Главная Нервная система (вторая часть)


Самоисцеление. Нервная система (вторая часть)

Нервная система

Кинестетическое восприятие

Большая часть материала, изложенного в этой главе, покажется вам знакомой, предстанет как обзор уже сказанного. Практически все излагаемые в курсе идеи вам уже известны: теперь, поскольку вы знаете, что они действуют, пришло время познакомиться с ними глубже, понять, как и почему они столь эффективны. Кинестетическое восприятие - это умение ощущать свое тело, умение слушать его. В каждое упражнение, которое вы к настоящему моменту проделали, нами внесен элемент кинестетического восприятия: мы просили вас не только сделать то-то и то-то, не только обратить внимание на то, как воспринимается упражнение, трудное для вас или легкое, но и прочувствовать, осознать ясное ощущение конкретной части тела, которая двигается.

Восприятие своих ощущений - очень важный элемент, потому что помогает вам выполнить упражнение более эффективно. Еще важнее то, что осознание ощущений помогает поддерживать ваш мозг и нервную систему в режиме активного функционирования. Когда вы обращаете внимание на определенную часть своего тела, вы активизируете работу нервов, которые соединяют ее с мозгом, и тем самым активизируете деятельность мозга.

Внимание к тому, что вы чувствуете, к тому, что чувствует каждая часть вашего тела, усилит ваше кинестетическое восприятие. Один из лучших способов повысить вашу способность к кинестетическому восприятию основан на движениях, которые для вас необычны. Повторяющиеся движения гасят восприятие ощущений, с ними связанных, не только потому, что ваш ум теряет к ним интерес, но и вследствие создаваемого ими дисбаланса функций нервной системы. Перегрузка каналов передачи моторной информации и недогрузка других каналов ведет к нечувствительности и истощению моторных функций.

Нечувствительность, как явствует из самого названия, есть прямая противоположность чувствительности, или наличию ощущений. Нечувствительность может возникнуть, например, у студента или конторского служащего, которые неподвижно просиживают долгие часы за письменным столом. Многие из них полагают, что выхода нет, и не позволяют себе прислушаться к чувству нарастающего дискомфорта и ощущению застоя во всех членах. Через некоторое время эти ощущения сменяются нечувствительностью.

Люди подавляют свои ощущения по многим причинам, физическим и умственным, включая, как в данном случае, чувство долга, а также из-за неумения пользоваться своим телом, частого повтора одних и тех же движений и лености ума, из-за которой они не дают себе труда поискать новые способы движения. Двигаясь не шаблонно, можно снять нагрузку с «замученных» нервов и активизировать другие нервы.

Возможно, отчасти именно поэтому танцы доставляют столь много удовольствия. Когда мы танцуем, мы двигаемся в манере, нам не свойственной при повседневной деятельности. Мы настоятельно рекомендуем вам чаще танцевать, заниматься йогой и многими другими видами Физической деятельности, которые связаны с разнообразием движений. Однако еще лучше просто проделать изгибающие и растягивающие движения. Люди двигаются преимущественно вперед и назад, а не в стороны, вот почему большинство травм спины и коленей происходят при резких боковых движениях. Наши мышцы, как правило, не выполняют достаточного количества боковых растягивающих движений и обычно не готовы к ним.

Вводные упражнения комплекса боковых движений вы найдете в главе «Позвоночник». Начните со сгибания позвоночника аркой, упражнение 4-2, и продолжайте, обратившись к упражнениям раздела «Боковое растяжение поясницы».

Центральная нервная система

Работая над центральной нервной системой, мы делаем не что иное, как воссоздаем то, что мы чувствуем и делаем. Повторяю: работать над центральной нервной системой - значит воссоздать чувства и функции в их первозданном виде. Изменение походки, например, - это работа не только с ногами, но и с нервами, которые управляют ногами и снабжают все соответствующие участки мозга информацией, связанной с этими движениями. Вы, вероятно, способны освоить новые виды двигательной активности, такой как езда верхом, езда на велосипеде, жонглирование тремя апельсинами, но вряд ли знаете, сколь многому вам можно было бы научиться заново в той физической работе, которой вы занимались всю свою жизнь.

Чтобы наглядно пояснить эту концепцию, вам будет достаточно одного небольшого примера. Профессор Борис Клосовский (русский нейрохирург и нейрофизиолог, начальник отдела нейрохирургии Академии медицинских наук СССР в Москве, согласно данным, приведенным в книге Гленна Домана «Ваш ребенок с травмой мозга», стр.189) провел эксперимент с котятами и щенками. Он взял новорожденных котят и щенят и разделил их на экспериментальную и контрольную группы. Котята и щенки в контрольной группе развивались как обычно, а экспериментальные были помещены на медленно вращающийся стол, на котором и жили во время эксперимента. Таким образом, единственное отличие условий жизни разных групп состояло в том, что подопытные котята и щенки видели мир движущийся, а в контрольной группе - нормальный.

Через десять дней Клосовский начал исследовать соответствующие пары котят и щенков, измеряя параметры их мозга. Последняя пара была проверена на девятнадцатый день. Животные, жившие на вращающемся столе, имели вестибулярный отдел мозга (отвечающий за чувство равновесия) больше, чем у контрольных животных, на 28,8-35,0%. В данном случае области мозга, отвечающие за равновесие, получили преимущественное развитие только в результате движения или двигательной активности. Другие движения и другая деятельность могут привести к развитию других участков мозга.

Мы все к рождению уже имеем определенные программы в мозгу. Нам не надо учиться кричать, сосать и глотать, а эти движения достаточно сложные. В предсказуемое время мы осваиваем другие виды деятельности. Появление зубов, способность сидеть, ползти, ходить и говорить, овладение определенной степенью координации движений - все это этапы нормального развития человека, которые «запрограммированы». Некоторым видам деятельности из перечисленных, конечно, надо учиться. А встанет ли ребенок на ноги, если будет видеть, что окружающие только ползают?

