Главная Поиск души


Сновидение. Поиск души

На крыльях ночи: поиск души и ищущая душа

Сновидение. Поиск души

Мы, люди, состоим из костей и плоти, мускулов и мозгов. Мы живем, размножаемся и умираем. Мы едим и испражняемся, точно так же, как и другие млекопитающие, рыбы, рептилии и птицы. В конечном счете мы вернемся в землю в виде минералов и химических веществ. Но все же мы представляем собой нечто большее.

Мы мыслим, строим планы и влюбляемся. Мы творим, ненавидим и помним. Мы танцуем, пишем и поем. Никакое другое животное на это не способно. Мы — особенные, и человечество издавна искало слово для того, чтобы обозначить им те уникальные качества и способности, которыми мы обладаем. Кто-то называет это сознанием — коллективной составляющей всех человеческих существ, связывающей нас с чем-то большим, чем являемся мы сами, с Божественным. Кто-то называет эту часть нашей личности душой.

В современной культуре, отрицающей смерть, принято прилагать значительное количество усилий, чтобы покойники выглядели на собственных похоронах как живые. Похоронных дел мастер (гример) наносит на кожу трупа специальную косметику и грим, пока безжизненное тело не приобретет вид спящего человека.

Но не вызывает сомнения то, что вместе со смертью тело что-то теряет. Многие пережили опыт потери близких и видели тех, кто умер недавно. В описании смертного состояния есть множество слов и фраз, подразумевающих нечто ушедшее: «покинуть», «перейти», «оставить тело». Каждый, кто находился рядом с преставившимся, подтвердит тот факт, что, хотя тело присутствует, личности уже нет. Что же уходит? Жизненная сила? Душа?

Расширенное понимание феномена души зафиксировано у индейцев племени сенека: они верят, что природа разумна и все живое обладает душой. В их мировоззрении чрезвычайно важна связь между сознанием и душой.

Вероятно, в каждом языке найдется слово, которым обозначают то, что у нас называется «душа». И вполне вероятно, что в каждом случае новое обозначение будет приоткрывать различные грани этого понятия. Народ тикопиа, проживающий на Соломоновых островах, в южной части Тихого океана, полагает, что у каждого человека есть жизненный принцип, или моури, ора, — это жизненная сила, суть самой жизни. Здесь мы видим связь с китайскими представлениями об энергии ци и верованиями японского народа айнов, называющего этот принцип рамат.

В северо-восточной части Индии, неподалеку от границ с Непалом, Бутаном и Тибетом, проживают санталы. Эта народность сохранила оригинальное мировоззрение. Санталы верят, что люди состоят из двух частей: хормы — тела и дживи — души.

Сотни лет тому назад о восточное побережье Южной Америки разбилось несколько испанских невольничьих кораблей. Спасшиеся африканцы смешались с коренным населением Гватемалы, Мексики и Белиза и стали называть себя «тарифуна». У этого народа особое представление о том, что отличает одного человека от другого. Они называют это иуани, то есть «дух в теле», и верят, что у каждого человека свой дух, который невозможно уловить органами чувств и невозможно контролировать разумом.

Пигмеи-мбути, населяющие территорию бассейна реки Игури в самом центре Демократической республики Конго, используют для обозначения души слово бору э’и. Душа, жизнь и пульс обозначаются здесь одним и тем же словом. Народ бамбара из Мали называет жизненную силу, которая, как считается, никак не связана с телом, а просто оживляет его и дает видимое представление о дыхании и биении артерий, ни. При этом бамбара верят, что это не единственная душа, которой обладает человек. Есть еще и дья — флюидоподобная, исходящая из тела тень, которая может быть видима только в отражении.

Как и народ бамбара, древние китайцы полагали, что у каждого человека есть две души. Материальная, или животная, душа называлась пхо и символизировала жизнь. Считалось, что эта душа неразрывно связана с телом и умирает вместе с ним. Возвышенная душа называлась хань и могла покидать тело без угрозы для его существования. Народы семай и темиар также приписывают каждому человеку две духовные сущности, одна из которых находится в середине лба, а другая кроется внутри зрачков.

Показательно, что слова «тень» и «душа» во многих культурах являются синонимами. К примеру, индейцы-алгонкины используют одно и то же слово для обозначения обоих понятий. А жители Андаманских островов, расположенных в восьми сотнях миль на запад от Бенгальского побережья, и отражение, и тень называют лсумуло. При этом сновидения они обозначают словом от-жуму, так как считают, что в сновидениях человеку раскрывается мир его души; когда спящий попадает в мир снов, он оказывается в месте, где обитают тени и отражения. В центральной Нигерии народ тив также уравнивает душу и тень; представители этой народности верят, что у каждого есть джиджинги — тень или призрак.

