Главная Закон Божий


Спиритизм. Нравственные законы

Закон Божий или естественный

Спиритизм. Закон Божий

Характер естественного закона

614. Что нужно разуметь под именем естественного закона?

Закон естественный есть закон Божий; он есть единственный, истинный путь к счастью человека; он указывает ему – что следует делать и чего избегать; и человек бывает несчастлив только тогда, когда уклоняется от него.

615. Вечен ли закон Божий?

Он вечен и неизменен, как Сам Бог.

616. Может ли Бог предписывать иногда людям то, что в другое время Он запрещал им?

Бог не может ошибаться. Человек должен изменять свои законы, благодаря их несовершенству; законы же Божии совершенны. Гармония, царствующая как в мире физическом, так и в нравственном, утверждена предвечными законами.

617. Что именно подлежит законам Бога, и, кроме нравственного поведения человека, касаются ли они других предметов?

Все законы природы – вместе с тем и законы Бога, потому что Бог-Творец всего. Человек ученый изучает законы материи; человек же добродетельный изучает и соблюдает законы души.

Дано ли человеку вполне постигнуть те и другие законы?

Да, но для этого одного существования недостаточно.

Что значат, в самом деле, несколько лет для того, чтобы постигнуть все, что составляет необходимую принадлежность совершенного существа, даже и в том случае, если мы будем рассматривать только расстояние между дикарем и человеком образованным?

Для этого недостаточно и самой продолжительной жизни человека, а тем более, когда она, как бывает по большей части, оканчивается преждевременно.

Законы Бога состоят: одни – из законов физических, которые управляют движением и свойствами грубой материи; изучение их составляет предмет науки, а другие – из законов нравственных, касающихся собственно человека по отношению его к самому себе, а также к Богу и к ближним. Они содержат правила для жизни как телесной, так и душевной.

618. Законы Божии одинаковы ли для всех миров?

Рассудок говорит, что они должны быть приспособлены к природе каждого мира, и сообразны со степенью развития существ, в них живущих.

Источник и познание естественного закона

619. Всем ли людям Бог дал средства знать Его закон?

Знать его могут все, но не все понимают его; он наиболее доступен людям добродетельным и тем, которые желают понять его; впрочем, будет время, когда все поймут его, потому что прогресс должен совершиться.

Повторение воплощений является необходимым и основанным на справедливости следствием последнего правила, потому что с каждым новым существованием рассудок приобретает большее развитие и лучше начинает понимать, что хорошо и что дурно. Если бы все относящееся к человеку должно было совершиться в одно только существование, то какова была бы участь стольких миллионов существ, которые умирают ежедневно в диком состоянии или погруженные в невежество, совершенно независимо от своей воли (171—222).

620. Душа прежде соединения своего с телом лучше ли понимает закон Божий, нежели после воплощения?

Она понимает его сообразно со степенью совершенства, ею достигнутого, и сохраняет внутреннее о нем сознание после соединения своего с телом; но дурные склонности человека часто заставляют его забывать этот закон.

621. Где начертан закон Божий?

В совести.

Так как человек в своей совести носит закон Божий, то для чего же нужно было откровение закона?

Человек забыл и исказил этот закон. Богу же угодно было напоминать ему о нем.

622. Возлагал ли Бог на кого-нибудь из людей проповедь откровения Его закона?

Да, без сомнения, во все времена были люди, посылаемые на такую проповедь. Люди эти были высшие духи, воплощенные с целью подвинуть вперед человечество.

623. Люди, утверждавшие, что они проповедовали закон Божий, не ошибались ли иногда и не вводили ли в заблуждение и других своими ложными правилами?

Люди, не бывшие Боговдохновенными и из гордости принявшие на себя проповедь, не возложенную на них свыше, могли, без сомнения, вводить других в заблуждение, но, так как они, во всяком случае, были люди гениальные, то между заблуждениями, ими проповеданными, встречаются нередко великие истины.

624. Что составляет принадлежность истинного пророка?

Истинный пророк есть человек добродетельный и Боговдохновенный. Он познается по его словам и поступкам. Бог не может проповедовать истину устами лжеца.

625. Кто может считаться образцом совершенства, которого Бог ниспослал человеку как руководителя и как живой пример?