Вероятно, ребенок наблюдает, как люди ходят, родители поощряют его встать, и за этим следует серия проб-ошибок, которая завершается овладением мастерством прямохождения. Даже при таком объяснении степень мастерства на ранних этапах ограничивается заложенной программой развития. Ребенок может научиться ходить, но не может научиться управлять грузовиком: ни интеллект, ни мышцы не достигли нужного этапа развития.

Однако даже на этом, самом раннем этапе можно оказать влияние на характер развития, и соответствующая программа может измениться под воздействием реалий жизни. Например, статистика свидетельствует, что ребенок, с которым разговаривают, повторяют слова снова и снова, показывают вещи, называя их, всячески поощряют, когда он начинает произносить слова, заговорит раньше ребенка, с которым не занимаются.

Жизненные обстоятельства могут как задержать развитие мозга, так и ускорить его. Пример из нашей жизни: Мейр и его сын Галл, оба имели врожденную катаракту. Катаракта - это помутнение хрусталика глаза, приводящее к ухудшению зрения или его потере. Мозг (то есть участок коры, отвечающий за зрение) запрограммирован так, что начинает реагировать на зрительную стимуляцию только после двух месяцев жизни: это «ожидается» и, естественно, требуется для нормального развития зрения.

Вот один из отличных примеров того, какое глубокое влияние только одно сенсорное восприятие оказывает на мозг! Если глаз не стимулируется светом, если в мозг не поступают послания на самых ранних этапах, то кора мозга, которая запрограммирована на восприятие этих сигналов, достаточного развития в назначенное время не получает и не имеет другой возможности развиться в полной мере.

Родители Галла обратились к врачам, которые сделали операцию по удалению катаракты, после которой свет стал поступать в глаз, и развитие продолжилось по нормальному пути. Мейру такой операции не делали до четырех лет. Сделанная в этом возрасте операция оказалась неудачной, как и все последующие. В результате у Мейра начал развиваться зрительный участок коры только в семнадцать лет (с помощью упражнений для глаз). Офтальмологи утверждали, что, по их данным, случай с Мейром единственный в мире. Галл, у которого развитие пошло по нормальному пути, имеет нормальное зрение - гораздо лучшее, чем у Мейра.

Развитие каждого - касается ли это тела или мастерства, способностей и так далее - зависит от программы, с которой мы рождаемся, и от обстоятельств нашей жизни, как показывает история Галла. Однако чем старше мы становимся, тем меньше наше развитие зависит от врожденных инстинктов, тем больше оно начинает зависеть от того, что с нами происходит, что мы делаем или не делаем. Запрограммированность уступает место сознательному, познавательному обучению, или тренировкам, или, если вам так больше понравится, самообразованию.

Возможно, новые навыки и знания приобретаются с возрастом с большим трудом, но нет сомнений, что резервы нашего мозга далеко не использованы. Но чтобы человек захотел учиться, захотел изменить себя - далеко не самая легкая задача в жизни. Прежде всего мы привыкли производить Физические действия бессознательно и переучиваемся, преодолевая огромное сопротивление. Если вы ходили, стояли, дышали и так далее в определенной манере десятилетиями, сама мысль о приобретении новых навыков вызовет раздражение, покажется ненужной, скучной, невозможной. Немногие сознают, какая воля заложена в нас, сила, позволяющая влиять на функционирование тела, и каким союзником в этом деле может быть мозг.

Какие же мотивы заставляют человека приступить к этому? Обычный ответ - боль или потеря функции. Спортсмены и танцовщицы показывают нам, какие чудеса может творить тренированное тело, но многих людей такие подвиги не вдохновляют: им достаточно нормального (что часто означает минимального) функционирования, пока не появляется боль или ограничение дееспособности, с которыми тяжело смириться. С чем конкретно нельзя смириться, конечно, зависит от самого человека.

Один великолепно приспособился к жизни в инвалидной коляске, другому нестерпима мысль, что не хватает сил пробегать по десять миль в день. Один сдался, хотя стоит на пороге слепоты, другого раздражают очки при небольших отклонениях, и он тратит время и энергию на упражнения, предпочитая такой путь коррекции зрения хирургическому вмешательству. Нам больше нравятся несдающиеся. Именно они в конечном итоге показывают всем остальным, каких высот можно достичь.

Предположим, вы подошли к некоему рубежу, когда вам стало понятно: надо как-то изменить свою жизнь. Вы можете воспринять это азартно, даже приветствуя вызов, который вам бросила жизнь. Например, такое может быть справедливо для человека, который перенес легкий сердечный приступ, и теперь у него появился неоспоримый стимул снизить наконец вес, заняться упражнениями, бросить курить - все то, чем он давно хотел заняться, но острой необходимости не испытывал, кроме смутного желания «неплохо было бы ... ».

Другие отчаянно сопротивляются каким-либо переменам в устоявшемся образе жизни и тем усилиям, которые необходимо сделать. Может быть, женщина, измученная артритом, знает, что упражнения уменьшат ее боль и повысят подвижность, но у нее вызывает неприятие сам факт того, что обстоятельства вынуждают ее заниматься. Упражнения становятся обузой и неприятной обязанностью. Чувства боли, раздражения, неприятия и разочарования препятствуют выздоровлению таких людей.

Последовательные этапы, которые надо пройти, могут показаться слишком трудными, или будут пройдены кое-как, или пройдены правильно, но потребуют таких затрат энергии и такого напряжения, что первопричина представится не столь неприятной. Все эти проблемы имеют корни в эмоциональном сопротивлении - не в физической неспособности. Другими словами, вот еще один пример, какую важную роль в поддержании здоровья играют рассудок и эмоции.

Другим и еще более глубоким препятствием является неверие в то, что можно что-то изменить. С таким подходом мы чаще всего сталкиваемся, когда работаем с глазами. Предубеждение, что зрение нельзя исправить, настолько глубокое и широко распространенное, что даже те, кто лично достиг замечательных результатов в исправлении зрения, с трудом верят, что эти результаты получены. Многие из тех, кто очень сильно хочет помочь своим глазам, не могут заставить себя поверить, что улучшение действительно возможно. Соответственно среди этих людей мало кто достигает успеха.