Как мы видим, многие народы мира почитают мир душ, теней и призраков миром сновидений. В состоянии бодрствования мы едва замечаем свои физические границы. Тело и рассудок привязывают нас к материальному плану. Однако душа — наша тень, ци, пхо, инуига, калике, дья, руваай, ремат, джива, моури, ора, ампо, джиджинги и ни, — не имеет ничего общего с физическим миром.

Странствия души, путешествие в сновидении

Куда мы отправляемся, когда засыпаем? И какая часть нашего «Я» туда идет? Мы переносимся в далекие страны, парим над ландшафтами, которые кажутся одновременно знакомыми и незнакомыми, пересекая Пространство и Время. Все это могло бы стать великолепным материалом для научной фантастики, если бы не было еженощным содержанием сновидений.

ИСТОРИЯ-СОН

Сон, сбросивший оковы

Ом был из народа муриа, который очень ценит песни и танец. Самым последним местом, в котором хотел бы оказаться человек муриа, была тюрьма, именно в ней он сидел, и заточили его надолго.

И все же каменные стены не могли удержать его всего. Ведь он принадлежал народу муриа, шаманы которого путешествуют в потусторонний мир на восьминогих лошадях и возвращаются, чтобы поведать о своих странствиях. Мог ли он сбежать тем же способом? Ведь у него оставалась его душа, джива, которую заточить не мог никто.

И однажды ночью тюремные решетки исчезли и его душа полетела прочь. Пока спящее тело лежало в камере, душа парила над миром. Он увидел свой дом, близких и друзей. Всю ночь он общался с ними, уже не будучи пленником.

Его навещали родные. В его сновидениях к нему приходила жена, и они проводили ночь вместе. В другой раз ему удавалось увидеть то, что происходит за решеткой темницы. В своих сновидениях он оставался свободным человеком.

Когда мы погружаемся в сон, тело остается неподвижным, зато другая часть личности путешествует под покровом ночи. Испокон веков люди пытались понять природу своих ночных путешествий. Очень многие народы, если не все, считали, что визуальный ландшафт снов обеспечивает душа. Каким бы странным это ни казалось, верно то, что, как свидетельствует опыт представителей самых разных культур, душа действительно покидает тело во время сна. Некоторые ученые полагают, что благодаря такому пониманию природы сновидений родилась религия. Роберт ван де Касл в монументальном труде Our Dreaming Mind утверждает: представление о странствующей душе пришло на Запад из Индии в V веке до н. э. Но, похоже, что мнение о странствующей в сновидениях душе, где бы оно ни зародилось, стало поистине универсальным.

И что за путешествие предпринимает душа! Во сне мы покидаем темницу тела и, не обремененные весом и плотью, отправляемся в путь. Мы видим с закрытыми глазами. Восточные славяне считают, что «нет ничего удивительного в том, что душа покидает человека и отправляется в мир, и только кровь поддерживает жизнь в его теле». Почти не отличается от представления о сне восточных европейцев и мнение жителей Малайзии: народы сенои и темиар считают свои сновидения не чем иным, как путешествиями, а пересказ сновидений обычными заметками путешественника. Кстати, у народа темиар утром члены семьи приветствуют друг друга вопросом «Ма-луу?», что значит «Где побывал?».

Где вы побывали? Индейцы племени бела-кула из Британской Колумбии говорят о ксик-мэноэс — духе, который каждую ночь покидает тело и странствует в сновидениях, не сдерживаемый никакими преградами. А на расстоянии в тысячи миль к югу индейцы племени мундуруку, проживающем в центральной Бразилии, тоже считают, что душа спящего человека путешествует, и все, что она переживает, становится содержанием сновидений. На другой стороне света, в Южной Азии, народности мяо и акха, ныне проживающие на территории Китая, имеют аналогичный взгляд на природу сновидений. С ними солидарны и люди фанг из западной Африки. Индейский народ тукуна, обитающий в бассейне реки Амазонки, верит, что во сне душа (наа’е) покидает тело и отправляется на поиски приключений.

