Главная Укрощение кошмаров


Сновидение. Укрощение кошмаров

Укрощение кошмаров: как осознать свои страхи во сне

Сновидение. Укрощение кошмаров

Кошмар - слово одновременно и странное, и таинственное, вызывающее в уме образ дикой лошади, несущейся сквозь сновидения. Вторая часть английского слова nightmare — mare — в действительности обозначает гораздо более мрачное понятие, чем просто лошадь. Мара — демон, суккуб, злой дух, который завладевает спящими и душит их.

Кошмары — это воплощенные в сновидениях страхи человека. В таких снах мы теряем контроль над ситуацией, оказываемся бессильными перед лицом опасности и, что более важно, испытываем страх перед лицом этой самой опасности.

Обычный сон превращает в кошмар именно чувство страха, которое может быть не содержанием сновидения, а его результатом. Что бы мы ни видели во сне, кошмарным оно будет, только если мы его испугаемся. Если, к примеру, во сне за мной гонится вооруженный человек и я оказываюсь в месте, откуда нет выхода, то такое сновидение необязательно будет пугающим. Сновидение будет кошмаром только тогда, когда я буду испытывать ужас перед возможностью быть загнанным в угол и расстрелянным в упор.

Все сновидения делятся на две части: визуальную (то, что мы видим) и висцеральную (то, что мы ощущаем). Кошмары всегда будут содержать в себе висцеральную часть.

Страх — одно из обычных человеческих состояний. Да и все животные испытывают страх перед лицом опасности. Глупо было бы пытаться отрицать значение этой эмоции. Лишившись страха, мы бы продолжали пытаться засовывать пальцы в розетку или перебегать дорогу прямо перед колесами мчащегося транспорта. Как и в случае с животными, у нас тоже есть нечто, чего мы просто не можем не бояться, если хотим выжить. Вспомним, что одна из обязанностей родителей состоит в том, чтобы научить своих детей бояться некоторых вещей.

Когда моей дочери Хире было два года, мы арендовали на лето домик у пруда в Вермонте. Частенько мы — Хира, моя жена и я — плавали в этом пруду. Однажды Хира дошла до конца пирса и упала в воду, лицом вниз. Ей не было страшно, как и многим в ее возрасте. А ведь она могла утонуть, и немного страха ничуть бы ей не помешало! Маленьких детей приходится обучать тому, что может быть опасно.

Подобное обучение четко связано с фактом, что люди, возможно, единственные существа, которые способны бояться того, с чем пока еще не столкнулись лично.

Людям необходимо испытывать страх. Ведь мы приходим в этот мир незащищенными и беспечными. Надо научиться чувствовать опасность. Именно по этой причине страх всегда был частью процесса обучения. В таком ключе сказки братьев Гримм можно воспринимать всего лишь как подборку наставлений народов, проживавших в Западной Европе. Столетиями с помощью подобных историй бабушки (с благими целями) пугали внуков.

Есть совсем немного ситуаций, в которых жизненно важной становится наша реакция — сбежать или бороться. Подобная реакция страха отсылает к древней животной сущности. Но как часто мы сталкиваемся с необходимостью такой реакции в обычной жизни? Взрослея, мы становимся и более осторожными; страхи, внушенные в детстве, исчезают, но какой здравомыслящий взрослый засунет палец в розетку?

В сознании бодрствования мы способны с помощью разума справиться со страхами. Правда, гораздо чаще мы их просто вытесняем. Но в сознании сновидения рациональность теряет свои права, и подавленные страхи могут проявиться с новой силой.

Позабавимся со страхом

Мы склонны воспринимать страхи слишком серьезно. Если говорить по правде, то именно страхи и подпитывают серьезность. Можете ли вы вообразить себе какой-нибудь легкий и забавный страх? Это чувство не гармонирует с бабочками, радугой и полетами (за исключением, конечно, полетов на самолете). Страх ассоциируется с пауками, землетрясениями и попыткой убежать от преследователей.

Мы, люди, — творческие существа. Воображение позволяет нам выживать. Однако же, как говорят на Востоке: что вверху — то и внизу. Или: у всего есть оборотная сторона. С обратной стороны воображения, посредством которого мы «наколдовываем» выпрыгивающих из ночи монстров и демонов, кроются тревога и страх.

Терапевтами диагностируется более пяти сотен различных фобий, начиная от аблютофобии (боязни умываться или принимать ванну), более известной агорафобии (страха открытых пространств), еще более известной клаустрофобии (страха замкнутых пространств) и заканчивая земмифобией (страха перед кротами и крысами).

Вне зависимости от того, чего вы боитесь, особенную силу страх приобретает в темноте, неважно, будет ли это сумрак ночи или тьма отрицания и подавления. Вытесняя страхи, мы только увеличиваем их силу, и они становятся причиной непонятных, на первый взгляд, кошмаров. Кошмары превращаются в сцену, на которой вытесненные страхи разыгрывают представления. Если мы не сумеем осознать страхи в сознании бодрствования, они обязательно проявятся в сновидениях. Благодаря этому механизму можно попытаться осознать то, что нас так пугает.

Сознание похоже на огонек свечи. Признавая страхи, мы можем отслеживать их и наблюдать за их проявлениями. Тогда тьма вытеснения отступает.

А теперь немного поиграем со страхами.

1. Придумайте себе страх. Единственное условие: это не должен быть настоящий страх. Страх может быть каким угодно, главное, чтобы вы на самом деле не страдали такой фобией. (Как насчет, например, эпистимофобии — боязни знаний, или генуфобии — боязни коленок?) Чем более нереальным он будет вам казаться, тем лучше. Я как-то встретил женщину, которая до ужаса боялась табличек с автомобильными номерами штата Нью-Мексико.

2. После того как вы придумаете себе новый страх, тщательно его исследуйте. Как вы его испытываете? Придумайте наихудший сценарий встречи с вашим новым страхом. Предположим, вы решили, что боитесь баскетбольных мячей. Назовем вашу фобию понерепилананистрофобия. (Все. что звучит на латыни, приобретает большую весомость.) Имея боязнь такого рода, вы можете вообразить себя запертым в комнате, по полу которой катаются множество баскетбольных мячей. Что бы вы предприняли в такой ситуации? Как бы отреагировали? Прорабатывайте эту картинку так долго, как сможете.

3. Придумайте кошмар, в котором новый страх сыграет главную роль. Каким может быть сновидение, в котором «блеснет» ваша фобия? Вы можете придумать целую историю, со своими персонажами, сменой сцен и завязкой.

