Главная Первоначальные истины


Спиритизм. Первоначальные истины

Предисловие

Спиритизм. Первоначальные истины

Явления, выходящие из предела законов обыкновенных наук, проявляются повсюду и обнаруживают в причине своей действие свободной воли и разума.

Рассудок говорит, что всякое разумное действие должно быть произведено разумной силой, а факты доказывают, что сила эта может вступать в сообщение с людьми посредством материальных проявлений.

Эта сила на вопрос о природе ее объявила сама, что она принадлежит к миру духовных существ, оставивших телесную оболочку человека. Таким образом было открыто учение о духах.

Сообщения между духовным миром и миром телесным – в порядке вещей и не представляют ничего сверхъестественного, вот почему следы их встречаются во все времена и у всех народов; теперь же они сделались общи и доступны для всех.

Духи говорят, что время, назначенное Провидением для их всемирного проявления, настало, и так как они посланники Божии и исполнители его воли, то миссия их состоит в том, чтобы наставлять и просвещать людей, открывая новую эру возрождения человечества.

Эта книга есть собрание их наставлений; она была написана по повелению и под диктовку высших духов, с целью положить основание истинной философии, чуждой всяких предрассудков и систем; в ней нет ничего, что не было бы выражением их мыслей или не было бы поверено ими. Порядок и распределение статей, примечания и форма некоторых частей издания – вот только труд того, кому вверено было обнародование ее.

В числе духов, содействовавших исполнению этого труда, многие жили в различные эпохи на земле, где они проповедовали добродетель и мудрость; другие же не принадлежат по своим именам ни одному лицу, известному в истории, но высокое развитие их обнаруживается чистотой их учения и связью с теми, которые носят уважаемые нами имена.

Вот в каких словах при посредстве нескольких медиумов они возложили на нас обязанность написать эту книгу:

«Занимайся с рвением и постоянством делом, предпринятым тобой с нашей помощью, потому что труд этот есть вместе и наш труд; мы положили основание нового здания, которое возвышается и должно когда-нибудь соединить всех людей в одном чувстве любви и милосердия; но прежде чем труд твой будет издан, мы пересмотрим его вместе, чтобы проверить все подробности его».

«Мы будем с тобой каждый раз, когда ты потребуешь этого, и поможем тебе в твоих других занятиях потому, что это только часть вверенной тебе миссии, о которой говорил тебе один из нас».

«В числе наставлений, данных тебе, некоторые ты должен сохранить для самого себя впредь до нашего указания; мы скажем тебе, когда настанет время обнародовать их; а до того времени обдумай их, чтобы быть готовым исполнить наше повеление».

«Ты поместишь во главе книги виноградную лозу, которую мы нарисовали тебе, потому что она есть эмблема творения Создателя. Все материальные начала, которые лучше всего могут изобразить тело и дух, соединяются в ней: тело – это лоза; дух – это зерно».

«Трудясь над виноградным соком, человек улучшает его; точно так же, трудясь во время телесной жизни, дух приобретает познания».

«Не падай духом, встречая насмешки; ты найдешь упорных противников, в особенности между людьми, занятыми личным интересом. Ты встретишь их даже между духами, потому что те, кто несовершенно освободились еще от материальности, часто стараются поселить сомнения, вследствие злобы или невежества; но верь в Бога и смело иди вперед: мы всегда готовы будем поддержать тебя, и скоро настанет время, что истина воссияет повсюду».

«Гордость некоторых людей, думающих, что они знают все и объясняющих все по-своему, породит противоречащие мнения; но все те, кто будут иметь в виду великое учение Иисуса, сольются в одном чувстве любви к добру и соединятся братскими узами, которые охватят весь мир; они отбросят навсегда пустые споры, чтобы заняться более серьезными делами, и учение в сущности своей будет всегда одинаково для тех, кто получат откровения высших духов».

«При постоянстве только ты можешь собрать плоды трудов. Удовольствие, которое ты испытываешь, видя распространение учения, будет для тебя наградой, всю цену которой ты поймешь в будущем больше, чем в настоящем».

«Не заботься же о препятствиях, воздвигаемых неверующими или злонамеренными на пути твоем; сохраняй веру; с верой ты достигнешь цели и будешь достойным помощи».

«Помни, что добрые духи посещают только тех, кто служит Богу со смирением и бескорыстием, и оставляют того, кто в небесном пути ищет земных интересов. Они удаляются от гордого и честолюбивого; гордость и честолюбие будут всегда преградой между человеком и Богом; эта завеса, скрывающая небесный свет; через слепого Бог не может открыть людям свет истины».

Св. Иоанн Евангелист, св. Августин, св. Викентий, Павел, св. Людовик, Дух Истины, Сократ, Платон, Фенелон, Франклин, Сведенборг и мн. др.