Освободившись от тела, мы можем отправиться куда угодно: в будущее, облететь всю Галактику, преодолеть Пространство и Время. Не вызывает сомнения и то, что наша душа, которая не нуждается в отдыхе, непрестанно взаимодействует с другими душами. Представители африканского народа бамбара в сновидениях выпивают, закусывают и болтают с друзьями, и этот опыт для них столь же реален, как и полученный в обычной жизни. При этом во всех этих ночных похождениях и вечеринках участвует только дух. Утром сновидец, конечно же, проснется с пустым желудком.

Есть в путешествии души нечто сродни теориям Эйнштейна. В сновидениях тоже сливаются Пространство и Время, часы теряют всякий смысл, и мы можем отправляться в места, которых уже нет или еще нет. Индейцы племени мохаве из Калифорнии придают особое значение снам силы, то есть таким сновидениям, которые переносят их назад во Времени, к эпохе Творца. Для них путешествия во Времени являются обыденным ночным переживанием. В Бразилии народность тапирапе считает сны странствием июнги, или души, которая может беспрепятственно пересекать Пространство и Время.

В упражнении, которое я предлагаю, мы отправимся в путешествие — вы его совершали неоднократно, только на этот раз давайте сделаем это с закрытыми глазами.

1. Непосредственно перед тем, как лечь спать, закройте глаза и подумайте о путешествии, которое не раз предпринимали. Возможно, это будет поездка, которую вы совершаете несколько раз в год, например на каникулах. Или это будет путешествие к месту, в которое вы ездите гораздо чаще. Для цели упражнения важно, чтобы это путешествие вы совершали за рулем автомобиля или на поезде, но не на самолете.

2. Припомните в деталях всю поездку. Вообразите отчетливо каждую деталь, которую сможете вспомнить: что вы видите из окна? Что слышите вокруг? Какие запахи чувствуете? Какие местности проезжаете? Отмечайте все ощущения, возникающие у вас в воображаемой поездке.

3. Обратите внимание на восприятие путешествия, в том числе и на изменения в восприятии. Отличается ли воображаемая поездка от той, которую вы предпринимаете в реальности? Если она кажется точно такой же. как и в действительности, запишите в дневник ощущения, которые уже прочно укрепились в вашем сознании.

4. Засыпайте, продолжая «путешествовать», и постарайтесь запомнить и записать сновидения, которые увидите. Необязательно, что во сне вы предпримите то же самое путешествие. Будьте особенно внимательны к тем сновидениям, что придут к вам во время выполнения этого упражнения. Попробуйте «попутешествовать» несколько ночей подряд.

ИСТОРИЯ-СОН

Танго во сне

Не по годам серьезная Эмма — в очках и со снисходительной улыбкой — нередко казалась старушкой. А ведь ей было всего лишь одиннадцать лет! Это сочетание юного возраста и мудрости производило необычное впечатление, а с двумя косичками она и вовсе становилась похожей на фею.

Я познакомился с Эммой в лагере искусств, где ставил пьесу «Дурное семя»; девочка пришла на кастинг для главной роли Роды — прелестной десятилетней психопатки-убийцы. Эмма получила эту роль и настолько в нее вошла, что младшая сестра юной актрисы отказалась спать с ней в одной комнате.

После лагеря Эмма и я переписывались по электронной почте. Ее письма были всегда интересными. Зная, что я пишу эту книгу, время от времени Эмма посылала одно из своих сновидений, дополненное предполагаемым толкованием, неизменно поражавшим меня своей точностью.

Поскольку Эмма продолжала выказывать интерес к снам и делала поразительные наблюдения, я решил задействовать ее в одном эксперименте. Я хотел проверить способность двух людей выбрать определенный вечер и встретиться друг с другом в сновидении.

Ни Эмма, ни я не ожидали чего-то конкретного, но при этом оба были готовы ко всему, что бы ни произошло с нами во сне.

В тот день, который мы оговорили заранее, я стал думать об Эмме перед сном. Ночью я видел два сновидения, первое из которых было коротким, и Эмму в нем я не помню, зато во втором сновидении ее присутствие было явным. Я не видел и не слышал ее, но, несомненно, она была рядом, как если бы занимала то же самое пространство, что и я. Для меня было понятно: мы встретились и наши души путешествовали вместе — как мы и намеревались.

Конечно, на этом история не заканчивается. Все на самом деле гораздо интереснее, чем кажется. Я тогда еще не знал, что именно увидела во сне Эмма. Через день или два она мне написала, оправдываясь, что совершенно забыла в ту ночь о нашем с ней эксперименте. Как это ни странно, я ничуть не был этим разочарован. Я был убежден, что встреча действительно состоялась, несмотря на то, что Эмма забыла о своем обещании. И кроме всего прочего, я рассудил, что если люди могут путешествовать в одиночку на самолетах и машинах, то и их души, без сомнения, могут странствовать сами по себе в сновидениях.