4. Запишите придуманное сновидение в дневник. Дневник вы уже использовали для записи «настоящих» сновидений.

5. Примеряйте «на себя» придуманный страх. Скажите себе, что завтра будете испытывать подобную фобию. Последите за своими реакциями. Через некоторое время можете придумать новый страх, еще страшнее, и создать целый кошмар, в котором будет иметь место новая фобия.

В процессе выполнения упражнения следует помнить, что вы играете со страхами, и не бояться их в действительности.

Маленькая смерть

Возможно, столь благодатной почвой для боязни сновидения делает потеря контроля над самим собой. В страну сновидений мы вступаем подобно тому, как это происходит в момент смерти. Поневоле приходится оставить все привычное и вступить в неизвестное. Мы теряем контроль над собой и в момент смерти, и в момент засыпания.

Индейцы-тлинкиты сущность сна видят в смерти. В языке этого народа фраза «он спит» или «он заснул» буквально будет звучать «его убил сон». Тлинкиты часто повторяют, что спящий человек — все равно что мертвый.

С того самого момента, как первый человек — ребенок или взрослый — проснулся от собственного крика, люди пытались найти объяснение кошмарам. Откуда они приходят, эти ночные послания ужаса? Кошмары берут свое начало при свете дня. Пугающие сновидения позволяют пережить и переработать то, с чем мы не способны или не желаем сталкиваться в реальной жизни. Иллюстрацией может послужить атака на Всемирный торговый центр, совершенная 11 сентября 2001 года. Свидетельницей была и одна молодая женщина. Она находилась примерно в миле от места катастрофы, слышала звук первого самолета и видела, как он врезается в башню.

Все случившееся потом превратилось для нее в настоящий кошмар наяву. За двадцать кварталов от места катастрофы сцена напоминала сюрреалистическую картину: часть людей — те, кто видел (слышал) падение башни, — бегали и кричали или же застывали в оцепенении; другая часть, не успевшая понять, в чем дело, спешила по своим делам.

В течение последующих десяти дней эта женщина пыталась совладать со своим страхом, посещая, как обычно, занятия в колледже, родителей на уикенды и как-то расслабляясь. Но потом начались кошмары. То ей снились маленькие мальчики с карманами, полными бомб. То она видела во сне, как кто-то расстреливает (по ошибке) ее мать. Она столкнулась в жизни с реальным кошмаром, и все ее страхи немедленно выплыли в сновидениях.

Это один из возможных примеров западного понимания того, откуда к людям приходят кошмары. Однако человечество во все времена видело пугающие сновидения и пыталось понять, где кроются их истоки.

В некоторых культурах в ночных кошмарах обвиняют усопших предков. В языке народа конде, проживающего в Танзании, слово минъенья значит одновременно и «предки», и «кошмары», что явно указывает на то, как конде понимают природу страшных снов. Народность киваи из Папуа — Новой Гвинеи также верит в связь между умершими родственниками и кошмарными сновидениями. Считается, что кошмары — это попытка уйти от преследований покойного отца.

Индейцы-араукана, проживающие в Чили, убеждены, что духи плохих снов, которые чаще всего оказываются духами мертвых, — реальные существа, способные напасть на спящего. Народ тикопиа с Соломоновых островов верит, что дух может усесться на грудь или живот спящего человека, давить или щипать его, вызывая тем самым жуткие сновидения. Тикопиа считают, что кошмары — дело рук таких духов, или атуа, никогда не принимавших человеческого облика и вообще не живших на земле, но способных подражать привычным для человека формам и таким образом вводить в заблуждение и обманывать сновидца.

Западные шошоны и индейцы племени хопи верят, что любые сновидения, в том числе и кошмарные, являются частью всеобщей положительной жизненной энергии — буха. Восточные мистики называют ту же энергию ци. Для шошонов и хопи — это энергия Великого Духа, и без нее человек сразу умирает.

Но у любой положительной жизненной энергии должна быть и отрицательная сторона. По верованиям шошонов и хопи, такая энергия называется диджи бо — разрушительная сила, уничтожающая жизнь; она не дает развиваться творчеству и разбивает отношения между людьми. Она — часть двойственной Вселенной, в которой проявление любого добра, как в зеркале, отражается в проявлении зла. Духи зла, или цоавиты, принимают людской облик или же вселяются в чье-нибудь тело и в таком виде приносят дурные сны. Таким образом, согласно представлениям шошонов и хопи кошмары будут необходимой частью жизни. Поэтому к ним не относятся с осуждением, а стараются понять.

Иногда в страшных снах обвиняют злобных духов. В Малайзии такими духами считаются призраки ведьм, что появляются на кухне и приносят кошмары. В преданиях канадских индейцев племени белла-кула появляется таинственное существо — Слимсила, ответственное за дурные сновидения. У этого похожего на человека создания громадная исцарапанная голова с черным лицом. Часто Слимсила опускается под землю с единственной целью: напугать людей и стать причиной ночных кошмаров. Тамилы, проживающие в южной части Индии, обвиняют в кошмарах и в умственных расстройствах людей злых духов. На севере Индии виновниками дурных сновидений считаются ведьмы. Народ азанде из Судана и Конго тоже считает плохой сон результатом колдовства.

С давних времен кошмары и телесные болезни связывали с воздействием злых духов. Племя корва, проживающее в окрестностях Мирзапура на севере Индии, верит в то, что ночью по приказам ведьм на них могут напасть злобные призраки рейя. Эти рейя, как считается, приносят страшные сновидения и ревматизм. Малазийская народность сенои верит, что и болезни, и плохие сны приносят духи разрушения, порождающие спроецированные отрицательные эмоции.

У представителей некоторых культур существует устойчивое мнение о том, что поворот головы во время сна оказывает влияние на сюжет сновидения. У многих народов восток, где встает солнце, считается благоприятной стороной, приносящей здоровье и удачу, а вот запад, где светило скрывается за горизонтом, наоборот, почитается стороной неудач, обращенной к миру мертвых. В центральном Таиланде монахи укладывают труп головой на запад, считая, что живой человек должен обязательно спать головой на восток. В противном случае его непременно ждут кошмары.

Как мы уже знаем из второй главы, индейцы племени марикопа полагают, что в определенное время ночи снятся специфические сновидения. Они делят время ночи на четыре части и считают, что кошмары могут присниться только в первую и последнюю четверти.

