дела обстоят не так просто. После психотерапевтического курса они могут вполне осознанно говорить о своих проблемах, но во множестве случаев сами-то проблемы никуда не уходят. По поводу этого хорошо известного феномена есть даже расхожая фраза, в которой выражается недоверие методу психотерапии: «Да, у меня есть проблемы, но больше вы от меня ничего не добьетесь!» С одной стороны, это тоже результат, но все же не такой, к которому всерьез стремился бы любой разумный человек. Правда, в конце концов, пациент может утешать себя мыслью о том, что пусть ему и не удалось вылечиться до конца и устранить психологические проблемы, но в силу обстоятельств он научился как-то справляться с ними.

Вопреки распространенному мнению, критика в адрес традиционной психотерапии в немалой степени свойственна и самим специалистам. Я общаюсь со многими опытными коллегами-врачами, и мне постоянно приходится слышать, как они, слегка понизив голос, признают: «Да, ваша критика традиционного психоанализа вполне справедлива, но в этом нельзя открыто сознаться, чтобы не опозорить себя навеки». Никто не хочет открыто высказать свое мнение, которое публично сочтут крайне не­уместным, поскольку для многих психотерапия до сих пор почти священна. Между тем, метод традиционной психотерапии, основанный сугубо на слове (беседе), по своей эффективности часто неудовлетворителен, за исключением немногих случаев. Очень часто впустую тратится неимоверное количество сил и энергии, как со стороны врача, так и со стороны пациента.

Приведу типичный пример из моей практики.

Клаус В. (20 лет), необычайно раздражительный молодой человек, жалуется на приступы страха и ощущение, что сходит с ума. Находится под наблюдением уже долгое время. Я оцениваю уровень его жизненных сил как очень низкий. Причиной этого является огромный душевный конфликт «Похититель энергии», который отнимает у пациента большую часть жизненной энергии. К сожалению, состояние Клауса В. ухудшается, мы не можем устранить этот конфликт.

Пациент много месяцев находился в одной известной клинике, откуда его выписали с заключением, где сказано, что его состояние «значительно улучшилось». В клинике он регулярно посещал индивидуальные и многочисленные групповые сеансы психотерапии. Обследовав пациента, я был вынужден констатировать, что его состояние осталось таким же плачевным, как и раньше: энергетические показатели и его конфликт не изменились. Клаус подтвердил, что чувствует себя плохо, только за счет сильных успокоительных препаратов стал менее суетливым и беспокойным.

Битва Георгия со змеем является отражением архетипа, который также воплощен, например, в сюжетах современного мюзикла «Красавица и чудовище» и голливудского фильма «Кинг-Конг». Ужасное, прожорливое чудовище — это олицетворение зла, причем, что поразительно, в первую очередь того зла, которое таится в бессознательном красавицы. В индийской мифологии этот внутренний принцип женской психологии нашел отражение в образе Кали, темной, разрушительной ипостаси Богини. В последующих главах станет ясно, что под злым духом подразумевается внутренний конфликт, воплощенный здесь в образе змея. На самом деле храбрый Георгий освобождает красавицу от черной, разрушительной стороны ее собственной сущности. На рисунке это подчеркнуто следующим образом: девушка ведет змея, как собаку, в ошейнике. Если бы змей был действительно так опасен для девушки, то она, стоя в непосредственной близости от чудовища, не была бы такой невозмутимой, а на ее лице можно было бы заметить хоть какие-нибудь признаки страха или ужаса. Существует и другое толкование данного сюжета с точки зрения глубиной психологии. Согласно ему, змей олицетворяет темную сторону души самого Георгия, который, чтобы стать достойным мужем своей возлюбленной, одолевает змея, то есть побеждает зло, скрытое в нем самом.