Спустя примерно месяц я навестил в Сиэтле мою дочь Хиру. Она вместе со своим женихом Тоддом и их общим другом Джо согласилась поучаствовать в другом эксперименте по встрече во сне. На этот раз я использовал технику, подсказанную мне Сьюзан Вид, знатоком трав, целительницей и необычайно сильным интуитом. Сьюзан рассказала, что, когда вела занятия в лагере, она собирала всех участников вечером у костра и они договаривались снова встретиться в три часа утра — в своих сновидениях.

Итак, Хира, Тодд, Джон и я договорились в ближайшие две ночи встречаться в снах в четыре часа утра. Ничего особенного я от этого эксперимента не ждал, кроме того, за последние дни очень устал, а Тодд и Джон вообще отнеслись к идее скептически. Хира в своих сновидениях оказывалась в назначенном месте, но в первом сне она опоздала, а на следующую ночь пришла слишком рано. Так или иначе, она оказалась единственной, кто оба раза видел один и тот же сон, в котором присутствовало оговоренное заранее место.

Какой же вывод? В случае с Эммой я путешествовал один, а Хира отправилась на место встречи без нас троих.

Встреча с широко закрытыми глазами

Идея о путешествии под покровом ночи сквозь Пространство и Время немного отдает колдовством, поскольку именно ведьм винили в ночных полетах, не правда ли? Не исключено, что некоторые «ведьмы», как их называли в те времена в западных странах, на самом деле были целительницами, шаманками, способными покидать свое тело во время сна.

Если души действительно путешествуют по ночам, то почему бы этим не воспользоваться? Давайте попробуем в этом упражнении встретиться в сновидении с определенными людьми.

1. Соберите группу из нескольких людей, которые захотят поучаствовать в эксперименте. Помните: речь не идет ни о каких проверках. Чем легче вы отнесетесь к поставленной задаче, тем вероятнее, что получится интересно. Как и прежде, самым важным остается намерение и обязательство. Другими словами, выполняя это упражнение, не стоит быть слишком серьезным, но надо оставаться честным и открытым.

2. Не ждите чего-либо конкретного. Как только мы начинаем придумывать, что должно произойти, то обязательно разочаровываемся. Пусть все идет так, как должно быть. Свою ценность имеет любой результат.

3. Договоритесь о времени встречи в ваших сновидениях. Очевидно, что время, которое вы выберете, должно быть таким, когда все участники эксперимента точно будут спать. Но это единственное условие. Находиться в непосредственной близости друг от друга вовсе не обязательно.

4. Укладываясь спать, повторите свое намерение. Держите в уме время встречи и остальных участников эксперимента.

5. Как только проснетесь, запишите все, что увидите во сне. Если встреча не состоится, не расстраивайтесь. Это упражнение может быть хорошей практикой.

Как покинуть тело в состоянии бодрости

Душа покидает во сне тело и путешествует всю ночь, встречаясь с различными людьми и участвуя в самых разных событиях: это обычный сновидческий опыт. В состоянии же бодрствования такой способностью обладают лишь великие шаманы и целители.

Далеко на севере, в арктической тундре, чукча-шаман может с помощью барабана ввести себя в такое состояние, когда его душа способна увидеть все, что пожелает. Четкий барабанный ритм ослабляет контроль разума и позволяет вступить в игру сознанию сновидения. На тысячи миль к югу подобным же образом действуют венгерские знахари, входя в особое состояние, в котором могут покинуть тело.

Если мы способны покидать тела во время сна, то что мешает сделать это в бодрствующем состоянии? Когда мы предпринимаем подобное путешествие, граница между сознанием бодрствования и сознанием сновидения стирается полностью. Такое состояние называется трансом. С незапамятных времен люди входили в это состояние, иногда прибегая к помощи психотропных веществ, а иногда, как чукчи, лапландцы и венгры — к звуку барабанов или бубнов.

Цель такого переживания — изменение сознания. В трансовом состоянии обыденное, бодрствующее сознание уходит на второй план, позволяя выступить сознанию сновидения, а душе предпринять свой полет.