Примечание. Правила, находящиеся в этой книге, вытекают или из ответов, сделанных духами на прямые вопросы, предложенные им в различное время и через различных медиумов, или из наставлений, данных ими внезапно нам или другим лицам о различных предметах этого учения. Все это приведено в такой порядок, что имеет вид правильного и систематического целого, и было представлено публике после поверки и поправок, сделанных самими духами. Это издание снова было тщательно пересмотрено ими.

То, что стоит между вносными знаками, есть буквальный ответ духов, а остальное заключает в себе примечания и рассуждения, прибавленные автором, которые, в свою очередь, были просмотрены и одобрены духами.

Первоначальные истины

Бог

Бог и бесконечность

1. Что такое Бог?

Бог есть верховный Разум, первоначальная причина всего существующего.

2. Что следует понимать под «бесконечностью»?

То, что не имеет ни начала, ни конца, все, что неизвестно, неопределенно.

3. Можно ли сказать, что Бог – бесконечность?

Определение неполное. Бедность человеческого языка недостаточна для определения вещей, превышающих человеческий разум.

Бог бесконечен в своих совершенствах, но бесконечность есть выражение неполное; сказать, что Бог есть бесконечность – значило бы принять свойства предмета за самый предмет и неизвестное определять неизвестным же.

Доказательства существования бога

4. Где можно найти доказательства существования Бога?

В аксиоме, прилагаемой вами к Вашим наукам: нет действия без причины. Ищите причину всего, что не есть произведение человека, и ваш рассудок ответит вам.

Чтобы верить в Бога, достаточно бросить взгляд на все творения. Вселенная существует – значит есть тому первоначальная причина. Сомневаться в существовании Бога – значит отрицать, что всякое действие имеет свою причину, и допускать, что ничто могло создать что-нибудь.

5. Какое заключение можно вывести из присущей всем людям внутренней идеи о существовании Бога?

Что Бог существует, иначе откуда явилась бы эта идея, если бы она ни на чем не основывалась? Это следствие общего правила, что нет действия без причины.

6. Эта внутренняя наша идея о существовании Бога не есть ли следствие воспитания и результат приобретенных понятий?

Будь это так, то каким же образом дикари имели бы то же чувство?

Если бы эта идея была лишь результатом воспитания, она не была бы всемирна и проявлялась бы, подобно научным понятиям, только у тех, кто мог получить научное воспитание.

7. Не лежит ли первоначальная причина всего существующего во внутренних свойствах материи?

Но тогда где же причина этих свойств? Все-таки необходима первоначальная причина.

Приписывать первоначальное образование вещей свойствам самой материи значило бы принимать следствие за причину, потому что свойства эти сами по себе должны иметь какую-нибудь причину.

8. Что думать о мнении, приписывающем первоначальное образование случайному сочетанию материи, иначе сказать, случаю?

Еще одна нелепость! Какой же благоразумный человек может рассматривать случай как разумное существо? И потом, что такое случай? Ничто.

Гармония, находящаяся во всей Вселенной, обнаруживает определенные соображения и цели и уже этим самым открывает разумную силу. Приписывать первоначальное образование случаю было бы бессмыслицей, так как случай слеп и не может производить разумных явлений. Разумный же случай уже не будет случай.

9. Из чего можно заключить, что первоначальная причина есть Верховный Разум, превосходящий все остальные?

У вас есть поговорка: по творению узнают творца. Ну так взгляните на творение и судите о художнике.

Гордость – только лишь может породить неверие!

Гордый ничего не признает выше себя. Бедное создание, для исчезновения которого достаточно одного дуновения Божия!

О силе разума судят по произведениям; а так как никто из людей не в состоянии создать того, что производит природа, то ясно, что первоначальная причина должна производить человеческий разум.

Какие бы чудеса ни творил человеческий разум, все-таки он сам должен иметь свою причину; и чем выше его произведения, тем выше должна быть первоначальная причина. Эта-то первоначальная причина всего существующего и есть Верховный Разум, каким бы именем ни обозначал его человек.

Свойства божества

10. Может ли человек постигнуть самое существо Бога?

Нет, у него недостает способности для этого.

11. Будет ли когда-нибудь дано человеку понять тайну Божества?

Когда разум его не будет омрачен материей и когда, благодаря усовершенствованию, он приблизится к Богу, тогда он увидит и поймет Его.

Несовершенство способностей не позволяет человеку постичь сущность Божества. Во времена младенческого состояния человечества человек смешивал Его с различными тварями и приписывал Ему их несовершенства; но по мере того как человек вырастает в умственном отношении, мысль все глубже и глубже проникает в сущность вещей, и он составляет себе верное и согласное с истиной понятие о Божестве, хотя все-таки далеко несовершенное.

12. Если мы не можем постигнуть существа Божия, то не можем ли составить себе понятия хотя бы о некоторых из Его свойств?