Многие мои пациенты могут привести подобные примеры, связанные с обращением за помощью к традиционной психотерапии. Люди вкладывают много сил, времени и средств, но ничто не приводит к желаемым улучшениям. Еще более безнадежной, по-моему, является ситуация, когда пациент из симпатии к специалисту впадает в восторженное воодушевление, не имеющее на самом деле никаких реальных оснований. Часто создается впечатление, что психоанализ действует подобно наркотикам, и в крайних случаях даже может возникнуть психологическая зависимость от него. Тогда у пациента появляются недооценка, непонимание действительности, а также многие другие проблемы, типичные для состояния реальной зависимости. Не исключаю, что кому-то мои слова покажутся слишком резкими; этим читателям я мог бы ответить следующее: во-первых, я выражаю личную точку зрения, а во-вторых, прекрасно понимаю, что есть люди, которым психоанализ безусловно помог, которых он как-то обогатил. Однако в большинстве случаев радужные обещания не выполняются. Легионы выдающихся ученых и интеллектуалов вложили слишком много усилий в развитие психоанализа, чтобы сейчас говорить о не меньших легионах пациентов, которым он не помог.

Психоанализ — это учение, захватывающее для интеллектуалов. Только оно не подходит для разумного решения проблем большинства людей. В этой книге я хочу предложить новый метод, который, судя по моему личному опыту, намного проще в применении и приносит более быстрые и заметные результаты. Причина того, что психоанализ и другие методики оказываются малоэффективными, кроется в энергетической природе конфликта. Нужно находить и гасить конфликты в энергетической структуре человека так, как мы стираем надписи на доске в школе. Благодаря разрешению конфликта на энергетическом уровне достигается стойкий лечебный эффект, который невозможен при использовании других методов. Эти слова я намерен проиллюстрировать наглядными примерами человеческих судеб, которые разворачивались перед моими глазами в ходе врачебной практики. Но прежде чем речь пойдет исключительно о лечении психологических проблем, я хочу сначала разобраться с двумя широко распространенными предрассудками.

Первое предубеждение состоит в том, что только специалисты типа психоаналитиков могут заниматься лечением души другого человека. По моему мнению, это полная чепуха — хотя бы уже потому, что каждый из нас день за днем таким лечением только и занимается, даже не осознавая того. Мы постоянно имеем дело с нашей собственной душой или душами других людей. Странно было бы, например, потребовать, чтобы за каждым нашим вдохом следил специалист по легочным заболеваниям. Наше собственное бессознательное — это испокон веку наше личное дело, и поэтому анализ бессознательного и его лечение мы должны взять в свои руки.

Согласно второму предубеждению, любая форма самопознания скучна и является способом убить время для мающихся от скуки, невротичных людей, которые не знают, чем бы себя занять. В действительности же нет ничего более захватывающего, чем самопознание. Например, за каждым преступлением скрывается щекочущая нервы предыстория, узнавая которую, мы совершаем действие, по своей природе сходное с самопознанием. Посредством нашего сопереживания мы эмоционально погружаемся в мир героев. Мы делим с убийцей и его преследователями частицу жизни, в которой отражаются наши чувства и эмоции. Поскольку в каждом из нас соседствуют убийца и его жертва, подлец и праведник, то в этой истории, таким образом, отражаются составляющие нашей души! Особенно это касается таких традиционных сюжетов, как «красавица и чудовище» или «герой и монстр».