Некоторые люди полагают, что ни ведьмы, пи злые духи, ни время сна, ни поза не влияют на появление ночных кошмаров, так как истинные их виновники — определенные продукты, съеденные человеком перед тем, как лечь в постель. Возможно, многие из нас вынесли с детства убеждение, что если наесться на ночь бананов, то обязательно увидишь страшный сон. В Малайзии люди верят, что некоторые кошмары вызываются съеденным на ночь мясом, а некоторые одолевают спящего, если тот «подхватил» тот или иной вирус и заболевает. Вспомните, бывали ли у вас тяжелые ночи после того, как вы плотно поели перед сном?

Тут все понятно: обильная еда не способствует физическому комфорту, усложняет процесс пищеварения, делает сон прерывистым, что повышает вероятность появления кошмаров. Как правило, чем менее спокоен сон, тем больше кошмаров.

Даже когда причина плохого сна кроется в том, что мы съели на ночь «что-то не то», очень многие верят: не кошмары приходят к нам, а мы — к ним. Во многих обществах существует поверье, что душа путешествует во время сна и может в своих странствиях столкнуться с пагубными воздействиями. Народность пукапука считает: во время ночных полетов сновидца ему могут помешать злые духи, которые станут причиной кошмарных сновидений.

В северной части Индии проживает племя коль, которое верит в то, что душу сновидца и его тело связывает тончайшая, хрупкая нить. Если эта нить будет порвана во время сна, то человек уже никогда больше не проснется. Нить — подобие некоего био-духовного телефонного провода — позволяет душе возвращаться в тело, вне зависимости от того, как далеко она отошла от него. Если во время ночного путешествия душа столкнется со злым духом, то схватка, последующая за встречей, обязательно передастся связующей нитью. Явным свидетельством такой борьбы станут кошмарные сновидения. В этот момент спящий будет кричать, стонать или выгибаться — в зависимости от опасности, угрожающей его душе. В этом случае сновидца необходимо осторожно разбудить, чтобы душа смогла беспрепятственно вернуться в тело и избежать опасности, считают люди коль.

Преодоление страхов

Вне зависимости от того, что послужило причиной кошмара, зададим вопрос: как справиться с этими демонами ночи?

Кошмары обычно характеризует ощущение беспомощности и бессилия, обреченности. Нет сомнения в том, что ощущение беспомощности во сне может проистекать от похожего переживания наяву. Из этого следует, что чем больше уверенности мы испытываем в жизни, тем более сильными ощущаем себя и в сновидениях. Но подобная схема может работать и в обратном направлении. Если мы почувствуем себя сильным в сновидениях, то сможем перенести это ощущение силы и в повседневную жизнь. Граница между бодрствованием и сном — очень тонкая и проницаемая.

Признают связь между сознанием бодрствования и сознанием сновидения люди народа темиар из Малайзии. Согласно их представлениям человек может переносить свои сильные качества из бодрствующей жизни в мир сновидений. Если в жизни человек производит впечатление доброго и заботливого, то может просить родственников и друзей помочь ему во сне. Помощь и поддержка близких во сне — один из важнейших элементов культуры темиар. Например, взрослые поощряют детей сражаться с чудовищами из кошмаров, и в случае если ребенку удастся во сне одолеть монстра или призрака, считается, что тот становится его вечным рабом. Если же ребенок испугается во сне и убежит — чудовища из сновидений будут преследовать его, пока он не окажется готовым встретиться с ними лицом к лицу. Скажем, один мальчик-темиар постоянно видит во сне льва, который его пугает. Малыш сообщает об этом семье и друзьям, и они вдохновляют его на сражение, объясняя, почему не следует убегать: считается, что в случае победы вся сила льва из сновидения перейдет к ребенку.

Для представителей племени темиар единственным настоящим соперником может быть только страх. Если ребенок видит во сне дым — его учат не бояться дыма. Наоборот, маленького сновидца наставляют идти в сновидении прямо в дымовую завесу, где он может встретиться с духом дыма и подчинить его. Если ребенку снится, будто он падает или взлетает, то не следует сопротивляться. Взрослые говорят: это пытается освободиться одна из его душ. Если же ребенок во сне будет бояться взлететь слишком высоко или причинить себе вред, то тем самым будет препятствовать своей душе в ее поисках. Благодаря смелости маленький сновидец получает во сне силу, а страх только загоняет парализованную душу все глубже в тело.

На первый взгляд, подход народа темиар к пониманию кошмаров и страхов кажется примитивным: столкнувшись с ночными страхами, мы можем превратить их или в своих врагов, или в союзников. Однако под этой простотой кроется мудрый взгляд на понимание размытой границы между сознанием бодрствования и сознанием сновидения, принятие того факта, что одно неизменно затрагивает другое.

Кошмары обладают особой глубиной и напряженностью. Их ужас особенно яркий и живой. С одной стороны, народ темиар верит в то, что страх — это просто энергия, которую человек не воспринимает как положительную. И если он сумеет повернуть ее в обратную сторону, эта энергия начнет питать его силу, а не беспомощность. Любую энергию можно трансформировать. Ведь, кроме всего прочего, страхи — наши, и мы можем делать с ними все, что захотим.

Индейцы-апачи верят, что бесстрашие сновидца в опасной или пугающей ситуации даст возможность развить способности провидца. В Малайзии сенои утверждают, что в сновидениях не может быть плохих персонажей. Они становятся таковыми только в одном случае, когда сновидец боится их или избегает встреч с ними.

Апачи-хикарийя верят, как и сенои, в то, что ночные страхи — это испытания, особенно для тех, кто готовится выбрать путь шамана. Ребенок хикарийя получает силу через сновидение от духа, что является в виде животного, птицы, небесного тела или таких природных явлений, как гром, молния или смерч. Ребенок, которому судьбой предназначено стать шаманом, проходит в своих сновидениях испытания страхом.

Поэтому, к примеру, индейцы-пайюты считают кошмары благоприятным знаком, указывающим на то, что ребенок в снах получает силу. Если же ребенок не принимает свои сны, то он не принимает и предлагаемую силу, в результате чего может заболеть. Это поверье получает подтверждение в свете положений западной психологии, в которой считается, что вытесненные страхи приводят к физическим недомоганиям. Вместе с тем страх может стать источником силы.

