Главная Вмешательство духов в телесный мир


Спиритизм. Вмешательство духов в телесный мир

Вмешательство духов в телесный мир

Спиритизм. Вмешательство духов в телесный мир

Способность духов проникать в мысли человека

456. Видят ли духи все, что мы делаем?

Они могут видеть потому, что постоянно окружают вас, но видят только то, на что обращают внимание, потому что они не занимаются тем, что их не интересует.

457. Могут ли духи знать наши самые сокровенные мысли?

Они знают часто то, что вы желали бы скрыть даже от самих себя; ни поступки, ни мысли не могут быть скрыты от них.

Поэтому легче скрыть что-нибудь от человека, когда он жив, нежели после его смерти?

Без сомнения, и в то время, когда вы уверены, что вы одни, вас окружает толпа духов, которые видят вас.

458. Что думают о нас духи, нас окружающие и наблюдающие за нами?

Легкие духи смеются над причиненными вам неприятностями и над вашим нетерпением. Серьезные духи жалеют вас и стараются помогать вам.

Оккультное влияние духов на наши мысли и на наши поступки

459. Имеют ли духи влияние на наши мысли и на наши поступки?

В этом отношении их влияние гораздо больше, чем вы думаете, так как они часто руководят вами.

460. Значит, одни из наших мыслей – наши собственные, а другие – внушенные нам?

Душа ваша есть мыслящий дух; но вы знаете, что иногда в вашей голове является в одно и то же время несколько мыслей об одном и том же предмете, и часто мысли эти противоречат одна другой; в числе этих-то мыслей есть и ваши собственные, и внушенные нами; вот почему, чувствуя в себе борьбу мыслей, вы находитесь часто в нерешимости.

461. Как отличать наши собственные мысли от мыслей, внушенных нам?

Внушенная мысль есть как бы голос, говорящий вам. Собственные ваши мысли большей частью те, что являются первыми. Впрочем, нет особенной пользы для вас различать их, и часто даже полезно бывает не знать этого различия; человек действует свободнее; если он решается на доброе дело, он делает это охотнее; если избирает дурной путь, на нем лежит больше ответственности.

462. Люди с большим умом и люди гениальные всегда ли почерпают свои мысли в самих себе?

Иногда мысли их принадлежат их собственному духу, но часто они бывают внушены им другими духами, считающими их способными понять и достойными передать эти мысли другим. Когда они не находят их в себе, то призывают на помощь вдохновение; этим они, нисколько того не подозревая, вызывают духов.

Если б для нас полезно было отличить наши собственные мысли от мыслей, нам внушаемых, то Бог дал бы нам и средства для этого, как дал нам средство отличать день от ночи. Когда что-нибудь остается тайной для нас, то, значит, так должно быть для нашей же пользы.

463. Часто говорят, что первая мысль всегда хороша; верно ли это?

Она может быть хороша или дурна, в зависимости от свойства воплощенного духа. У того, кто слушается добрых внушений, мысли всегда бывают хороши.

464. Каким образом различить: мысль внушена добрым духом или злым?

Разбирайте ее: добрые духи всегда советуют только доброе. Вы сами уже должны различать это.

465. С какой целью несовершенные духи склоняют нас ко всему дурному?

Чтобы заставить вас страдать, как страдают сами.

Через это уменьшаются ли их страдания?

Нет, но они делают это из зависти, им неприятно видеть существа более счастливые, чем они.

Какого рода страданиям хотят они подвергнуть нас?

Таким, которые испытывают существа низших разрядов, удаленные от Бога.

466. Для чего Бог позволяет духам побуждать нас к злу?

Несовершенные духи суть орудия, назначаемые для испытания веры и постоянства людей в добродетели. Ты – дух и должен подвигаться вперед в познании бесконечного, а потому ты и проходишь испытания зла, чтобы достигнуть совершенства. Наше служение состоит в том, чтобы направлять тебя на путь добра, и когда ты находишься под дурным влиянием, то это значит, что ты привлек его своим стремлением к злу, потому что низшие духи только тогда помогают тебе в зле, когда ты сам желаешь его сделать. Если ты склонен к убийству, то к тебе явится толпа духов, которые поддержат в тебе эту мысль; но ты имеешь в то же время других духов, которые будут стараться расположить тебя к добру, и таким образом равновесие восстановляется, и ты остаешься властелином своих поступков.

Таким образом, Бог предоставляет нам самим как избирать путь, по которому мы должны идти, так и подчиняться тому или другому вредному влиянию, нами испытываемому.

467. Можно ли освободиться от влияния духов, побуждающих нас к злу?