Да, о некоторых. Человек понимает их лучше по мере того, как сам возвышается над материей. Он созерцает их мыслью.

13. Когда мы говорим, что Бог вечен, бесконечен, неизменяем, нематериален, един, всемогущ, в высшей степени справедлив и благ, то неужели этими определениями не составляется еще полного понятия о Его свойствах?

С вашей точки зрения – да, так как вы полагаете, что вы можете объять все; но знайте, что есть вещи, которые превышают разум самого развитого человека и для которых ваш язык, ограничивающийся вашими понятиями и ощущениями, даже не имеет выражений. Разум говорит вам, что Бог должен иметь все эти совершенства в высшей степени, потому что, если бы Он не имел которого-нибудь из них или имел бы не вполне совершенными. Он не был бы выше всего и, следовательно, не был бы Богом. Чтобы быть выше всего на свете, Бог не должен подвергаться никаким превратностям или иметь какое-либо несовершенство, которое только может себе представить воображение.

Бог вечен; если бы Он имел начало, то должен был бы или выйти из небытия или же быть сотворенным другим предшествовавшим Ему существом. Таким образом мало-помалу мы невольно приближаемся к постижению бесконечности и вечности.

Он неизменяем; так как если бы Он был подвержен изменениям, то законы, управляющие Вселенной, не имели бы постоянства.

Он нематериален, то есть, существо Его отлично от всего того, что мы называем материей, в противном случае он не был бы неизменяем, так как был бы подвержен изменениям материи.

Он един; если бы было несколько богов, то не было бы ни единства идеи, ни единства сил в природе.

Он всемогущ; потому что один: если бы Он не обладал высочайшим могуществом, тогда было бы нечто более или столь же могущественное, как и Он; тогда Он не был бы единым Творцом всей Вселенной, и то, что создал бы не Он, было бы творением другого бога.

Он в высшей степени справедлив и благ. Мудрость божественных законов одинаково проявляется во всех его делах от самых малых до самых великих, и эта мудрость не позволяет сомневаться ни в Его справедливости, ни в Его благости.

Пантеизм

14. Есть ли Бог существо особенное, или же, как думают некоторые, Он есть совокупность всех сил и всего разумного во Вселенной?

Если бы было так, то Бога не существовало бы, так как Он был бы следствием, а не причиной, а в одно и то же время Он и тем, и другим быть не может.

Бог существует, – вы не можете в этом сомневаться, и – это главное; поверьте мне, не идите далее, не забирайтесь в лабиринт, из которого не можете выйти; это не сделает вас лучшими, а наоборот, только увеличит вашу гордость, так как вы будете думать, что знаете нечто, тогда как в действительности не будете знать ничего. Оставьте в стороне все ваши системы; есть много вещей, которые ближе касаются вас самих, и начните с них; изучайте свои собственные несовершенства, чтобы освободиться от них, – это будет гораздо полезнее, чем пытаться проникнуть в непроницаемое.

15. Что думать об учении, по которому все тела природы, все существа, все миры Вселенной суть части божества и составляют в своей совокупности самое божество; как рассматривать пантеистическое учение?

Человек, не будучи в состоянии сделаться Богом, хочет по крайней мере быть частью божества.

16. Те, кто признают это учение, думают найти в нем доказательство некоторых свойств божества, так как, рассуждают они, миры бесконечны, поэтому бесконечен и Бог; нет нигде пустоты или небытия, следовательно, Бог вездесущ, а так как Бог везде, – всякая часть Вселенной есть нераздельные части божества, то Он и есть разумная причина всех явлений природы. Что можно противопоставить этому рассуждению?

Разум. Подумайте хорошенько, и вам нетрудно будет усмотреть в этом нелепость.

По этой теории Бог есть существо материальное, и хотя одарено высшим разумом, но представляет Собой в большом виде то же, что и мы в малом. Но так как материя бесконечно видоизменяется, то и Бог по этой теории был бы подвержен постоянным видоизменениям и даже всем нуждам человеческим. Ему недоставало бы одного из существенных свойств божества – «неизменности».

Свойства материи не могут быть соединены с понятием о Боге, не унизив Его в нашей мысли, и все тонкости софизма не в силах решить вопрос о существе Бога. Мы не знаем в совершенстве, что такое Бог; но мы знаем, каким Он не может не быть. Пантеистическое же учение находится в явном противоречии с главнейшими свойствами Его; оно смешивает Творца с творением подобно тому, как если бы кто старался доказать, что остроумная машина, сделанная механиком, является частью его существа. Мудрость Божия обнаруживается в Его творениях точно так же, как способность художника в его картине; но творение Божие не есть сам Бог, равно как и картина не есть сам художник, нарисовавший ее.

Далее...

Обновлено (15.04.2019 14:33)

 

Найти на сайте