Наш герой не говорил с тех самых пор, как мог себя вспомнить. Он не мог говорить, но мог напиваться. Как-то раз поздно вечером, шатаясь, мужчина вышел из таверны и трижды попытался взобраться на свою лошадь, по каждый раз тело его подводило. Сжалившись над несчастным, сосед отвел его к себе домой и уложил спать.

Уснув, пьяница увидел жуткий кошмар. Во сне он медленно, чересчур медленно падал в котел с кипятком. Пока падал, страх быть сваренным заживо заставил его закричать в ужасе и надежде на помощь. Переживаемое мучение во сне вынудило мужчину закричать и наяву, пробудив голос, который у него, оказывается, всегда был. Кошмар освободил этого человека от тисков немоты.

Ощущение беспомощности в кошмарах принимает различные формы. Чудовище или убийца преследует, а мы не можем сдвинуться с места. Или передвигаемся нереально медленно: мир взрывается, умирают близкие и любимые, а мы ничего не можем поделать. Но если сможем привнести в сновидения сильные стороны, изменить сюжетный ход кошмаров — изменим и жизнь.

Четыре способа преобразить ночь

Спят все — и взрослые, и дети, однако кошмары видят именно дети, неважно, сколько им лет — семь или семьдесят. Страшные сны относятся к самым ранним страхам. Поэтому, что бы мы ни делали для избав- пения от них, в одночасье они не исчезают. В этом мире нет быстродействующих универсальных средств. Но мы можем обратиться к причине ночных кошмаров — страхам и чувству беспомощности, существующим в реальности, проработать их и изменить характер сновидений. Ниже приведены несколько упражнений, которые помогут в этом.

Встреча с чудовищем

Это упражнение взято из практики народа темиар.

Страх отбрасывает назад. Встретившись с ним в сновидении лицом к лицу, мы возвращаем растраченную силу. Помните: граница между сознанием бодрствования и сознанием сновидения размыта и проницаема. То, что мы решим для себя в бодрствующем состоянии, отразится и на сновидениях. В этом упражнении очень важно осознанное намерение.

1. Определите суть ночного кошмара. Кто-то преследует вас во сне? Случается что-то ужасное? Какого рода страх вы испытываете?

2. Выяснив причину страха, запишите ее. Постройте предложение как можно проще. К примеру: «Меня преследует убийца, а я не могу двинуться с места», или «Монстры за дверью готовы накинуться на меня, я пытаюсь убежать от них, но не могу», или «Я падаю и разбиваюсь».

3. В соответствии с ситуацией выберите самый смелый образ действий и скажите вслух: «Все. Когда опять приснится этот сон, я непременно попробую действовать по-новому!» Учитывая условия вашего сновидения, какая линия поведения будет наиболее мужественной? Определите, что составляет суть кошмара, выработайте мужественный план действий и всякий раз говорите себе перед сном, что в сновидении будете действовать согласно этому плану. Если, к примеру, вы спасаетесь бегством от преследователя, то наиболее бесстрашным поступком будет остановиться и повернуться к нему лицом. Если в сновидении вы куда-то падаете и разбиваетесь, то можно попробовать принять это падение и, не сопротивляясь, наслаждаться им.

Будьте терпеливы, работайте над собой и помните: даже самое сильное желание не сможет изменить сновидение за одну ночь.

Тысячи лет люди борются с ночными кошмарами самыми разными способами. В этом упражнении мы попробуем встретиться со страхами лицом к лицу, чтобы преодолеть и таким образом избавиться от них навсегда. Мы «перепишем» пугающие сновидения и повысим уверенность в себе.

Но что такое страх? Что же это за чувство, настолько сильное, что может даже вернуть человеку голос? Давайте подробнее остановимся на этом. Усвоив, из чего состоят ночные кошмары, мы сможем избавиться от их ужасающей силы.

1. Выберите место, в котором вас никто не потревожит. Подготовьте спокойное пространство для исследования.

2. Вспомните последний кошмар. Те, кому никогда не снились кошмары, могут вспомнить какую-то страшную ситуацию, в которой оказались наяву. Если не происходило ничего пугающего и страшные сны не снились, то можете пропустить это упражнение.

3. Опишите коротко и четко, что происходит в этом переживании. Запишите сновидение, как если бы это был рассказ. Что именно происходило в тот момент, когда вы только-только почувствовали страх?

4. Запишите, что вы чувствовали в сновидении. Описывая свои чувства, будьте как можно более конкретными. Какая часть вашего тела первой ощутила страх? У вас сжался желудок? Вы подобрали плечи? Напряглась спина или шея? Эмоции могут локализоваться в самых разных частях тела.

5. Если этот сон снится уже не первый раз... Если это повторяющееся сновидение, чувствуете ли вы то же самое каждый раз, когда оказываетесь в этом сне? Или ваши ощущения отличаются?

6. В течение нескольких дней отмечайте, повторяются ли чувства и страхи, испытанные во сне, в реальной жизни. Фиксируются ли эмоции в тех же частях тела? Что происходит вокруг в тот момент, когда вы испытываете подобные чувства? Какие ситуации этому способствуют, какое окружение их вызывает?

7. Отметьте и запишите, произошли ли после выполнения этого упражнения какие-либо изменения в сюжете вашего сновидения.

Взглянуть на происходящее с точки зрения чудовища

В кошмарах мы настолько поглощены собственной точкой зрения, что не можем вообразить себе иной перспективы. Если, допустим, нас преследуют во сне, то мы даже не можем подумать о том, что происходит в тот момент с самим преследователем.

А ведь в действительности это только сон. Посмотрим, что получится, если мы попробуем сменить точку зрения.

1. Выберите один из кошмаров. Это может быть давнее или, наоборот, совсем свежее сновидение. Хорошо, если в сновидении будут другие люди или создания, которые тем или иным образом внушают страх.

2. Запишите этот сон. Возможно, вы уже зафиксировали сновидение в дневнике. Перепишите его снова, вспоминая свои чувства и ощущения.

3. Теперь запишите это сновидение с точки зрения создания или человека, который вам угрожает во сне. Если в вашем сновидении такой персоны нет — придумайте ее и запишите сон с новой перспективы. Теперь вы можете сказать, в чем причина или оправдание действий персонажа сна?

4. Проверьте, произошли ли какие-нибудь изменения в том, как вы воспринимаете кошмар. Исчез ли страх? Может быть, появилось большее понимание происходящего во сне?