Посмотрите на Иисуса.

Иисус для человека есть представитель нравственного совершенства, какого только можно достигнуть на земле. Он образец этого совершенства, дарованный нам Богом, и учение, им проповеданное, есть чистейшее выражение Божия закона, потому что он Сам был воодушевлен Божественным Духом, и, кроме того, был самым чистым существом, какое только являлось на земле.

Если некоторые из людей, утверждавших, что они проповедовали закон Божий, вводили других иногда в заблуждение своими ложными правилами, то это происходило оттого, что эти люди были чересчур порабощены земными страстями и смешивали законы, относящиеся к жизни душевной, с законами жизни телесной.

Многие из них выдавали за Божеские такие человеческие законы, которые потворствовали страстям и вели к порабощению других.

626. Законы Божеские и естественные были ли открыты людям в первый раз Иисусом; и не ограничивались ли понятия людей об этих законах до Его пришествия одним только их внутренним сознанием?

Не сказали ли мы уже, что законы Божии начертаны повсюду. Поэтому-то люди глубокомысленные могли понимать и проповедовать их в самой глубокой древности. Своей даже и несовершенной проповедью, они, так сказать, приготовили почву для восприятия семени. Так как законы Божии заключаются в самой природе, то человек, если только отыскивать их, мог их всегда знать, ибо их священные правила были проповедуемы во все времена добродетельными людьми; и основания их, хотя неполные и искаженные невежеством и суеверием, встречаются в нравственном учении всех народов, вышедших из состояния варварства.

627. Так как Иисус открыл людям истинные законы Бога, то какую пользу могут принести наставления, сообщаемые духами, и могут ли они научить нас чему-нибудь новому?

Иисус часто говорил иносказательно и притчами, соображаясь с тогдашними нравами и духом времени. Теперь же истина должна быть понятна для всех. Нужно хорошо объяснить и развить эти законы, потому что людей, их понимающих, очень мало, а исполняющих еще менее. На нас возложена обязанность, поражая зрение и слух, смущать гордых и обличать лицемеров, принимающих на себя наружный вид добродетели и религиозности с целью скрыть свои пороки. Наставления духов должны быть ясны и без всяких двусмысленностей, чтобы никто не мог отговариваться неведением и чтобы каждый мог обсудить и оценить их своим рассудком. Нам поручено приготовить царство добра, возвещенное Иисусом; поэтому-то и необходимо, чтобы никто не мог толковать закон Божий по влечению своих страстей и искажать смысл этого закона, преисполненного любви и милосердия.

628. Почему истина не всегда была доступна всеобщему пониманию?

Все приходит в свое время. Истина подобна свету, к ней нужно приучать себя мало-помалу, иначе она ослепит. Никогда еще не допускал Бог человека получать откровения столь полные, назидательные, как сообщаемые ему в настоящее время. В древности, как вам известно, были также доступны некоторым людям такого рода сообщения, они смотрели на них, как на нечто священное, и держали в тайне от непосвященных. При тех сведениях, которые вы имеете о явлениях подобного рода, вам будет понятно, что сообщения, получаемые ими, могли только отчасти заключать некоторые истины, тогда как в целом они были переполнены неясностями и иносказаниями. Впрочем, для ревностного исследователя нет ни одной философской системы, ни одного предания, ни одной религии, которыми он мог бы пренебречь, потому что все они заключают в себе зародыши великих истин, которые, хотя, по-видимому, что все они заключают в себе зародыши великих истин и противоречат одна другой, будучи перемешаны с не имеющими никакого основания побочными обстоятельствами, легко могут быть согласованы благодаря спиритизму, объясняющему вам много таких вещей, которые до сих пор могли казаться бездоказательными, но которых действительность в настоящее время доказана неопровержимо. Не пренебрегайте же этими материалами: в них много данных, могущих содействовать вашему познанию.

Добро и зло

629. Как определить: в чем состоит нравственное учение?

Нравственное учение есть правило вести себя хорошо, то есть, отличать добро от зла. Оно основано на соблюдении закона Бога. Человек ведет себя хорошо, если делает все с добрым намерением и для общего блага, потому что тогда он соблюдает Божий закон.

630. Как отличать добро от зла?