От Северного полюса до самой оконечности Южной Америки, от Африки до Лабрадора и Вудстока, что в штате Нью-Йорк, барабаны использовались и используются как средство для перемещения души. Уже многие поколения самые разные народы мира освобождают с их помощью дух, чтобы он мог переноситься за пределы обыденного.

1. Во многих крупных городах и в сельской местности существуют группы барабанщиков. Присоединитесь к одной из них. Обычно это неформальные сообщества людей, собирающихся вместе для того, чтобы побарабанить, например, в определенную фазу луны. Найдите подобную группу и попытайтесь к ней присоединиться. Как только это удастся — не стесняйтесь: танцуйте и двигайтесь под музыку.

2. Если у вас есть барабан или бубен, воспользуйтесь им. Лучше всего подойдут барабаны типа бонго и конга, звук из которых извлекается непосредственно ладонью. Если у кого-то из ваших знакомых есть барабан, договоритесь о встрече и поиграйте вместе. Только помните: никто вас не проверяет на наличие музыкальных способностей. Пусть ваш собственный ритм льется свободно. Наилучшими для входа в трансовое состояние будут простые закольцованные ритмические рисунки.

3. Если у вас нет барабана, можно воспользоваться поверхностью стола или доски. «Играйте» на ней с помощью пальцев и ладоней до тех пор, пока ритм не унесет вас.

4. Дайте пройти времени. Неважно, найдете ли вы группу барабанщиков, будете ли играть вместе с другом или в одиночестве, дайте пройти какому-то времени, ничего не ожидая. Вы можете обнаружить, что, пока мозг расслабляется, вы уноситесь прочь, а перед внутренним взором проносятся необычные картинки, в голове появляются новые мысли. Ваш личный опыт может существенно отличаться от того, что я рассказал здесь. Но каким бы он ни оказался, обязательно запишите результаты выполнения этого упражнения.

ИСТОРИЯ-СОН

Как душа нашла богатство

Как-то раз двое мужчин, Камал и Пракаш, зашли в кузницу. Стоял жаркий день, и оба странника здорово утомились. Едва они присели, как Камал заснул, широко раскрыв рот.

Сидя рядом с другом, Пракаш тоже было собрался немного вздремнуть, как вдруг увидел нечто потрясающее. Он был взбудоражен и поражен: никогда он не видел ничего подобного — изо рта Камала в виде ящерицы выползла его джива (душа), которая тут же принялась за поиски еды.

Пракаш кинулся за ящерицей, словно собака, и загнал ее в муравейник, в котором та нашла клад — горшок, полный рупий.

О рупях Пракаш не догадался, он лишь следил за быстрыми передвижениями ящерицы. Поскольку он был изрядным шутником, то даже явление бессмертной сущности не остановило его от того, чтобы не подшутить над приятелем. Пракаш подумал, что пока Камал спит, будет забавно, если он натрет его лицо золой из очага кузнеца. Когда друг проснется и увидит свое отражение, они вместе посмеются над удачной шуткой.

Однако его планам не суждено было сбыться: как только ящерица выбралась из муравейника, она не узнала вычерненное лицо спящего хозяина. Душа Камала не могла вернуться в тело.

Ящерица принялась метаться туда и сюда, пытаясь отыскать тело своего владельца. Вскоре Пракаш заметил эти беспорядочные метания и сразу понял, в чем дело. Он быстро омыл Камалу лицо, и ящерица, узнав хозяина, тут же вернулась к нему, снова превратившись в его дживу.

Во время путешествия своей дживы Камал, конечно же, спал и видел глазами ящерицы яркие сновидения. Пробудившись, он рассказал своему другу о муравейнике. Друзья отправились к муравьиной куче и, раскопав ее, нашли горшок с рупиями.

Путешествия к духам

Ночью мы закрываем глаза и освобождаем свои души, которые улетают и встречаются с душами других людей. Более того, во время ночных полетов могут встретиться души мертвых и живых. «Мы живем вместе с духами, — говорят старики народа ньякюса из Танзании. — Снова и снова наши отцы приходят к нам, а также наши умершие жены. Духи восстают и приходят к нам».

Народ тикопиа с Соломоновых островов называет живых духов моури. Спящий представитель народа темиар имеет «главную душу», которая покидает тело и в своем полете встречает души других живых существ, в том числе сущности деревьев, цветов, животных и людей — как живых, так и умерших. Духи могут быть как добрыми, так и злыми, а также знакомыми, которые сопровождают сновидца. К счастью, считается, что спящий не теряет во сне способность различать духов: не имеет значения, какие духи будут сопровождать сновидца, ему необходимо различать их.