Преображение прошлого и создание настоящего

Время не движется по прямой линии из прошлого через настоящее в будущее, в нем полно искривлений и петель. Древние хорошо знали это. В сущности, ядерная физика только подтверждает те положения, которые были выработаны тысячи лет тому назад, а современная психология, в свою очередь, подтверждает положения физики. Благодаря достижениям нейролингвистического программирования и гештальт- психологии люди могут переписывать свое прошлое: например, брать случаи из детства и воссоздавать их по-новому. То же самое возможно проделывать и со сновидениями.

Индейцы племени навахо, с большим почтением относящиеся к сновидческому сознанию, хорошо понимают всю силу переиначивания пугающего сновидения. Одному мужчине из этого племени часто снились сны, в которых он куда-то падал, и всякий раз он в ужасе просыпался. Так продолжалось до тех пор, пока индеец не разрешил для себя этот повторяющийся кошмар: в очередной раз во время сновидения он просто раскрыл свои руки наподобие крыльев и смог мягко приземлиться.

Чтобы суметь изменить сюжет дурного сна, мы должны прежде «вытащить» его на свет божий. Как только мы — беспомощные, пассивные жертвы перед лицом сознания бодрствования — «вынесем» сновидение в кошмарах, мы можем преобразовывать его и изменять даже в окружении пагубных сил. Когда мы становимся уверенными в себе и активными, мы в состоянии превратить врагов из сновидения в союзников, переписав сюжетные ходы снов.

Техника очень простая: в бодрствующем состоянии отберите из сновидения те элементы и тех персонажей, которые пугают, и, подключив воображение, раздайте им новые роли. Затем запишите старый кошмар в новой форме.

Проделайте это упражнение перед тем, как лечь спать.

1. Вспомните кошмар, который хотели бы изменить. Закройте глаза, подумайте о кошмарном сновидении. Какие чувства вы испытываете в нем? Попробуйте визуализировать сон во всех деталях. Затем запишите его.

2. Поразмышляйте, как вы могли бы изменить сновидение. Помните о том, что в ваших силах сделать со своим сном все что угодно. Ваши возможности бесконечны: во сне вы можете летать, обладать необыкновенной силой, стать невидимкой или позвать могущественных друзей или охранников.

3. Вообразите себе новый сон. Представьте его как можно более подробно, во всех деталях; обращайте внимание на малейшие нюансы цветов, звуков, запахов.

4. Запишите сновидение. Если появится желание, то можете даже попробовать нарисовать его. Рисунок — наиболее эффективная форма выражения для «внутреннего ребенка», которого вы, собственно, и будете «сопровождать».

Далее я предлагаю два примера работы по изменению сюжета кошмарных снов.

Например, Пит описал свой кошмар следующим образом: «Я иду один по горной тропе. Знаю, что кто-то следует за мной по пятам, но не знаю, кто это. Я слышу его, но продолжаю карабкаться вперед. Взобравшись на вершину, понимаю, что оказался на краю утеса, уходящего на сотню футов вниз, и бежать мне с него некуда. В этот момент из зарослей выпрыгивает рычащий тигр и бросается на меня. Я просыпаюсь от собственного крика».

А вот еще сон Пита: «Поднимаясь по горной тропе, я слышу позади себя рычание тигра, но продолжаю подниматься. Добравшись до открытой площадки, я подзываю тигра, животное подходит ко мне и позволяет дотронуться до его шкуры. Он ластится ко мне, как огромная кошка, и лижет мою ладонь. Я веду тигра на вершину горы, куда продолжаю свой путь, и здесь он превращается в Пегаса. Вместе мы улетаем в поисках новых земель».

Иногда возникает необходимость переписать сновидение несколько раз. Именно это пришлось сделать Дженни. Ей и ее парню Джону было около пятнадцати лет. Они много общались в летнем лагере: ребят объединяли общие весьма разнообразные интересы, в том числе к музыке. Поскольку каникулы длились всего месяц, Дженни и Джон не успели сблизиться с кем-нибудь другим так, как между собой.

Но, несмотря на свое счастливое состояние, Дженни начала вдруг каждую ночь видеть кошмары. Во сне она оказывалась на концерте, где ей сообщали, что Джон умер, и она понимает, что если бы была рядом с ним, то ничего подобного не случилось бы.

Мы обсудили ее сновидение и то, как она хотела бы изменить его. Для начала Дженни изменила свой сон так, что Джон оказывался вместе с ней в машине и они вдвоем ехали на концерт. Это избавило девушку от «людей, которые сообщают ей о смерти друга», но он все равно умирал в ее кошмаре.

Тогда Дженни поместила Джона не только рядом с собой в машину, но и сменила обстановку: теперь они оказывались не на концерте. Это сработало. Дженни спасла друга, и кошмар прекратился.

Одной девочке снился повторяющийся кошмар, в котором её преследовал на пляже дьявол. Она не могла убежать — всякий раз ноги будто наливались свинцом. Каждый раз, когда она видела этот сон, она просыпалась в холодном ноту с учащенным сердцебиением за секунду до того, как дьявол был готов схватить ее. Девочка боялась, что однажды во сне именно так и произойдет, гак как с каждым сновидением он подбирался ближе.

Рассказав однажды этот кошмар бабушке, девочка получила от нее такой совет: «Вместо того чтобы убегать, повернись к нему, посмотри в глаза и трижды скажи, чтобы убирался туда, откуда пришел».

С тех пор девочка всякий раз перед сном стала вслух повторять слова «убирайся туда, откуда пришел» в ожидании того, что ночью ей может присниться кошмар. И наконец он приснился.

Как и прежде, девочка увидела себя бегущей по пляжу — она спасалась от дьявола, который гнался по пятам. Тут она вспомнила, что говорила бабушка. Девочка остановилась, обернулась и трижды прокричала ему: «Убирайся туда, откуда пришел!» Дьявол испарился. Больше этот кошмар ей не снился никогда.

Девочка смогла избавиться от пугающего сновидения, перенеся в него установку из сознания бодрствования. Стоит учесть, что детям немного проще, чем взрослым, пересекать границу между явью и сном.

Когда моей дочери Хире было четыре года, она научилась разговаривать сама с собой и избавилась от кошмаров. Однажды ночью она позвала меня. Вбежав в детскую, я увидел ее сидящей на постели с глазами, полными ужаса.

— Оттуда вылетела злая ведьма! — всхлипнула дочь и показала на рисунок на стене.