Да, потому что они привязываются только к тем, которые привлекают их к себе своими желаниями и мыслями.

468. Если человек устраняет своей волей влияние духов, оставляют ли они свои попытки?

Что же им делать больше: когда они видят, что ничего не могут сделать, они отступают; впрочем, они всегда выжидают удобной минуты, как кошка выжидает мышь.

469. Каким образом можно уничтожить влияние злых духов?

Делая добро и возлагая все упование свое на Бога, вы удаляете от себя влияние низших духов и разрушаете власть, которую они хотели приобрести над вами. Берегитесь слушать внушения духов, возбуждающих ваши страсти, внушающих вам дурные мысли, поселяющих между вами раздоры. Остерегайтесь в особенности тех, которые стараются развить вашу гордость, они тогда нападают на вас со слабой вашей стороны. Вот почему Иисус научает вас говорить в молитве господней: не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

470. Духи, которые стараются склонить нас к злу и которые таким образом подвергают испытанию постоянство наше в добродетели, исполняют ли этим возложенную на них миссию, и если это их миссия, то отвечают ли они за ее неисполнение?

Никто из духов не получает миссии делать зло; если дух его делает, то – по собственной воле и, следовательно, должен испытать и все его последствия. Бог может допускать его делать зло для вашего испытания, но Он не приказывает ему этого, и ваше уже дело отклонить его от себя.

471. Когда мы испытываем безотчетную тоску или внутреннее самодовольство без всякой видимой причины, то зависит ли оно исключительно от физического нашего расположения?

Это почти всегда бывает следствием ваших сообщений с духами без вашего ведома или же происходивших во время вашего сна.

472. Духи, желающие склонить нас к злу, пользуются ли теми обстоятельствами, которые окружают нас, или же сами могут создать эти обстоятельства?

Они пользуются обстоятельствами, но часто вызывают их сами, увлекая вас без вашего ведома к предмету ваших стремлений. Так, например, человек находит на дороге деньги. Не думай, чтоб духи положили их в этом месте, но они могут внушить человеку мысль пойти по этому направлению, и тогда уже внушают ему желание завладеть этими деньгами, между тем как другие советуют ему отдать их тому, кому они принадлежат. То же самое бывает при всех других искушениях.

Одержимые

473. Может ли дух облечься на время в оболочку живого человека, войти в тело его и действовать вместо воплощенного в нем духа?

Дух не входит в тело, как ты входишь в дом, он может сблизиться с воплощенным духом, имеющим одинаковые с ним недостатки и качества, чтобы действовать совокупно; но все-таки воплощенный дух действует, когда хочет, на материю, в которую облечен. Дух не может заменить того, который воплощен уже, потому что дух и тело связаны между собой неразрывно до конца материального существования.

474. Если нет собственно бесноватых или одержимых, ведь не бывает, чтобы два духа жили в одном теле, то не может ли душа быть, в такой зависимости от другого духа и быть порабощена или одержима этим духом до такой степени, чтобы действия ее собственной воли прекратились?

Да, это и будут истинно бесноватые; но знай, что такое порабощение никогда не делается без участия того, кто подвергается ему или по своей слабости, или по своей воле. Часто принимали за бесноватых людей в падучей болезни или сумасшедших, которые больше нуждались в медицине, чем в заклинаниях.

Слово бесноватый, в обыкновенном его значении, заставляет предполагать существование демонов, существ, злых по природе, и пребывание одного из таких существ в теле человека одновременно с его душой. Но так как в этом смысле нет демонов и два духа не могут жить одновременно в одном теле, то нет и бесноватых в обыкновенном значении этого слова. Под словом беснование нужно понимать совершенную зависимость души от нечистого духа, поработившего ее.

475. Можно ли самому удалить злых духов и освободиться от их влияния?

Всегда можно сбросить ярмо, когда имеют на то твердую волю.

476. Не может ли случиться, что злой дух овладел до такой степени порабощенным человеком, чтоб тот не замечал этого, и в таком случае может ли третье лицо уничтожить это порабощение, и какие необходимы для этого условия?

Если это добродетельный человек, то своей волей он может помочь в этом случае, прося в то же время содействия добрых духов, потому что чем человек добродетельнее, тем он более имеет власти удалять низших духов и привлекать добрых. Но он будет бессилен, если ему не будет содействовать сам порабощенный. Некоторые люди находят удовольствие быть под влиянием, которое льстит их склонностям и их желаниям. Во всяком случае тот, чье сердце нечисто, не может иметь никакого влияния; добрые духи пренебрегают им, а злые – нисколько не боятся его.