Справедливо это и при работе с другими частями тела. Если у вас не функционирует тазобедренный сустав, если боль и хромота стали частью вашей жизни и вы пришли к убеждению, что это навсегда, то очень велики шансы, что упражнения по растяжке и расслаблению вам не помогут. А причина в вашем сомнении: изменение характера функционирования тела требует участия в этом процессе и тела, и ума. Если вы не верите в положительный результат, как мозг может отдать моторную команду, без которой сустав не активизируется?

Как мы уже говорили, все, что происходит в теле, делается в соответствии с информацией, поступающей в мозг и выходящей из него. Если одна часть мозга посылает сигнал: «Подъем ноги на восемь сантиметров выше», а другая тут же вмешивается: «Это невозможно», то вообразите, насколько противоречивые команды, связанные с движением ноги, несут ваши нервы из мозга и к мозгу. Случается даже так, что мышцы посылают в мозг сигнал: «Движение не столь трудное, как казалось», но некая часть мозга кричит: «Я не могу этого сделать» - столь громко, что заглушает все остальное.

Неверие в свою способность осуществлять движение по-новому заставляет вас бессознательно двигаться в той манере, к которой вы привыкли, - вероятно, именно в такой манере, которая и стала первопричиной проблемы.

Когда мы пытаемся научить нашего клиента вращать плечом, мы предлагаем двигать внешней его кромкой, а не мышцами, окружающими лопатку. Для многих такая постановка задачи кажется странной, даже невозможной, и они вращают плечом принужденно, от лопатки, напрягая и без того уже напряженные мышцы, а не расслабляя их. Напряжение в плече остается таким же, каким было до упражнения, а клиент - в убеждении, что упражнение ему не помогло.

Труднее всего поддается изменению то, что человек делает часто, привычно и долгое время. Для некоторых характер движения выступает в роли столь же непоколебимо неизменной, изначально свойственной им черты, как цвет глаз. Иногда единственный способ обойти это предубеждение - попытаться выполнить движение абсолютно по-новому. Например, людям с проблемами походки мы показываем, как надо правильно ходить, но задом наперед, поскольку попытка сразу приступить к освоению новых элементов походки в прямом, обычном направлении была бы для них слишком трудна: слишком долго они ходили неправильно, чтобы с легкостью отказаться от привычных движений.

Всем существом, и умственно, и физически, человек сопротивляется изменению привычного, но перед новым он открыт и готов учиться. У многих ужасающая манера чтения, которая разрушительно действует на глаза. Лучший способ приступить к переучиванию - предложить им читать текст, перевернув страницу вверх ногами. И так далее. Осваивая совершенно новое, человек раскрывает в себе новые способности, находит новые возможности изменить себя и, как мы полагаем, задействует новые нервные каналы передачи сигналов, которые, возможно, пребывали в забвении всю его жизнь.

Эмоциональное сопротивление переучиванию и изменениям представляет собой самое серьезное препятствие какому-либо улучшению. Эмоциональное сопротивление состоит из сопротивления мышления, которое мы уже обсудили, в сочетании с сильными эмоциями, такими, как страх, гнев или чувство вины. По причинам психологическим, которые слишком сложны, чтобы их можно было здесь полностью объяснить, некоторые люди испытывают именно эти эмоции, пытаясь изменить в себе что-то, или даже при мысли об изменениях.

В результате возникает физическое напряжение, препятствующее изменениям. Например, человек, у которого больные родители, может чувствовать себя виноватым, пытаясь привести здоровье в превосходное состояние. Если они больны, то как же он может быть таким бессердечным, отдавая время своему и так сравнительно неплохому здоровью? Или человек, страстно желающий усовершенствовать себя, настолько боится потерпеть неудачу в этом, что действительно с ней сталкивается.

Для этих случаев повторяем: помочь могут только три вещи. Первое: разрушить старые стереотипы, начиная с абсолютно незнакомых для вас движений. Второе: физическое расслабление, которое служит фоном, способствующим умственным и физическим изменениям. Тело автоматически воспринимает напряжение как сопротивление, а расслабление как согласие. Третье: работа напрямую с эмоциональной проблемой через психотерапию, аутотренинг, диалог с людьми, которые, по вашему мнению, могут помочь.

Попытка навязать новые условия или новое поведение своему телу, когда ум и эмоции этому сопротивляются, автоматически вызывает отпор. Единственная возможность подавить сопротивление - приобрести опыт. Если вы сделаете что-то, чего никогда не делали раньше, или сделаете что-то в совершенно новой для вас манере, вы переведете мозг и тело в режим обучения, при котором изменения становятся возможными. Дети обучаются так быстро и легко отчасти потому, что непредвзято относятся ко всему новому, чего так часто не хватает взрослым. Дети обычно стремятся к познанию, развитию, изменениям, жаждут нового; с другой стороны, взрослые относятся к новому с равнодушием, раздражением, страхом или ненавистью.

Новый опыт можно приобрести только одним способом: использовать ту часть себя, которая пребывала до этого момента в забвении. В таком случае проявляются два благоприятных фактора. Первый: если мы чем-то не слишком часто пользовались, то, значит, и не выработали вредных стереотипов. Например, если мы хотим помочь человеку улучшить зрение, часто бывает полезнее начать с работы над периферийным зрением, поскольку с ним связано меньше плохих привычек, от которых надо избавиться.

Второй: используя какую-либо часть тела, вы активизируете нервы, которые соединяют эту часть тела с мозгом, а также ту часть мозга, которая управляет этой частью. Когда мы не пользуемся каким-то элементом, связанные с ним нервы и участок мозга «забывают» о нем, пребывая в состоянии спячки. Принцип «пользуйся или потеряешь» справедлив не только для мышц, суставов и позвоночника, но и для нервов. Тренируя их, мы заставляем мозг и нервы вспомнить о них, пробудить от спячки. Чем больше элементов тела и чем большая часть мозга пребывает в активном состоянии и функционирует, тем в меньшей степени мы вынуждены зависеть от небольшой, ограниченной части самого себя.