Все, что согласно с законом Божиим, есть добро, а все, что уклоняется от этого закона, есть зло. Таким образом, делать добро – значит сообразовать свои действия с законом Божиим; а делать зло – значит нарушать этот закон.

631. Имеет ли человек возможность сам собой отличать добро от зла?

Да, когда он этого желает и верит при том в Бога. Бог дал ему разум, чтобы отличать добро от зла.

632. Человек, склонный к заблуждению, не может ли ошибаться в определении добра и зла и воображать, что делает хорошо, когда действительно ведет себя дурно?

Иисус сказал вам: поступайте в отношении других так, как бы вы желали, чтобы другие поступали в отношении вас. Соблюдайте это правило, и вы не ошибетесь.

633. Это, так сказать, взаимно обязывающее правило для определения добра и зла нельзя приложить к личному поведению человека, относительно самого себя. Может ли он найти для этого верное правило и руководство в законе естественном?

Вы бываете больны, когда едите много. Таким образом Бог указывает вам предел необходимого. То же самое можно сказать и обо всем. Естественный закон определяет человеку пределы всех его нужд. Когда он переступает эти пределы, то бывает наказан собственным страданием. Если бы человек во всем слушался своего внутреннего голоса, говорящего ему довольно, он избежал бы большей части бедствий, в которых обвиняет природу.

634. Почему зло моральное существует в природе? Не мог ли Бог сотворить человека при условиях более благоприятных?

Мы говорили уже, что духи сотворены были простыми и несведущими (115). Бог предоставляет человеку самому себе избирать путь; тем хуже для него, если он пойдет по дурному пути: странствование его будет продолжительнее. Не будь гор, человек никогда бы не понял, что можно всходить и спускаться с них; и не будь скал, он бы не мог представить себе твердых тел. Необходимо, чтобы дух приобрел опытность, а для этого ему следует знать добро и зло; для этой цели и существует соединение духа с телом (119).

635. Различные общественные положения рождают новые нужды, неодинаковые для всех людей. Таким образом, естественный закон, по-видимому, не для всех одинаков?

Эти различные положения совершенно естественны и согласны с законом прогресса. Они нисколько не мешают единству естественного закона, ко всему приложимого.

Условия существования человека изменяются сообразно со временем и местом; необходимым следствием этого бывают различные нужды и приспособленные к ним общественные положения. Так как разнообразие это в порядке вещей, то оно согласно с законом Божиим и нисколько не нарушает единства его основания.

Рассудок человека должен только отличать действительные нужды от вымышленных и условных.

636. Добро и зло одинаково ли безусловны для всех людей?

Закон Божий одинаков для всех, но зло зависит в особенности от намерения, с каким его делают. Добро – всегда добро, а зло – всегда зло, каково бы ни было положение человека; различие заключается в степени ответственности.

637. Дикарь, который, уступая своей склонности, питается человеческим мясом, виновен ли в этом?

Я сказал уже, что зло зависит от намерения, поэтому человек, по мере того как лучше сознает свои поступки, становится и более виновен.

Степень добра и зла относительна и зависит от обстоятельств.

Человек часто делает проступки, которые, хотя и бывают следствием его общественного положения, но тем не менее они достойны порицания, и ответственность за них всегда бывает сообразна со способностью человека понимать добро и зло.

Поэтому-то человек образованный, сделавший только лишь какую-нибудь несправедливость, более виновен в глазах Божиих, чем дикарь, предающийся всем своим инстинктам.

638. Зло бывает иногда, по-видимому, необходимым следствием естественного порядка вещей. Таково, например, в известных случаях убийство. Можно ли сказать, что закон Божий будет и тогда нарушен?

Во всяком случае, это будет зло, хотя и необходимое; но необходимость эта исчезает по мере того, как душа очищается, переходя из одного существования в другое; человек, совершивший такое зло, после своего перехода из одного существования в другое останется еще более виновен, потому что он лучше сознает его.

639. Зло, совершенное человеком, не бывает ли часто следствием положения, в которое поставили этого человека другие люди; и в таком случае кто из них более виновен?»