Каждый человек, смотря кино, или читая детектив, получает удовольствие от впечатления, находящегося на самом деле уже в нем самом. Я утверждаю, что отклик в нашей душе находит только то, что касается нашей личности, — короче говоря, мы следим за драмами и криминальными историями в нас самих, для этого нам и нужен «усилитель», делающий зримой мелодраму или детектив нашего внутреннего мира. Наблюдение за тем, как проявляются удовольствие и эмоциональное напряжение, — это замечательная возможность узнать себя лучше. Чем больше что-то заставляет нас испытывать приятное, волнующее напряжение, тем ближе в этот момент мы оказываемся к нашему бессознательному. Удовольствие и напряжение — эти уловки искусства — природа использует везде и всюду. Она делает это с хитрым умыслом, подталкивая нас к спариванию с себе подобными или к завоеванию нового жизненного пространства. Природа использует при этом специальные приемы. Так, по ее прихоти интерес одной особи к другой тем выше, чем более различий они имеют на генетическом уровне. Это было доказано путем эксперимента, в котором исследовался запах мужского пота как решающий фактор при выборе женщиной партнера. Женщинам, принимавшим участие в эксперименте, нужно было выбрать футболку, пахнущую для них наиболее приятно. Оказалось, что чем больше у женщины и обладателя футболки различий в особенностях иммунитета, тем привлекательнее для женщины был запах пота этой футболки. Объяснение здесь состоит в том, что определенные отличия в генах женщины и мужчины увеличивают шансы потомства на выживание, поэтому каждая женщина ищет партнера, инстинктивно руководствуясь данным параметром. Обоняние, таким образом, подсказывает, что, по мнению природы, является наиболее предпочтительным для продолжения рода.

Человек искусно перенимает у природы некоторые ее приемы. Я не перестаю удивляться, когда вижу, как растет число блондинок среди преимущественно темноволосых жителей Италии. Все необычное, бросающееся в глаза увеличивает шансы на продолжение рода. При этом возникают удовольствие и возбуждение. Таким образом, каждая дискотека, каждый парк с уединившимися влюбленными парочками, каждая группа флиртующих тинейджеров является той средой, где и разворачивается процесс самопознания, то есть происходит изучение своего бессознательного. Будучи подростками, мы познаем себя при общении с противоположным полом. В этом возрасте мы впервые в жизни начинаем ощущать ее полноту. Мы влюбляемся и позднее создаем свою семью. Прекрасные моменты: первая любовь, свадьба, рождение детей, профессиональные успехи и другие счастливые события — это те периоды, когда мы определенным образом изучаем свое бессознательное. Как ни парадоксально, но то же самое относится и к печальным, трагическим событиям нашей жизни. Они также дают возможность заглянуть в себя!

Возбуждение в глубине нашей души нарастает, когда затрагиваются такие противоположности, как жизнь и смерть, бытие и небытие, угнетение и сила и так далее. Именно тогда особенно остро сталкиваются друг с другом несовместимые вещи — желание и отвращение, любовь и ненависть, сексуальное влечение и кровожадность, восторженность и равнодушие. При подобном столкновении противоположностей высвобождается огромное количество жизненной энергии, поэтому нас всегда так неудержимо к ним тянет. Зеваки, толпящиеся вокруг места происшествия, жаждут увидеть ужасающую картину с лужами крови из стремления ощутить этот втайне приятный внутренний укол. Все человеческое любопытство, вплоть до охоты за сенсациями, основано на этом феномене.

Когда противоположности доходят до крайности, нас охватывает безудержный страх сойти с ума. Чем глубже мы проникаем в наше бессознательное, тем больше мы сталкиваемся с внутренними противоположностями. Мы попадаем в зону душевных мин, которые в психологии называются конфликтами, или комплексами. Мы оказываемся в глубинах своей души, мире эмоциональных несовместимостей, сопровождаемых чувством страха. В течение многих тысячелетий эта сфера человеческого существа остается закрытой почти для всех, потому что контролируется законами, правилами и различными табу.

Эти законы и табу касались всех экстатических и трансцендентных событий и переживаний, а также всех общественно предосудительных, неприличных и вызывающих раздражение моделей поведения. Если обратиться к истории человечества, то можно увидеть, что проникновение в сферу бессознательного было делом избранных, которые — будь то шаманы, древнеегипетские жрецы или тибетские гуру — с помощью определенных церемоний и религиозных ритуалов приближались к границам неизведанных глубин человеческой сущности. Однако сейчас многие табу перестали действовать, и ситуация изменилась: медитация или посещение семинаров по самопознанию никому уже не в новинку.