Как разбудить центральную нервную систему

И в этом случае хорошо бы начать с массажа. Два вида массажа эффективны для стимуляции центральной нервной системы. Первый используют, когда требуется открыть как можно больше нервных проводящих путей между участком тела, над которым вы работаете, и мозгом. Занимаясь проблемой дисфункции проводящего пути, мы должны помнить, что в организме каждого из нас имеется поразительно большое количество нервных путей, соединяющих мозг и участок тела, над которым идет работа, а регулярно задействуем мы только малую их долю.

Главный упор в работе с нервными расстройствами мы делаем на стимуляцию - «пробуждение от спячки», если вам так больше нравится, - тех проводящих путей для передачи импульсов, которыми можно воспользоваться взамен путей, поврежденных при болезни. Например, в случае множественного склероза повреждается небольшое количество нервов и часто есть возможность «натренировать» другие нервные пути, чтобы они обслуживали пораженную область взамен неработающих. Прикосновение - очень благоприятный способ привлечь внимание пребывающих в спячке нервов.

Неврологический массаж

Положите кончики пальцев, включая большой, на ту область, над которой вы работаете, и энергично трясите рукой, оказывая вибрационное воздействие, но не давите при этом. Не отрывая рук от тела партнера или клиента, постепенно продвигайте их вверх и вниз, вправо и влево по всей массируемой поверхности.

Многие типы прикосновений мозг может игнорировать, может также после ряда повторных сигналов об этих прикосновениях просто переключить свое внимание на что-то другое.

Вы постоянно получаете сигналы о прикосновениях со всех участков своего тела, и на большинство из них мозг не реагирует, хотя отзывается, если вы сознательно обратите на них его внимание. Справедливо это и в том случае, если прикасается к вам кто-то другой, если прикосновение однотипное и повторяется многократно.

В отличие от обычных прикосновений вибрационное прикосновение оказывает постоянное стимулирующее воздействие, которое мозг склонен игнорировать в меньшей степени. Хотя мышца, к которой прикасаются, находится в пассивном состоянии, при вибрации ее двигают во множестве направлений: вверх, вниз, вбок, придвигая к другим мышцам и к коже. На каждый сенсорный стимул есть моторная реакция. Мозг усваивает, что мышца во многих направлениях может двигаться с легкостью. Это в конечном итоге обеспечивает лучшее управление ее движением.

Мы полагаем также, что массаж улучшает движение спинномозговой жидкости, что способствует более эффективному функционированию центральной нервной системы. Эта жидкость питает, смазывает и защищает головной и спинной мозг от ударов и других травм. Однако при затрудненном течении эта жидкость может накапливаться в отдельном месте и оказывать давление, которое может повредить нежную нервную ткань. В связи с этим не исключено, что массаж, который помогает держать голову и шею в расслабленном состоянии, способствует также постоянному току спинномозговой жидкости. Существенно важно также создать и поддерживать зазор между позвонками. Плохая осанка и отсутствие упражнений часто приводят к тому, что позвонки сдавливаются и даже срастаются. Вследствие этого травмируются межпозвоночные диски, зажимаются корешки спинномозговых нервов, которые выходят из позвоночного столба между каждой парой позвонков, и, по нашему мнению, затрудняется движение спинномозговой жидкости.

Чтобы обеспечить свободный ток спинномозговой жидкости, обратитесь к упражнению 5-43 в главе «Мышцы», затем выполните упражнения от 7-12 до 7-14 главы «Массаж». Упражнения для растяжения мышц спины из главы «Позвоночник» столь же благоприятны для центральной нервной системы, как и для спины.

Формирование зрительного образа

Техника формирования зрительного образа, которую мы рекомендовали использовать в большинстве упражнений этого курса, очень эффективна. Очень часто, вообразив событие, мы вызываем в себе физическую реакцию, адекватную этому событию в той же степени, как будто событие имело место в реальности. Человек, боящийся высоты, может вызвать у себя головокружение, вообразив себя стоящим у края пропасти. Многие могут вызвать у себя рвоту, представив что-то отвратительное. Все физические последствия сексуального возбуждения, включая оргазм, могут быть вызваны только и исключительно воображением. Вот насколько сильна реакция центральной нервной системы на мысль.

Вот почему, думая, воображая, создавая в уме картину тех результатов, которых мы хотим достичь упражнением, мы обеспечиваем существенно большую его эффективность. Центральная нервная система стремится помочь телу создать именно ту ситуацию, которую мы вообразили. Естественно, у этого есть свои пределы, но привнесение визуального воображения в практику самоисцеления дало столь замечательные результаты, что мы сделали эту методику обязательной.

Пусть вас не пугает термин «визуальное воображение». У многих совсем или частично отсутствует способность видеть что-либо внутренним взором, но они могут работать с воображаемыми ощущениями, то есть чувствуя или воображая, какие чувства или ощущения вызовет желаемое изменение. Если же вы действительно можете вообразить физическую картину изменений, которых хотите добиться, тем лучше. Но не беспокойтесь, если не можете. Даже простое обращение к себе с пожеланием каких-то изменений поможет вам их создать.

6-7. Чтобы почувствовать, как визуальное воображение может вам помочь, начните с легких движений, таких, как поднимание руки. Вообразите сначала, что ваша рука очень тяжелая - такая тяжелая, что требуются огромные усилия, чтобы поднять ее. Можете представить себе, что к руке привязана наковальня. Теперь медленно поднимайте руку вбок так высоко, как сможете, по-прежнему воображая, что она очень тяжелая. Ощутите, как это сочетание движения и визуального воображения заставляет реагировать ваше тело. Как сказывается на руке, плече, груди и шее? Какие мышцы напрягаются, чтобы помочь движению, какие остаются расслабленными, в каких чувствуется слабость?

Опустите руку, дышите глубоко и на минуту расслабьтесь. Теперь мысленно вообразите, что ваша рука легче воздуха, наполнена газом и рвется вверх, и медленно позвольте ей подняться. Есть ли разница в ощущении теперь?