Ответственность за совершенное зло падает на того, кто бывает причиной его совершения. Таким образом, человек, доведенный до преступления положением, в которое поставили его другие, менее виновен, чем они, потому что каждый будет наказан не только за зло, сделанное им самим, но и за зло, которого он был причиной.

640. Тот, кто не делает зла, но пользуется злом, сделанным другими, одинаково ли виновен с ними?

Он виновен, как бы сам сделал это зло, потому что пользоваться злом значит принимать в нем участие. Может быть, он и не решился бы сам его сделать, но, пользуясь злом, уже сделанным, он тем самым одобряет его, и, следовательно, сделал бы его сам, если бы мог или если бы смел сделать его.

641. Желание зла так же ли достойно порицания, как и самое зло?

В зависимости от обстоятельств; добровольно противостоять желанию сделать зло – добродетель, в особенности когда есть возможность удовлетворить этому желанию; если же зло не сделано по неимению только к тому удобного случая, то человек, желавший сделать зло, но не могший сделать его, виновен, как сделавший зло.

642. Достаточно ли не делать зла, чтобы быть угодным Богу и покойным насчет своего будущего положения?

Нет, нужно делать добро по мере сил своих, потому что каждый будет отвечать за все зло, происшедшее оттого, что он не делал добра.

643. Есть ли люди, которые по своему положению не могут делать добра?

Нет человека, который бы вовсе не мог делать добра; один только эгоист не находит к тому удобного случая. Достаточно иметь какие-нибудь отношения к людям, чтобы найти возможность делать добро; человеку, не ослепленному эгоизмом, такая возможность представляется ежедневно, потому-то делать добро – значит не только подавать милостыню, но и, вообще, быть полезным, поскольку это зависит от вас каждый раз, когда только помощь ваша может быть нужна.

644. Среда, в которой живут некоторые люди, не бывает ли для них главным источником большей части пороков и преступлений?

Да, но такое положение есть испытание, выбранное самим духом во время его свободного состояния; он хотел подвергнуться искушению, чтобы устоять против него и иметь чрез то больше заслуги.

645. Когда человек бывает как бы погружен в атмосферу порока, не делается ли тогда для него зло влечением, почти непреодолимым?

Влечением оно может быть; непреодолимым же – никогда, потому что и среди этой атмосферы порока ты встречаешь иногда силы, чтобы устоять против искушения, и принявшие на себя обязанность оказывать благотворное влияние на своих ближних.

646. Заслуга делать добро подчиняется ли определенным условиям; говоря иначе: существуют ли различные степени в заслуге такого рода?

Вся заслуга в этом случае состоит в трудности; заслуги вовсе нет, когда добро делается без труда или когда оно ничего не стоит. Бог ставит выше бедняка, уделяющего свой последний кусок хлеба, чем богача, отдающего свой излишек. Иисус сказал это относительно лепты бедной вдовы.

Разделение естественного закона

647. Весь ли закон Божий сосредоточен в заповеди о любви к ближнему, проповеданной Иисусом?

Конечно, в этой заповеди заключаются все обязанности человека относительно его ближних; но необходимо хорошо объяснить ее в применении ко всем обстоятельствам жизни, иначе люди не будут исполнять ее, как не исполняют и в настоящее время; кроме того, естественный закон обнимает собой все обстоятельства жизни, тогда как заповедь о любви относится только к известным случаям; людям нужны правила точные; постановления же общие и отвлеченные дают свободный доступ ложным толкованиям.

648. Что вы думаете о разделении естественного закона на десять частей, заключающих в себе законы о поклонении, о труде, о воспроизведении, о сохранении, о разрушении, об обществе, о прогрессе, о равенстве, о свободе, и, наконец, о справедливости, о любви и о милосердии?

Такое разделение закона Божия на десять частей принадлежит Моисею, оно объемлет собой все обстоятельства жизни, что и составляет главное его достоинство, потому ты можешь его придерживаться, не считая его, впрочем, безусловным, как и всевозможные в этом роде подразделения, всегда зависящие от взгляда на вещи. В подразделении, приведенном выше, самый важный закон – последний, соблюдая его, человек может наиболее подвинуться вперед в своей духовной жизни, потому что закон этот заключает в себе все остальные законы.

Далее...

Обновлено (06.06.2019 18:05)

 

Найти на сайте