477. Имеют ли какое-нибудь значение формы заклинаний для падших духов?

Нет, когда они видят, что заклинание принимают за нечто серьезное, то смеются над этим и упорствуют.

478. Есть люди с добрыми намерениями и, несмотря на это, одержимые низшими духами; какое лучшее средство избавиться им от влияния злых духов?

Утомить их терпение: не обращать никакого внимания на их внушения, показать им, что они напрасно теряют время; тогда они, видя, что им нечего делать, удалятся.

479. Молитва есть ли действительное средство против преследования низших духов?

Молитва есть сильное вспомогательное средство во всем; но помните, что недостаточно сказать несколько слов, чтобы получить желаемое. Бог помогает тому, что действует, а не тому, кто ограничивается одними просьбами. Поэтому одержимый низшим духом должен со своей стороны делать все, что нужно для уничтожения в себе причины, привлекающей злых духов.

480. Что нужно думать об изгнании демонов, о которых говорится в Евангелии?

Толковать его можно различно. Если вы назовете демоном злого духа, порабощающего человека, то с уничтожением его влияния он действительно будет изгнан. Если же действию демона вы приписываете болезнь, то, излечив ее, вы можете сказать также, что изгнали демона. Одна и та же вещь может быть истинна и ложна, в зависимости от смысла, который будут придавать словам. Величайшие истины могут казаться бессмысленными, если смотреть только на форму или принимать аллегорию за действительность. Поймите же и помните это общее правило.

Одержимые судорогами

481. Играют ли духи какую-нибудь роль в явлениях, обнаруживающихся у людей, одержимых судорогами?

Да, очень большую, равно как и магнетизм, составляющий главный источник этих явлений, но шарлатанство часто извлекало из них свои выгоды и преувеличивало их, что и сделало их предметом насмешек.

Какие духи содействуют вообще этому роду одержания?

Малоразвитые. Неужели вы думаете, что высшие духи занимаются подобными вещами?

482. Каким образом это ненормальное состояние человека может развиться вдруг в целом народонаселении?

Вследствие симпатии. Моральные расположения сообщаются в расположения сообщаться в некоторых случаях очень легко; вы не до такой степени чужды действий животного магнетизма, чтобы не понять этого, равно как и участия, принимаемого в этом некоторыми духами, вследствие симпатии их к тем, которые привлекают их к себе.

В числе странных способностей, встречаемых у людей, одержимых судорогами, легко отличить способности, совершенно сходные с представляемыми нам сомнамбулизмом и магнетизмом; таковы, между прочим, физическая нечувствительность, знание мыслей, симпатическая передача страданий и пр.

Итак, нет сомнения, что люди эти находятся в состоянии некоторого рода бодрствующего сомнамбулизма, возбуждаемого взаимным их друг на друга влиянием. Они делаются в одно и то же время и магнетизерами, и магнетизированными, сами того не подозревая.

483. Отчего происходит физическая нечувствительность, замечаемая как у некоторых одержимых судорогами, так и у людей, подвергаемых иногда жестоким мучениям?

У некоторых это зависит от влияния магнетизма, который действует на нервную систему так же, как и на некоторые вещества. У других же восторженность мыслей притупляет чувствительность; жизнь как будто оставляет тело, чтобы сосредоточиться в душе. Разве вы не знаете, что, когда дух очень занят чем-нибудь, то тело не чувствует, ничего не видит и не слышит?

Фантастическое увлечение и энтузиазм представляют часто во время мучений примеры спокойствия и равнодушия, которые не могли бы восторжествовать над острой, мучительной болью, если бы чувствительность не притуплялась некоторого рода омертвением тела. Известно, что в пылу сражения не замечают часто получаемой раны, между тем как при обыкновенных обстоятельствах легкая царапина заставляет содрогнуться.

Так как явления эти зависят от физической причины и от действия некоторых духов, то невольно является вопрос, каким образом влияние могло прекращать их в некоторых случаях. Причина этому очень простая. Участие духов в этих явлениях есть действие второстепенное, они пользуются только физическим расположением. Влияние, конечно, не могло уничтожить этого расположения, а уничтожило только причины, поддерживающие и возбуждающие его; оно действовало в этом случае весьма благоразумно потому, что на этой почве создавались злоупотребления. Впрочем, известно, что вмешательство влияния бессильно, когда дух действует непосредственно и самопроизвольно».

Привязанность духов к некоторым лицам

484. Имеют ли духи особенную привязанность к некоторым лицам?

Добрые духи симпатизирует людям добродетельным или склонным к улучшению, низшие же – людям порочным или способным сделаться такими; отсюда происходит привязанность духов как следствие взаимного сходства наклонностей.