6-8. Затем попытайтесь медленно вращать предплечье. Проделайте это или лежа, или сидя в кресле, опираясь локтем на ручку. Вращайте широкими кругами, как можете. Ощутите, как при этом становятся легче мышцы. Заметьте, когда движение перестанет быть плавным и превратится в неуклюжее и порывистое. Сделайте рукой пять оборотов в каждом направлении, а затем дайте себе полный отдых. Теперь снова представьте себе вращение руки, вспомните ощущения, когда она двигалась с напряжением, рывками. Затем попытайтесь вообразить ее движение плавным. Представьте себе, что ваши мышцы полностью расслаблены, движение плавное, ровное, не затрудненное, кончики пальцев описывают в воздухе идеальный круг. Можете вообразить, что кто-то другой держит руку за кончики пальцев и вращает ее, а вы полностью расслаблены.

Потратив минуту на воображение движения без усилий, снова вращайте руку, сохранив в уме картину гладкого движения. Не находите ли вы, что движение действительно стало более ровным и требует меньше усилий?

Сделав одно или два круговых движения, остановитесь и начните сжимать и разжимать ладони, делая это очень медленно, приблизительно за тридцать секунд полностью распрямляя пальцы и минимум за пятнадцать секунд сжимая их в кулак. Делая это, сосредоточьтесь на пальцах. На каждом пальце есть мелкие мышцы. Ладонь можно раскрыть и закрыть, не пользуясь ими, просто сокращая длинные мышцы - сгибатель и разгибатель, которые берут начало на плечах. Чем больше вы сосредоточитесь на ваших пальцах, чем медленнее вы будете ими двигать, чем меньше вы задействуете руку в этом процессе, тем больше вероятность того, что вы будете работать мелкими мышцами, и, следовательно, вовлечете в процесс нервы, которыми довольно редко пользуетесь. Примется за работу новый участок вашей коры.

Одним из вероятных результатов таких действий будет работа предплечья с меньшими усилиями. Откройте и закройте ладонь в такой манере три раза, затем снова вернитесь к вращению и посмотрите, не стало ли оно легче, более гладким и более расслабленным.

Вот всего лишь небольшой пример применения очень важного принципа, который лежит в основе каждого упражнения по системе самоисцеления: регулярное использование как можно большего количества мышц означает снижение напряжения и утомления тела как единого целого и нагрузки на него. Когда каждым элементом пользуются строго в соответствии с его функциональным назначением, ни один из элементов не перегружается, не перенапрягается, не утомляется и не изнашивается.

Когда каждым элементом пользуются правильно, ни одному элементу не приходится слабеть, атрофироваться, выходить из строя. Когда каждый элемент функционирует, функционирует и тело в целом. В этой главе мы особо обращаем внимание на то, что первым шагом к использованию каждого элемента по назначению является «сознательное сосредоточение внимания» на нем, его кинестетическое восприятие и укрепление нервных связей между этим элементом и соответствующим ему участком коры головного мозга.

6-9. Визуальное воображение вы можете использовать при каждом движении. Например, на этот раз в упражнении для ног. Ложитесь на спину на пол, медленно поднимите одну ногу, затем опустите ее. Минуту или две воображайте, что поднимаете ее, визуально представляя, какая она тяжелая, плотная и короткая. Снова поднимите, удерживая в уме картинку, и посмотрите, не вызывает ли движение других ощущений. Чувствуете ли вы напряжение от усилий, которые отвечают вашему воображению? Теперь вообразите: нога столь легка, что может плавать сама по себе, столь легка, что может поднять за собой все тело, самопроизвольно поднимаясь, и думайте об этом минуту. Снова поднимите ногу, удерживая эту картинку в памяти. Каковы ваши ощущения? Отдохните минуту, затем повторите процесс с другой ногой.

6-10. Попытайтесь сопроводить поднимание головы двумя руками в положении «лежа на спине» одновременным сеансом воображения. Делая это, воображайте также, что удлиняете свой позвоночник. Ложитесь на живот, поднимите от колена одну ногу и вращайте ее, удерживая колено на одном месте на полу. Как и в случае вращения руки от локтя, отмечайте ощущения, которые несет с собой это движение, есть ли у вас места, где движение идет рывками или с трудом.

Прекратите движение, представьте его в уме таким, каким оно было в действительности, затем вообразите, что оно другое - плавное и без усилий. Проделав это один или два раза, остановитесь, опустите И расслабьте ногу, согните и выпрямите пальцы ног.

Возобновите движение, очень медленно, сосредоточьтесь на пальцах ног. Попытайтесь полностью расслабить икры. Связь пальцев ног с икрами аналогична связи пальцев рук с предплечьем, и связующие мышцы устроены почти так же. Теперь поднимите ногу и снова вращайте икру, воображая, что движение ведут пальцы ноги, тянущие за собой всю остальную ногу. Движение пальцев, независимое от икры, помогает ей несколько расслабиться. Возможно, вы обнаружите, что движение стало более гладким, более скоординированным. Затем согните ногу в колене и, не двигая икрой, вращайте ступню, воображая, что двигается только подошва ног и движение это ведут пальцы ноги.

Проведите эту процедуру с несколькими легкими движениями, такими, как сжимание и разжимание ладони или рта, поднимание и опускание руки, наклоны вперед, изгибание позвоночника или другое, что вы делаете с легкостью, без напряжения. Движение должно быть медленным, следует прислушиваться к возникающему напряжению или к тому, что препятствует движению, и к любому другому фактору.

Остановитесь на две или три минуты, припомните, какие ощущения связаны с движением, представьте себе, какие ощущения для вас желательны, испытайте их в полной мере в вашем воображении, а затем повторите движение.

Мы обнаружили, что очень часто люди отмечают отчетливые различия в ощущении движения до и после их мысленного «просмотра». Разумеется, возможно, что эти различия только воображаемые. Но это значения не имеет. Двигаетесь вы или нет, все равно вы реально напрягаете и сокращаете некоторые мышцы, воображая движение более гладким и равномерным, вы усилием воли делаете его таким и со временем сделаете.