— Давай прогоним ее, — предложил я. Мы вместе повернулись к картинке и сказали, чтобы ведьма убиралась, что никто ее тут не ждет, чтобы она даже не думала возвращаться. Произнеся эти слова, Хира успокоилась, так как теперь знала, что ведьма уже не сможет вылететь из картинки.

Мы можем попробовать избавиться от своих кошмаров, если будем говорить с ними или с теми силами, которые их вызвали, в бодрствующем состоянии. Индейцы-хавасупай, или «люди воды бирюзового цвета», как они сами себя называют, живут на западной оконечности Грандкайона уже тысячу лет. Для этого племени нередки кошмары, в которых человек видит себя на чужой земле в окружении врагов. Индеец, которому приснилось такое, просыпается и сразу пост о том, что видел во сне. А затем, обращаясь в темноту, произносит: «Я не хочу видеть этот сон. Наступившая ночь, я прошу тебя принести мне приятные сновидения».

Просыпаются и просят помощи в избавлении от кошмаров и японцы. От дурных сновидений их избавляет добрый дух Баку, «поедатель снов». Человек, пробудившийся от кошмара, призывает Баку, у которого голова льва, лапы тигра и тело лошади, и просит его «проглотить этот дурной сон». Дух Баку превращает плохой сон в удачу, поедая всю злую энергию.

Разговор со сновидением

Прежде чем говорить со своими кошмарами, мы должны четко представлять, что именно хотим сказать. Сделать это несложно, если помнить, что мы хотим избавиться от того, что преследует нас.

1. Определите для себя, что и кому вы хотите сказать в сновидении. Иногда фраза может оказаться очень простой, вроде «Уходи, откуда пришел» или «Уходи и не возвращайся».

2. Укладываясь спать, повторяйте четко и ясно то, что вы собираетесь сказать персонажу из вашего сна. Будьте честны и открыты. Вы будете сознательно изменять схему развития сновидения, разговаривая с героями вашего сна. Если преследователь начнет угрожать, то можете сказать: «Уходи и не беспокой меня никогда». Безусловно, формулировку и смысл фразы вы определите сами.

Меня всегда привлекали большие скопления людей, хотя и мама, и бабушка учили меня держаться подальше от толпы. Бабушка, в частности, в вопросах воспитания придерживалась методики братьев Гримм. То есть рассказывала страшные истории, которые, по ее мнению, непременно должны были предостеречь от опасных шагов и научить чему-то умному такого неуправляемого ребенка, каким был я. Она часто рассказывала истории о маленьких мальчиках, сбитых машинами, когда они за кем-то побежали. В те времена на улицах было достаточно народу: маршировали люди в военной форме, вышагивали музыканты духовых оркестров — это были годы Второй мировой войны.

Итак, я видел во сне толпу людей, но она смотрелась странно. Люди собрались вокруг чего-то, лежащего прямо посередине улицы, но что это такое было, я разглядеть не мог. Взрослые казались мне очень высокими. Вдруг я понял, что протискиваюсь сквозь лес ног этих великанов: мне это было легко, поскольку я был как лилипутик. Наконец я оказывался в первом ряду и видел, что люди столпились вокруг тела маленького мальчика. Этим мальчиком был я. «Он мертв», — говорил кто-то. Я смотрел на свое мертвое тело, лежащее посередине улицы.

«Мне совсем не нравится этот сон. Я хочу, чтобы он поскорее закончился и никогда больше не повторялся, — говорил я себе. — Как только он начнет мне сниться, я тут же проснусь и открою глаза». В сновидении я закрывал глаза и в следующую секунду обнаруживал себя лежащим в кровати. Так я научился уходить из этого сна. Мне было пять лет, и тот кошмар был последним в моей жизни.

Нет никакого смысла в том, чтобы продолжать смотреть плохие сны. Люди придумывают разные способы, чтобы избавиться от них. Одним из таких методов можно назвать перенос кошмарного сновидения на какой-нибудь неодушевленный предмет. На Аляске индейцы-тлинкиты используют специфический способ борьбы с кошмарами: на следующее утро после того, как приснится дурной сон, его «убивают», рассказав в стеклянный кувшин.

С давних времен существует традиция североамериканских индейцев «ловить» сны. «Ловец снов» — просто деревянный обруч с вязанной вручную сеткой. Раньше их делали, чтобы защитить детей от злых ночных духов. Этим занималась свекровь, как только узнавала, что ее невестка готовится стать матерью. Обруч делали из прута, снятого с жимолости или ивы, и оленьих жил, которые использовались для создания сетки в центре круга. Родители подвешивали «ловца» над колыбелью, чтобы он защитил младенца от кошмарных снов, которые могли проникнуть в его голову по полосам лунного света. Сеть в центре «ловца снов» задерживала плохие сновидения, которые обязательно были большего размера, чем хорошие. А добрые сны могли беспрепятственно проходить сквозь ячейки. Теперь «ловцы снов» используются в качестве украшения, они довольно распространены в Соединенных Штатах.

Наука не так давно открыла, почему многие из народных средств борьбы с ночными кошмарами работают. Хотя некоторые из этих средств и оказываются на поверку ерундой, чье-то «глупое» суеверие может быть действенным средством, и с ним следует быть осторожными. Отсутствие научного объяснения — отнюдь не причина отрицать существование других реальностей.

Люди открыли для себя в качестве источников энергии кристаллы как будто недавно. Но в действительности этому открытию тысячи лет. Человечество издавна ценило красоту и полезность таких камней, а в наши дни пьезоэлектрические свойства кристаллов используются в компьютерных технологиях.

Еще один камень, обладающий удивительными свойствами, — гематит. Добываемый по всему Западному полушарию, гематит в своем природном виде — порода землисто-серого цвета с металлическим отливом, на первый взгляд кажется всего лишь слегка искрящимся камушком. Его составляют главным образом два элемента: железо и водород, то есть элементы стихии Земли и стихии Воздуха. Обработанный и отполированный гематит больше похож на металл и сияет как шарикоподшипник, а на разломе становится красным. Поэтому в древности считалось, что камень кровоточит. Отсюда и такое название. Люди верили, что это отличное средство от разных кровяных расстройств. С помощью гематита пытались избавиться и от кошмаров. Кусочек этого камня, помещенный под подушку, как считалось, эффективно отгоняет или облегчает ночные кошмары.