Дух сновидения обычно предстает в облике человека, но только в относительной степени. Нигерийский народ нупс называет образ души фифинги, то есть тень.

Во время ночных путешествий души Пространство и Время сжимаются, так как в мире сновидений они не имеют власти. Среди пуэрториканских спиритистов распространено поверье, что во время ночных встреч с другими душами наша собственная душа может отправиться в любое место и в любую эпоху. Бедуины руала также верят в то, что душа сновидца странствует вместе с духовными сущностями, от которых узнает о прошлом, настоящем и будущем. В сновидениях Пространство и Время могут быть совершенно произвольными.

Не имеющее границ время сновидений позволяет встречаться с духами умерших. Часто встречаются во снах с покойными предками чилийские индейцы-арауканы, для которых такие встречи настолько же реальны, как и при свете белого дня. А люди народности теда, проживающей в центральной и восточной части Сахары, верят, что сон, в котором снится усопший, означает действительную встречу с ним. Души индейцев-тарахумара помогают в сновидениях своим мертвым предкам с посадками. На острове Трук считается, что, если одному человеку снится другой, это означает, что души обоих встретились в месте, где обитают души умерших. У индейцев-навахо существует интересная вариация этой идеи: если сновидец видит себя во сне умершим, значит, он побывал на том свете, где встретился с душами мертвых.

Для всех этих народов, как и для многих других, смещение Пространства и Времени в период ночных путешествий души стирает границу между миром живых и мертвых.

ИСТОРИЯ-СОН

Последняя встреча с тетушкой Белл

Насколько я помню, прежде мне никогда не снилась моя тетушка Белл. Она была младшей сестрой моей матери и жила в городе Глазго, в Шотландии.

Когда я был ребенком, помню, мы вместе с тетей, бабушкой и дедушкой садились на корабль «Королева Мэри» или «Королева Елизавета» и путешествовали через океан. Я был еще маленьким, когда мы начали переписываться с тетей, и как-то со временем она превратилась в тетушку Белл. Это было ее тайное имя.

Уже в зрелом возрасте тетушка Белл вышла замуж за Джо. Когда мне было пятнадцать, я как-то навестил их в Глазго одним дождливым летом, а в последующие годы они время от времени приезжали к нам, в Соединенные Штаты. После смерти Джо мы с дочерью еще раз съездили навестить тетушку в Шотландию.

В периоды между приездами и отъездами мы поддерживали связь в основном письмами и за все эти годы не переставали извиняться друг перед другом за то, какие никудышные мы оба корреспонденты.

В том сновидении был вечер; я вместе с тетушкой Белл присутствовал на какой-то вечеринке, даже во сне казавшейся мне скучной, но я был счастлив хотя бы тем, что рядом моя тетя.

Вечеринка проходила в большом доме со множеством комнат. По непонятной причине мне нужно было покинуть тот зал, в котором мы были с тетушкой, и я сказал ей, что не задержусь надолго, но, когда вернулся, ее уже не было. Даже во сне я осознал, что это была не просто встреча.

Проснувшись, я тут же принялся звонить тете Белл в Глазго, но телефон не отвечал. Чуть позже я снова набрал номер. Опять никто не снял трубку. Я звонил несколько раз в последующие две недели и наконец сдался, решив, что она, возможно, уехала куда-нибудь отдохнуть. Была зима, а зимой они с Джо обычно уезжали в Блэкпул.

Зима сменилась весной, как вдруг, через четыре месяца после того, как я увидел памятный сон, мне пришло письмо из Глазго. Племянница Джо, которая заботилась о моей тетушке последние годы, написала, что та умерла. Тетя долго болела, и у нее развилась кома, из которой она уже не смогла выйти.

Спустя какое-то время я кое-что сопоставил и понял, что тетя впала в кому именно в тот день, когда я увидел ее во сие исчезающей из комнаты.

Пересечение реки

Однажды я слышал историю о том, что все те, кто умер, населяют место на другом конце Пространства и Времени. Там течет река, и те, кто уже покинул землю, селятся вдоль ее берегов; там все души общаются друг с другом и взаимодействуют, к примеру, Шекспир может по-приятельски беседовать с Авраамом Линкольном, а Бетховен дуэтом петь с Ленноном.

Подобным же образом в своих сновидениях и мы, живые, можем встречаться с умершими. В таких встречах нет ничего пугающего. Все люди, в том числе и те, кто давно умер, в сновидениях, где стираются границы между бодрствованием и сном, между жизнью и смертью, предстают в своем обычном облике.