Мы обнаружили, что в случае движения рывками или затрудненного движения визуальное воображение отражает это. Практикуясь в визуальном воображении, вы улучшите качество воображения точно так же, как улучшают движение постоянные тренировки.

6-11. Разогревшись таким способом, вы можете попробовать более трудные и сложные движения. Это может быть «плуг» (упражнение 20-5 из главы «Проблемы осанки»), поза со скрещенными ногами, в которой вы пытаетесь достать лбом до пола (упражнение 4-21 в главе «Позвоночник»), обратный изгиб (упражнение 4-37 в главе «Позвоночник»), или любой сложный подъем или любое сложное растяжение. В отличие от упражнения 6-10, не пытайтесь повторить эти движения десять раз до расслабления и обращения к визуальному воображению: три или четыре раза - это уже много. Убедитесь, что при реальном и мысленном движении вы вдыхаете и выдыхаете глубоко и через нос. Остановитесь, как только почувствуете, что движение теперь дается легче, чтобы до следующего раза это движение сохранилось в памяти как легкое.

Тренировка координации

Упражнения по координации особую пользу приносят в тех случаях, когда надо избавиться от вредных стереотипов движения. Чем чаще мы делаем движение определенным образом, тем труднее нам выполнить его по-другому. Мы часто думаем о движении примитивно: сенсорные нервы передают импульсы, которые побуждают к действию, моторные нервы делают это движение возможным.

Реальность много сложнее. Дело в том, что при движении возникает новая чувственная информация, которую мозг использует и запоминает. Мозг усвоил ощущения, которые связаны с движением, и попытается воспроизвести их при этом движении. В тот самый первый раз, когда мы напрягли мышцы плеча при письме, нервная система усвоила, что сокращение плечевых мышц связано с необходимыми для письма движениями. Сокращения мышц плеча для письма не требуется, но нервы включили их напряжение в комплекс сигналов, которые когда-то сопровождали этот процесс, и теперь воспроизводят сокращения автоматически.

Физические привычки быстро формируются, но изживаются с трудом.

Упражнения по координации помогают «отвлечь» или «обмануть» мозг и тем самым избавиться от сложившегося стереотипа движения. Предположим, что вы, как и многие другие, привыкли напрягать плечи каждый раз, когда двигаете головой. Мозг, получив информацию, что вы собираетесь совершить движение головой, в ту же микросекунду думает нечто в таком роде: «Ага, пришло время двинуться? Значит, пора сократить мышцы плеч», и посылает команду соответствующим моторным нервам. Мозг ведь не любит слишком напрягаться. Однако вы решили двигать одновременно и головой, и бедрами: теперь мозгу надо справиться с несколькими командами сразу. Он вынужден уделить движению головы меньше внимания. Он должен думать об этом движении совершенно по-иному, а именно, что должны быть использованы одновременно голова и бедра, а не голова и плечи. В процессе образования нового комплекса движений вероятность использования стереотипа снижается.

Начните с упражнения 4-4 из главы «Позвоночник». Поскольку большинство наших движений направлено вперед, качание из стороны в сторону не только активизирует мышцы и «спящие» нервные каналы, которыми вы редко пользуетесь, но и дает вам новое ощущение своего тела. Дети инстинктивно любят раскачиваться, но вам, возможно, придется специально расслабиться, чтобы начать движение, а затем привыкнуть к нему.

6-12. Двигайте головой из стороны в сторону, одновременно потирая ладони друг о друга (рис.6-12). Некоторым даже такое упражнение покажется трудным. Тренируйтесь, пока шея не станет расслабленной, руки - теплыми, а совместные движения - скоординированными.

Одно из лучших упражнений на растяжение мышц спины является также хорошим упражнением на координацию. Обратитесь в главе «Позвоночник» к изгибу в трех направлениях (упражнение 4-24). Некоторым это упpажнение дается с легкостью, если вы относитесь этим людям, выполните его ради спины, а затем переходите к более сложным. Другим трудно двигаться одновременно в трех направлениях: такие люди больше других нуждаются в этом упражнении.

6-13. Ложитесь на спину и вращайте предплечьями, дышите глубоко и медленно. Сгибайте и выпрямляйте ноги попеременно каждую, не отрывая ступни от пола. Освоив два одновременных движения, начните медленно двигать головой из стороны В сторону.

Вариант этого упражнения: если можете, то открывайте и закрывайте при этом рот при каждом повороте головы.

6-14. Сядьте в кресло так, чтобы спина имела опору. Вращайте ступнями вместе. После нескольких минут вращения в щиколотке начните одновременно вращать головой. Если вы вращаете обе ступни в щиколотках по часовой стрелке, то голову вращайте против часовой стрелки и наоборот (рис.6-14). Через несколько минут смените направления и снова вращайте в противоположных направлениях.

Вариант упражнения: массируйте колени, поглаживая их ладонями, в то время как вы вращаете ступнями и головой.

6-15. Встаньте, вращайте головой круговыми движениями и одновременно вращайте бедрами в противоположном направлении - например, голову по часовой стрелке, а бедра - против. Конечно, степень трудности упражнений по координации для каждого своя. Для некоторых совместить эти движения достаточно легко, другие не могут одновременно идти и жевать жвачку. Однако каждый в определенных пределах может улучшить свою координацию.

6-16. Вращайте голову круговыми движениями по часовой стрелке и в то же время туловище - против часовой стрелки, и наоборот.

6-17. Вращайте головой, медленно открывая и закрывая рот.

6-18. Подняв руки на уровень груди и держа их ладонями вниз, вращайте кисти от запястья: одной рукой по часовой стрелке и другой тоже по часовой. Это достаточно трудно (рис.6-18). Попробуйте также проделать это с разной скоростью.

6-19. Сядьте и массируйте живот мягкими круговыми движениями, пытаясь в то же время воспроизвести эти круговые движения подошвой на полу.