Еще один камень, известный с древности как средство от дурных сновидений, — янтарь, он занимает промежуточное положение между камнем и растением. Янтарь — застывшая смола деревьев, поэтому его связывают с растениями. В процессе застывания, то есть окаменения, смола приобретает свойства камня. Чтобы отогнать кошмары, древние греки клали под изголовье кусочек янтаря.

Сплюнь, выбрось, сожги

В древней Месопотамии был разработан целый ритуал для избавления от неприятных сновидений. Для начала человек, которого мучили дурные сны, натирал свое тело глиной, приговаривая: «Земля, с твоим веществом соединяется мое вещество, и мое вещество поглощается твоим веществом!» Затем сновидец рассказывал глине мучающий его сон и произносил: «Так же, как я выбрасываю тебя в воду, где ты распадешься и растворишься, так и все зло моих сновидений уйдет, рассеется и улетучится». Иногда сновидец мог рассказать сновидения тростнику, а потом сжечь его.

В этом упражнении снова используется метод переноса сновидений на какой-либо предмет.

1. Найдите вещь, которая станет подходящим объектом для переноса ночных кошмаров. Удостоверьтесь, что сможете безболезненно выкинуть этот предмет, например пластмассовый стаканчик или лист бумаги. Не стоит брать хрустальную вазу, которая хранится в семье много лет.

2. Проговорите ваш кошмар этому предмету. Расскажите сон во всех деталях, а затем добавьте, что бы вы хотели, чтобы произошло. Вы можете, например, сказать: «Теперь мои кошмары с тобой, и с тобой они останутся».

3. Выбросите предмет, на который наговорили сновидение. Если был стакан с водой и вы наговорили сон в жидкость, то можно просто ее вылить и тщательно вымыть стакан, если не хотите его выбрасывать. Если вы использовали лист бумаги, на который подробно записали сон, то бумагу надо сжечь.

Используйте различные варианты месопотамского ритуала. Если есть возможность достать настоящую глину — прекрасно! Вы можете слепить из нее «пирог». Для тех, кто забыл, как делаются пирожки из грязи, напоминаю: берете свежую грязь, добавляете воды, замешиваете «тесто» и — вуаля! — ваш пирог готов. Проговорите ваш дурной сон глиняному пирогу. Если будет очень большое желание, то можно и натереться глиной, подобно тому как это делали в Месопотамии. А можно просто выбросить кусок глины в водоем, например в пруд, озеро, ручей или море. Если поблизости нет природного водоема, то можно наполнить водой какую-нибудь емкость, и пусть глина в ней растворится.

ИСТОРИЯ-СОН

Колыбельная для Джейми

Малышу Джейми было меньше года, и каждую ночь он не мог спать спокойно, просыпался и кричал от страха.

Родители не знали, что делать. Они даже не могли спросить Джейми, что его так пугает во сне: малыш еще не умел говорить.

Отец Джейми — мой давний друг. Когда он рассказал о кошмарах сына и собственных бессонных ночах, я подумал о гематите. Как раз тогда я дал кусочек этого камня студентке, которой регулярно снились кошмары. И что удивительно: как только она положила камушек под подушку, кошмары исчезли.

Я передал кусочек гематита и отцу Джейми, чтобы тот спрятал камень под подушку сына. В ту же ночь малыш уснул и спокойно проспал до утра. Страшные сны его больше не беспокоили.

Впрочем, для избавления от кошмаров, для исцеления и поддержания энергии люди чаще использовали даже не камни, а различные травы.

Среди североамериканских индейцев широко используется техника окуривания — древний метод, применяемый, чтобы очистить пространство от злых духов и негативной энергии. Для окуривания используют определенные высушенные травы. К примеру, индейцы-оджибве, чтобы очистить жилище, жгут кедровые поленья, с помощью этого дыма они разгоняют и ночные кошмары. Например, желающий избавиться от неприятных сновидений взрослый человек должен окурить себя кедровым дымом и помолиться. Ребенка же, который плохо спит, обрызгивают в колыбели настоем кедровых шишек. Еще одно растение, которое часто используют для окуривания, — полынь, во множестве видов произрастающая по всей территории Соединенных Штатов. Очищение жилища с помощью горящей полынной палочки едва ли не такая же традиция в США, как и знаменитый американский яблочный пирог.

Травники всех времен предлагали и другие растения в качестве средств для избавления от кошмаров. Один из них еще в XVIII веке советовал класть под подушку листочки розмарина, отпугивающие дурные сновидения, или листочки кошачьей мяты. Древнеримский энциклопедист Плиний Старший утверждал: анис, подвешенный над кроватью, великолепно защищает от плохих снов, так же как и мытник в изголовье. В былые времена шотландские горцы пили чай, настоянный на листьях тимьяна, придающего отвагу и силу, отводящего ночные кошмары.

Используя подобные рецепты, следует быть максимально внимательным к тому, какие травы и растения вы собираетесь принять. Точно так же, как если бы вы принимали любую лечебную микстуру или таблетки. Пусть даже средство называется натуральным — это не означает, что его можно безопасно принимать внутрь. Мышьяк, к примеру, тоже естественное и природное вещество, но он может убить. Правило, основанное на практическом опыте, гласит: если инструкция по применению сообщает, что вы можете пить или есть это вещество, НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК.

Сьюзан Вид, известный знаток трав, советует простой способ для избавления от кошмаров: положите рядом с подушкой или под нее подушечку сновидений, и сила аромата сотворит настоящее чудо. Для этого в подушечку сновидений зашейте мешочек со следующим составом сухих трав: розмарин, анис, валериана и лимонная мята. Помните: предварительно листочки нужно немного разломать, чтобы они давали стойкий аромат.

Окуривания, сон на подушечке сновидений, сжигание благовоний — во всех этих случаях используется обоняние — древнейшее и ведущее чувство. Наравне с ощущением вкуса оно предстоит сознательному мышлению и развивается прежде зрения и слуха. Запахи способны вызывать из памяти глубоко запрятанные воспоминания и пробуждать новые чувства. Мы можем использовать их силу и для борьбы с кошмарами.

Унюхать выход из кошмара

1. «Прислушайтесь» к запахам вокруг. Посвятите день, чтобы уделить внимание запахам, окружающим вас в повседневной жизни. Какие ароматы вас привлекают? А какие отталкивают? Какие запахи вызывают приятные воспоминания, а какие — наоборот? Запишите наблюдения в отдельный блокнот.