В обычной жизни души обитают преимущественно только в памяти. Многим из нас случалось терять своих близких. Чтобы попытаться снова встретиться с ними в сновидениях, первое, к чему мы обратимся, будет память.

1. Если у вас есть изображение этого человека, то потратьте время на то, чтобы тщательно его рассмотреть. После этого поместите портрет неподалеку от вашей постели.

2. Перед тем как уснуть, закройте глаза и представьте себе эту личность: пусть перед вашим внутренним взором возникнет четкий образ. Постарайтесь представить себе этого человека как можно более подробно: его лицо, глаза, прическу, телосложение. Вспомните привычное выражение его лица. Может быть, удастся вспомнить голос этой личности: его интонации, особенности речи, любимые словечки и выражения.

3. Вспомните какое-либо событие, связанное с этим человеком, в котором вы непосредственно участвовали. Восстановите эту встречу во всех подробностях. Обратите внимание на ваши чувства. Запишите в дневник все воспоминания, которые всплывут в памяти.

4. Выполняйте это упражнение в течение нескольких ночей перед сном, идеальным сроком будет неделя. Убедитесь, что воспоминания сохранят свою свежесть перед тем, как вы отойдете ко сну. Важно, чтобы это было последнее, о чем вы подумаете перед сном.

5. Обратите внимание на сновидения, тщательно записывайте их в дневник. И как обычно, ничего не ждите от выполнения этого упражнения.

Вспомнить, чтобы вспомнить

Почти у каждого из нас бывали сны, в которых мы видели человека, с которым давно распрощались. Вспомните одно из таких сновидений.

1. Вспомните сон о человеке, которого больше нет в вашей жизни. Восстановите в памяти как можно больше подробностей и обстоятельств встречи с ним в сновидении. Что тогда произошло? Какая была обстановка? Очень часто в сновидениях мы встречаем знакомых в совершенно иных обстоятельствах, нежели в тех, в которых привыкли видеть их в обычной жизни.

2. Отмечайте, что вы почувствовали в этом сновидении. Были вы напуганы или счастливы: как вы себя чувствовали? Как соотносятся пережитые в сновидении ощущения с тем, что вы испытываете к этому человеку наяву?

3. Какого рода беседа состоялась во сне между вами и этим человеком? Иногда в сновидениях мы обмениваемся несколькими словами с собеседниками, иногда — нет. Но помните, что слова сами по себе во сне не имеют особой важности; чаще всего мы сразу знаем или интуитивно понимаем, что хочет сказать собеседник.

4. Что происходило с вами наяву, когда вы видели этот сон? Есть ли какие-нибудь соответствия с тем, что вы увидели в своем сновидении?

5. Запишите пережитое в сновидении в объеме не более пятидесяти слов и положите лист под подушку. Вещи, положенные под подушку, порой производят на нас мощный эффект.

Вы можете попробовать выполнять данное упражнение в сочетании с предложенным ранее упражнением «Пересечение реки». Попытайтесь выполнять их в течение по крайней мере недели.

Сон освобождает и окрыляет душу. Но в полете ее могут подстерегать опасности. Если душа находится в одном месте, а тело — в другом, то сохраняется ли между ними постоянная связь? И, кроме всего прочего, не будем забывать, что смерть и сон, смерть и сновидения — весьма близкие друг к другу состояния. У многих народов эта связь выражается даже в языковых конструкциях. На Аляске индейцы-тлинкиты говорят, что «спящий человек подобен мертвецу». И действительно, имеются очевидные черты сходства между двумя этими состояниями. И во сне, и при смерти мы теряем над собой контроль. И во сне, и при смерти мы покидаем свое тело. И во сне, и при смерти душа и тело разделяются: только в случае смерти это уже навсегда, а во сне — на время.

Тысячелетиями люди пытались добиться гармонии между телом и духом, усилить взаимодействие между ними. Люди видели сущность связи между телом и духом в состоянии самочувствия человека. Несмотря на то, что некоторые относят данное положение исключительно к теологическим вопросам, традиционная западная медицина все больше склоняется к тому, чтобы считать тело, разум и душу единым целым, а болезнь — результатом их разделения.

Некоторые народы, такие как коль, проживающие в центральной части Индии, представляют связь между телом и душой в виде тонкой нити. Не имеет значения, насколько далеко душа отойдет от тела во время сна, связь с ним сохранится. Если же нить оборвется, спящий человек умрет. Что более важно, так это вопрос, как именно эта нить соединяется с телом сновидца и влияет на его физическое состояние.