Упражнение для зрения под названием «Длинный поворот» сочетает координацию с боковым движением. Обратитесь к главе «Зрение», упражнение 8-19.

Вашу координацию можно улучшить с помощью ходьбы или бега назад и боком (как бегать назад и боком, вы узнаете из главы «Бег»). Гулять лучше всего всегда по песку, мягкой земле или траве, а не по бетонным дорожкам. Если у вас проблемы с равновесием, это к тому же и безопаснее.

Перекрестное ползание

Работая с детьми, перенесшими травму мозга, известный врач Гленн Доман разработал теорию, на основе которой он помогает детям в безнадежном, по заключению врачей, состоянии достичь поразительных успехов на пути к нормальной жизни. Вкратце ее можно изложить так: для того чтобы выработать естественную модель движения, каждый человек должен осваивать движения поэтапно, причем каждый этап следует за другим в установленном порядке, поскольку только освоение движений предыдущего этапа делает возможным следующий. Если по каким-либо причинам один этап упущен, человек не может далее нормально развиваться и остается на предыдущей стадии.

Эти этапы состоят из: (1) движения руками и ногами без движения корпуса; (2) ползания, которое заключается в продвижении вперед с помощью рук и ног, не отрывая живота от пола; (3) движения на четвереньках, которое означает передвижение на четырех конечностях, когда корпус оторван от пола; (4) и, наконец, ходьба. Эти этапы в грубом приближении соответствуют способам передвижения рыбы, рептилий, млекопитающих и, наконец, человека. Видимо, для реализации своих потенциальных возможностей нам надо пройти все этапы, которые прошли наши позвоночные предки.

Помогая пациентам сделать соответствующие движения, Гленн Доман выяснил, что он и его коллеги часто делали тем самым возможным переход к следующему этапу. Если, например, пациент может ползать на животе, но не может передвигаться на четвереньках, врачи, держа руки и ноги ребенка, обучали передвижению на четвереньках. Часто такой подход приносил успех и ребенок овладевал умением передвигаться на четвереньках. Затем врачи начинали помогать ему сделать первые шаги. Интересно отметить, что попытка перейти от ползания на животе сразу к ходьбе, минуя этап движения на четвереньках, всегда оказывалась неудачной. Все этапы должны были быть пройдены в соответствующей последовательности.

Мы выяснили, что упражнения Домана помогают не только детям-инвалидам, но и многим другим людям. Они полезны, в сущности, каждому, кто хочет изменить манеру движения любого рода. Повторяя процесс, который мы прошли, когда двигательная активность была в начальной стадии развития, мы возвращаем себя в детство, возвращаем в то время, когда еще не закрепились вредные стереотипы движения, с которыми мы сейчас боремся. Если мы с самого начала привыкли к движению неправильному, то у нас появляется шанс на этот раз выучить движение правильное.

6-20. Приступая к первому этапу освоения движений, воспользуйтесь упражнением 6-13 или вернитесь к изгибу в трех направлениях упражнения 4-24 в главе «Позвоночник», или же можете лечь на спину и вращать одной рукой, одновременно описывая большие круги по полу противоположной ступней (правая рука - левая ступня и наоборот). Короче говоря, подходит любое упражнение, в котором рука движется одновременно с ногой, пока тело отдыхает, причем желательно, чтобы двигающиеся нога и рука были с разных сторон тела. Взглянув на младенца в колыбели, который радостно болтает ручками и ножками, вы увидите перед собой пример для подражания.

Замечательно, если вы выполните эти упражнения в воде: в бассейне, или ванне, или на пляже. Это наилучший вариант потому, что на этом этапе мы имитируем движения рыбы, которая, перемещаясь в воде, преодолевает ее сопротивление усилиями плавников, но не преодолевает силу тяжести. Это движение управляется продолгoватым мозгом - самым высшим отделом мозга рыбы - и считается самым низшим у человека.

6-21. Стоя, выбросьте вперед левую ногу как можно выше, чтобы коснуться ею вытянутой правой руки, а затем выбросьте вперед правую ногу, чтобы коснуться ею левой руки. Возможно, вам придется ухватиться за что-то свободной рукой, чтобы сохранить равновесие, но попытайтесь проделать это без опоры.

Теперь мы переходим к ползанию, при котором мы перемещаемся вперед с помощью рук и ног, не отрывая живота от пола. При такого рода движении в действие вступает мозг, который расположен прямо над продолговатым мозгом. Он имеется у всех позвоночных, кроме рыб. Впервые мы встречаемся с ним у земноводных, таких, как саламандра и лягушка.

6-22. Начнем с того, что просто ляжем на живот на коврик, а еще лучше на песок или траву. Одеться вам лучше попроще, чтобы не было жалко испачкаться. Пусть солидная опора в виде пола или земли, учитывая большую площадь вашего тела, поможет вам полностью расслабиться, пусть ваш вес распределится по полу. Поверните голову в сторону и не напрягайте шею. Раскиньте руки и ноги, расслабьте живот, спину и плечи, дышите глубоко. Иногда давление пола на грудь и живот автоматически вызывает желание глубоко вдохнуть. При дыхании обратите внимание на те места, где у вас могут оказаться напряженными мышцы, и расслабьте их. Оставайтесь распростертым, лежа на животе, до тех пор, пока не почувствуете себя в этой позе комфортно и совершенно расслабленным. Вообразите шнур, соединяющий ваш пупок с «центром Земли», как будто вы, как дерево, приросли корнем к этому месту.

Ползать трудно, и поэтому начать лучше с помощью двух партнеров. Все еще лежа на животе, глубоко вдохните, затем медленно выдохните, одновременно протягивая вперед правую руку и глядя на нее, а также сгибайте в это время левую ногу в колене. Чтобы в этих движениях не принимала участие левая рука, положите ее тыльной стороной на спину. Попросите друга подставить свою ладонь так, чтобы ваша левая нога опиралась на нее, и возьмитесь за руку второго человека вашей правой рукой (рис.6-22).