Но даже когда предупреждающие таблички в форме законов и запретов исчезли, страх перед глубинами своего бессознательного у большинства людей остался. Считающиеся мягкими, безвредными, щадящими формы терапии (такие как медитация или аутогенный тренинг) в некоторых случаях могут таить вполне реальную опасность; она заключается в том, что неустойчивые люди подвергаются предельным для себя психическим нагрузкам, которые потрясают их настолько, что полностью выбивают из колеи. Слава Богу, такие случаи нечасты, и, ориентируясь на свою собственную практику, я могу пересчитать их по пальцам. Однако подобные случаи доказывают, что самопознание — это не легкомысленная забава, а сложный процесс, сопряженный с определенными трудностями и препятствиями.

Я ни в коем случае не хочу пробудить в читателях страх, я просто стараюсь напомнить об ответственности, которую должен нести каждый. Кто решается исследовать глубины своего бессознательного, не прибегая к помощи компетентного психолога или специалиста медитативной техники, должен обладать сильным потенциалом. Но и такой человек при первом же знаке — например, при возникновении чувства, что он не справляется, при появлении страха или беспокойства — должен прервать самостоятельный прыжок в неизведанное и при необходимости воспользоваться квалифицированной помощью. Мои предостережения предназначены не для среднестатистического читателя, а, прежде всего, — для психологически неустойчивых людей, которые в научной среде характеризуются как латентно психотические. Они практически всегда осознают, что даже в обыденной жизни скользят по тонкому льду. Чтобы достичь каких-либо изменений, им необходима помощь специалиста.

Метод самопознания, который я предлагаю в этой книге, во-первых, невероятно интересен, а во-вторых, ни в коем случае не вызывает страха. Разработанная и практикуемая мною форма самопознания называется «Психосоматическая Энергетика».

Речь идет о новой методике естественного лечения, в которой исследуется и приводится в гармонию взаимодействие трех компонентов:

  • физического тела («сома»);
  • души («психо»);
  • тонкой жизненной энергии (энергетика).

По-гречески душа — psyche, тело — soma, а энергия, которая их пронизывает, — energia (в других языках она называется, например, прана, оргон, ци). Человек действительно здоров только в том случае, если тонкая жизненная энергия гармонично взаимодействует с физическим телом и душой. Таким образом, всем известная поговорка «В здоровом теле здоровый дух» верна лишь наполовину, потому что здоровье непременно предполагает и «здоровую жизненную энергию». Мы здоровы только тогда, когда энергетические каналы не заблокированы, и энергия циркулирует свободно, наполняя наше тело жизненной силой, а нашу душу — радостью жизни.

Основываясь на методе психосоматической энергетики, можно утверждать, что с точки зрения жизненной силы большинство людей энергетически ослаблены. Люди в основном только кажутся здоровыми, просто у одних наблюдается небольшая энергетическая слабость, а у других — сильная, и почти всегда главной причиной этой ослабленности являются внутренние конфликты. К тому же, исходя из моего опыта, страхи, связанные с бессознательным, тоже обусловлены нашими внутренними конфликтами! В действительности мы боимся не глубин собственного бессознательного, а внутренних конфликтов — демонов и чудовищ — в нас самих! Если мы отыщем внутренние конфликты и с помощью психосоматической энергетики устраним их на энергетическом уровне, то избавимся от страхов перед бессознательным. Параллельно с исчезновением конфликтов жизненная сила снова начинает циркулировать в полном объеме. Мы переживаем неведомый доселе энергетический подъем, опять чувствуем себя здоровыми и полными энергии.

В полной мере самопознание начинается тогда, когда мы выявляем наши внутренние конфликты, чтобы затем, на втором этапе, их устранить. На третьем этапе начинается интеграция имеющихся на данный момент теневых сторон нашей сущности. Все логично и просто. Весь процесс проходит «без сучка и задоринки» при условии соблюдения установок психосоматической энергетики. Несложные приемы энергетической медицины позволяют отыскать и идентифицировать конфликты, а затем с помощью гомеопатических средств постепенно устранить их. Как это происходит, я расскажу подробнее в следующих главах.

Далее...

Обновлено (23.11.2019 11:17)

 

Найти на сайте