Во многих культурах существует поверье, что, если путешествие души во сне будет прервано, человек может серьезно заболеть или даже умереть. Многие целительские практики нацелены на то, чтобы поддержать и укрепить связь между блуждающей душой и сновидцем. В южных Гималаях люди верят, что если во сне человек видит нить, спустившуюся с Небес, это знак, который говорит ему, что он должен стать посредником между Богом и людьми. И если эту нить перерезать, сновидец умрет. Представители народа хмонг из Юго-Восточной Азии считают, что, если во время ночных скитаний душа потеряется, человек заболеет. В таком случае задачей целителя будет отыскать заблудшую душу и воссоединить ее с телом. Если же сделать это невозможно, человек непременно умрет. В народной культуре корейцев есть поверье, что, если накрыть лицо спящего бумагой, он больше никогда не проснется, так как его душа не сможет вернуться обратно в тело хозяина.

Индейцы-тарахумара из Северной Мексики верят, что наиболее частой причиной заболеваний становятся опасные ночные путешествия души. В их понимании душа никогда не отрывается от тела целиком, иначе человека неминуемо ждет смерть. При этом то, что остается от души в теле, когда она странствует в ночи, не настолько сильно, чтобы противостоять зловредным влияниям. Работа шамана племени тарахумара заключается как раз в том, чтобы отыскать потерявшуюся, плененную или поврежденную душу и вернуть ее в тело больного. Если же душа человека оказывается захваченной духами, то душа шамана должна договориться с ними о выкупе.

Малазийский народ ибан также страшится потери или пленения души. Душа, которая заблудилась или стала жертвой злобного духа, заманившего ее в ловушку, называется семенгат. Люди ибан считают, что именно поэтому развивается большинство болезней, и приглашают к больному шамана, который должен попытаться вернуть душу. Индейцы из племени южных ютов, проживающего в Колорадо, процесс исцеления также начинают с возвращения души, потерявшейся в сновидении.

Для нашего, западного, излишне рационализированного мышления все эти истории о путешествиях души и потенциальных угрозах ей кажутся по меньшей мере странными, если не глупыми. Но в нашем языке есть такие конструкции, которые указывают на представления, о которых мы можем даже не догадываться. Вспомните, к примеру, как часто вам доводилось слышать выражение «пропащая душа», «пропащий человек», «заблудшая душа». Не исключено, что бессознательные представления людей западных стран весьма сходны с верованиями многих народов мира.

Никаких будильников!

Удивительно, насколько прочное место в нашем сознании заняли часы. Но многие люди обладают внутренним чувством времени и не нуждаются в будильниках. С помощью этого упражнения вы сможете проверить, относитесь ли вы к их числу. Вы можете продолжать заводить будильник на всякий случай, но каждый раз перед сном говорите себе, что проснетесь утром без него.

1. Попробуйте вообще отказаться от будильника. Не заводите его даже на всякий случай. Если сомневаетесь в себе, можно попробовать поэкспериментировать в выходные дни. Как обычно, тут большую роль сыграет намерение: скажите себе, что намереваетесь встать в определенное время без помощи будильника.

2. Оцените различные варианты пробуждения. Когда вы привыкнете просыпаться без будильника, попробуйте заводить его через день, чередуя с вашими внутренними часами.

3. Дневник и снова дневник! Тщательно запишите все ваши ощущения в те дни, когда будете вставать по будильнику, и в те дни, когда будете просыпаться сами. Есть ли разница в том, как для вас будут начинаться эти дни? Обнаружили ли вы какую-либо связь между тем, когда вы пробуждаетесь под звон будильника или самостоятельно, с тем, что вы встали не с той ноги?

4. Обратите внимание на сновидения. И наконец, присмотритесь к тому, запомните ли вы сновидения в те дни, когда будете вставать по будильнику, и в те дни, когда будете просыпаться самостоятельно. Сравните сновидения тех и других дней. Что вы заметили?

Независимо от того, поверим ли мы в ночные путешествия души, обучение мягкому, аккуратному, медленному пробуждению вместо резкого подъема и отрыва от сознания сновидения в наших интересах. И неважно, верим ли мы в существование души: это будет лучший способ уважать часть нашей личности, которая каждую ночь посещает иные времена и места, принося с собой удивительные видения и переживания.

Далее...

Обновлено (01.11.2019 13:46)

 

Найти на сайте