Теперь подтягивайте себя вперед, не отрывая корпуса от пола. Пытайтесь, чтобы и рука, и нога принимали равное участие в движении. Сначала это может показаться вам неудобным, как и для детей, впервые пытающихся ползти, и вы, наверно, продвинетесь вперед только на несколько сантиметров. Затем протяните вперед левую руку, глядя на нее, одновременно сгибая в колене правую ногу, причем друзья поддерживают вашу правую ногу и левую руку, и снова подтяните себя вперед. Помните, что перед движением надо вдохнуть, а все время, пока вы движетесь, медленно выдыхать. Ваши друзья помогут вам проделать это еще несколько раз, напоминая, что глядеть надо на протянутую вперед руку, другую руку держать тыльной стороной ладони на спине, двигающуюся ногу и руку использовать в равной степени, что надо дышать и расслабиться. Теперь попытайтесь ползти сами. Двигаясь, не забывайте воображать, что ваш пупок прикреплен к центру земли. Это поможет вам перемещаться с меньшими усилиями.

Сначала протяните вперед руку, согните другую ногу в колене, оттолкнитесь и подтяните себя вперед, а затем отдохните. Потом повторите движения, пользуясь другой ногой и другой рукой, и отдохните. Когда эти движения станут для вас удобными, вы можете увеличить скорость. Протягивая вперед одну руку, сгибайте в это время другую, сгибая одну ногу в колене, выпрямляйте другую - и все эти движения делайте одновременно, чтобы у вас получилось непрерывное движение вперед. На этом этапе другую руку на спину класть не надо.

Это упражнение называется перекрестным ползанием из-за перекрестного характера движения. Движение, в котором участвуют одновременно правая рука и правая нога или левая рука и левая нога, называют односторонним. Перекрестное движение свойственно всем позвоночным от земноводных и выше, включая человеческих младенцев в их самых первых попытках ползти. Многие инвалиды (травмы мозга) двигаются продольно. При перекрестном движении используются в равной степени оба полушария мозга, вследствие того, что левое полушарие контролирует правую часть тела и наоборот. Поскольку у каждого человека одно полушарие доминирует, одностороннее движение способствует усилению этого доминирования.

Следующий этап движения - передвижение на четвереньках - заключается в перемещении на руках и коленях. Умение «ходить» или «ползать» на четвереньках требует значительно большего чувства равновесия и мастерства от младенца, чем умение ползать на животе. Оно связано с более высоким отделом мозга, называемым средним мозгом, который в эволюционной цепи впервые появляется у рептилий. «Ползание» на четвереньках для младенца труднее, для взрослого оно легче, поскольку нам привычнее передвигаться на четырех конечностях, чем на животе. Поскольку этот этап развития предшествует ходьбе, то, совершенствуя такое умение, мы помогаем развить в себе способность ходить так, как это свойственно людям.

6-23. Двигаться на четвереньках следует путем таких же перекрестных движений, что и при ползании на животе. Перемещайте вперед одновременно правую руку и левую ногу (рис.6-23), глядя вперед на ту руку, которой двигаете. Теперь двигайте левую руку и правую ногу.

Затем попробуйте все это проделать назад, глядя на ту руку, которая двигается.

6-24. Вы, вероятно, заметили, что, шагая легко и уверенно, люди склонны двигаться с помощью тех же перекрестных движений, качая левой рукой в такт движениям правой ноги и наоборот. Тот факт, что мы часто теряем эту легкость и свободу движения, поскольку или несем что-то, или держим руки в карманах, или идем скованно из-за какой-то стеснительности, весьма печален, так как мы обкрадываем сами себя, лишая себя возможности уравновесить тело.

Предположим, у вас правая нога сильнее и вы при ходьбе склонны использовать в большей степени именно ее. Тем самым вы сильнее стимулируете левую половину коры головного мозга отвечающую за ее движение. Тенденция правой стороны тела к доминированию будет постепенно, непрерывно повышаться. Но двигая левой рукой в такт шагу правой ноги, вы стимулируете правую половину коры головного мозга и поддерживается некое равновесие между сторонами тела. Без перекрестного движения склонность одной стороны тела к доминированию увеличивается, и в той же степени увеличивается дисбаланс. При перекрестном движении мы создаем равновесие.

Поэтому мы рекомендуем размахивать руками при ходьбе. Это движение для те- ла естественное и происходит непроизвольно. Если вы увидите, что для вас оно затруднено, возможно, это из-за того, что напряжены ваши шея и плечи. Выполнив упражнения из главы «Шея и плечи», вы такое напряжение снимите.

Упражнения, связанные с поддержанием равновесия

Упражнения, которые повысят вашу способность поддерживать равновесие в вертикальном положении, благоприятно сказываются на нервной системе по причинам, которые мы уже обсудили: они распределяют нагрузку движения равномерно на обе стороны тела (и, следовательно, на оба полушария) и снижают тенденцию к доминированию одной стороны.

6-25. Базовое упражнение, конечно, заключается в том, что вы стоите на одной ноге, приподняв другую. Если вы хотите, то поставьте на всякий случай рядом стул, но лучше обойтись без него. Начните с того, что поднимите ногу всего на четыре-пять секунд. Затем увеличивайте продолжительность до тех пор, пока не будете держать ногу на весу как можно дольше. Вы обнаружите, что, выполняя упражнение, вы научитесь расслаблять ногу, на которой стоите, позволяя ступне распластываться на полу, научитесь расслаблять мышцы живота, глубоко дышать, расслаблять плечи и руки. Вы также поймете, если еще этого не знаете, какая сторона тела у вас доминантная, или сильнее, поскольку на более сильной ноге стоять вам будет значительно легче.

6-26. Добавьте к базовому упражнению движение: качайте свободной ногой вперед, назад, в сторону опорной ноги перед ней и в ту же сторону за ней, в другую сторону. Возможно, для вас будет легче проделать это, если вы станете на стул или коробку (рис.6-26).

Далее...

Обновлено (11.10.2019 03:03)

 

Найти на сайте