2. Определив, какие запахи кажутся приятными и успокаивающими, посмотрите, можете ли вы устроить так, чтобы они наполняли вашу спальню. Иногда сделать это достаточно просто. Если, к примеру, вам очень нравится запах роз, то вам остается только поставить вазу с цветами рядом с постелью. Ясно, что не возникнет проблем с благоуханиями других специй и цветов. Но что касается остальных запахов, то придется проявить изобретательность. Однако помните: для выполнения этого упражнения желательно выбрать ароматы, максимально приближенные к настоящим.

3. Отправляясь спать, экспериментируйте с различными ароматами; отмечайте, какой эффект они оказывают на ход развития сновидений. Можете попробовать сначала один запах, потом другой. Как обычно, записывайте все наблюдения в дневник сновидений.

Для этого упражнения можете использовать и концентрированные эфирные масла, которые получают из растений путем возгонки. В продаже имеется несколько сотен различных эфирных масел, начиная от розового и кедрового, масла лимона и ромашки и заканчивая эссенцией жасмина и мускатного ореха. Чтобы наполнить комнату ароматом таких масел, достаточно всего нескольких капель — это высококонцентрированные вещества, и использовать их следует с особой осторожностью. Эфирные масла ни в коем случае нельзя принимать внутрь и капать на кожу. Вы можете капнуть ароматным маслом на салфетку и положить ее под подушку.

Еще одна форма благовоний, которую можно использовать в этом упражнении, — ароматические палочки. Люди давно вдыхали, пробовали на вкус, сжигали древесные смолы. Теперь с помощью благовоний расслабляются, медитируют или зажигают просто потому, что они хорошо пахнут. Выберите такой аромат, который придется вам по душе, и попробуйте зажечь перед сном ароматическую палочку. Затем погасите ее. Запах наполнит спальню. Понаблюдайте за тем, как этот аромат отразится на сновидениях. Выбрав успокаивающие и расслабляющие запахи, вы сможете попробовать перенести вызываемые ими ощущения в сновидения, и тогда кошмары больше никогда не посмеют поднять свои уродливые головы.

На другом конце спектра средств, используемых для избавления от кошмаров, — вибрационные препараты. Среди них гомеопатические настойки и цветочные эссенции. В гомеопатических препаратах сила растения (лучше всего — цветка) заключается в так называемом «матричном растворе». В практике гомеопатии одна только капля матричного раствора разводится сотней капель воды, затем капля получившегося раствора снова разводится сотней капель воды... И так далее, пока не будет получена желаемая концентрация препарата. В гомеопатии считается, что чем больше будет разбавлен раствор, тем сильнее он получится.

Утверждается, что масла расслабляют и вызывают эйфорию, поэтому они пользуются спросом и на рынок выброшено множество дешевых подделок. Но очень важно, чтобы и масла, и благовония были целиком природного происхождения, а не синтетического. Когда вы покупаете благовоние, удостоверьтесь в том, что оно действительно сделано из древесных смол. Выбирайте простые масла и благовония, а не смеси — найти нравящийся аромат гораздо проще, чем качественно подобранную смесь. Дешевые масла и ароматические палочки, скорее всего, будут плохого качества, но это не означает, что дорогие препараты лучше. Доверяйте собственному нюху и вкусу, а не рекламной шумихе вокруг продукции.

Для тех, кому привычнее традиционная или аллопатическая медицина, вибрационные средства могут показаться загадочными и даже глупыми.

Гомеопатия возникла как лечебная практика лет двести пятьдесят тому назад. И получила заслуженное признание в Европе. В США гомеопатия добилась частичного признания, но многие скептики указывают, что сила ее действия связана скорее с эффектом плацебо: если ждать, что лекарство подействует, так и произойдет. Но вот что интересно: все больше ветеринаров применяют гомеопатические настойки для лечения своих четвероногих пациентов. Уж наверняка лошади, коровы, собаки и кошки не исцеляются только потому, что верят, что им поможет прописанное лекарство.

Лучше всего реагируют на гомеопатические средства и цветочные эссенции дети и животные. Преимущество этих лечебных средств еще и в том, что они не имеют побочного эффекта. И сложно представить себе передозировку гомеопатического препарата.

Вибрационные настойки на цветах разработал английский гомеопат Эдвард Бах, который в ходе многолетней практики почувствовал необходимость в упрощении множества гомеопатических препаратов. В итоге кропотливой работы в 1936 году было отобрано тридцать восемь цветочных настоек для излечения от разных болезней.

В отличие от других гомеопатических препаратов цветочные настойки воздействуют главным образом на разум и эмоции, а не на тело. Как и другие гомеопатические препараты, они не оказывают побочных эффектов, не вступают в противодействие ни с какими медицинскими назначениями, и рецепт не нужно выписывать у врача. В большинстве случаев требуется всего лишь две капли настойки на стакан воды, выпиваемый в несколько приемов.

В списке отобранных Бахом эссенций для доброго сна — настойка на растениях семейства ладанниковых. Хорошее средство от тяжелых психических заболеваний. С ее помощью избавляются от кошмаров, связанных со смертью и истреблением. Эссенция тополя, помогающая при тревожности, скрытых страхах и ночных кошмарах очень помогает детям. Избавляет от кошмаров и настойка на листьях зверобоя. Все это можно принимать как вместе, так и по отдельности.

Кошмары — весьма распространенная важная часть не только сновидческого сознания, но и сознания бодрствования, часть, которая может многое рассказать о том, что мы чувствуем. Каковы бы ни были причины ночных кошмаров и методы, выбранные для борьбы с ними, не вызывает сомнения факт: преодолевая свои ночные страхи, мы достигаем большей силы и стираем границу между сном и явью.

 

Мои сновидения об архитектуре и зданиях, о городах заграничных, которых я никогда не видел и не имею надежды увидеть. За сутки я словно бы побывал в Риме, Амстердаме, Париже и Лиссабоне, увидел их церкви, дворцы, рынки и магазины, пригороды и руины. С неописуемым восторгом я прошелся по ним, представленным с картографической точностью, и их красочность и живость была достойна того, что можно зреть наяву.

Чарльз Лем

Когда спадут тени этой жизни,
Я улечу
Как птица, вырвавшаяся из клетки.
Я улечу.
Я улечу (о, блаженство!).
Я улечу (поутру).
Когда я умру, аллилуйя, вот-вот-вот
Я улечу, улечу...

Американский спиричуэлс

Далее...

Обновлено (27.10.2019 13:39)

 

Найти на сайте