485. Привязанность духов к некоторым лицам всегда ли бывает исключительно моральная?

Истинная привязанность не имеет в себе ничего чувственного, но не всегда дух привязывается к определенному лицу потому только, что искренно любит его; здесь может примешиваться воспоминание человеческих страстей.

486. Интересуются ли духи нашими несчастьями и нашим благосостоянием. Те, кто желают нам добра, огорчаются ли, видя бедствия, испытываемые нами во время жизни?

Добрые духи делают столько добра, сколько, могут, и счастливы всеми вашими радостями. Их огорчают ваши страдания, если вы не переносите их с покорностью, потому что страдания эти не приносят вам никакой пользы; вы бываете тогда похожи на больного, отвергающего горькое лекарство, которое могло бы вылечить его.

487. Какого рода страдания наши более огорчают духов, физические или нравственные?

Ваш эгоизм и ваше жестокосердие. От них происходит все; духи смеются над всеми мнимыми бедствиями, порождаемыми гордостью и честолюбием; они наслаждаются теми, которые могут сократить время вашего искупления.

Духи, зная, что телесная жизнь есть состояние переходное, и что все ее превратности составляют средства для достижения лучшего состояния, огорчаются больше нравственными причинами, удаляющими нас от него, чем скоропреходящими физическими страданиями. Духи так же мало заботятся о бедствиях по нашим мирским понятиям, как мы – о пустых детских огорчениях. Дух, который видит в бедствиях жизни средство для нашего развития, смотрит на них, как на кратковременный кризис, долженствующий спасти больного. Он сочувствует нашим страданиям, как мы сочувствуем страданиям друга, но так как он правильнее смотрит на вещи, то и ценит их не так, как мы. И в то же время как добрые духи, имея в виду нашу будущность, поддерживают в нас мужество, низшие духи стараются привести нас в отчаяние, чтобы замедлить наше усовершенствование.

488. Наши родители и друзья, прежде нас перешедшие в мир духов, больше ли симпатизируют нам, чем посторонние?

Без сомнения, и часто они покровительствуют вам, как духи, в зависимости от степени своего развития.

Сочувствуют ли они привязанности нашей к ним?

Очень; но они забывают тех, кто их забывает.

Ангелы-хранители, духи-покровители, домашние или симпатизирующие духи

489. Есть ли духи, которые постоянно следят за человеком с целью покровительствовать ему?

Да, это духовные братья. Духи, которых вы называете добрыми духами или добрыми гениями.

490. Кого должны мы понимать под именем ангела-хранителя?

Духа высшего разряда, вашего покровителя.

491. Какова обязанность духа-покровителя?

Обязанность отца к детям; наставлять вверенного ему человека на путь добра, помогать ему советами, утешать его в горестях, поддерживать его мужество в испытаниях телесной жизни.

492. От самого ли рождения человека покровитель следит за ним?

От рождения до смерти. Часто он следит за ним и после, в загробной его жизни, и даже в течение нескольких телесных существований, так как существования эти составляют лишь кратковременные разновидности, относительно жизни духа.

493. Служение духа-покровителя добровольно или обязательно?

Дух обязан следить за вами потому, что он принял на себя это служение, но от него зависит выбор существ, которым он симпатизирует. Для одних – это удовольствие, для других – миссия или обязанность.

Приняв на себя эту обязанность, отказывается ли дух покровительствовать другим людям?

Нет, но он делает это не до такой степени исключительно.

494. Может ли дух-покровитель оставить попечение над вверенным ему существом?

Часто случается, что духи оставляют свое служение, чтобы исполнять другие миссии; но в таком случае место их заступают другие духи.

495. Дух-покровитель оставляет ли человека, если он противится его советам?

Он удаляется, когда видит, что советы его бесполезны, и когда желание покориться влиянию низших духов берет верх; но он не оставляет его совершенно и не перестает делать ему внушения: в таком случае человек сам не слушает его. Покровитель возвращается, как только человек его снова призывает. Учение об ангелах-хранителях должно бы обратить к истине самых неверующих людей. Не утешительно ли думать, что вы всегда имеете при себе существа высшие, готовые подавать вам добрые советы, поддерживать вас, облегчать вам тернистый путь добра; существа, преданные вам больше самых искренних друзей ваших на земле. Существа эти даны вам Богом; Он вверил вас их попечениям, они при вас из любви к Нему и исполняют относительно вас прекрасное, но тяжелое служение. Да, где бы вы ни были, ангел-хранитель всегда с вами: ни тюрьмы, ни больницы, ни места разврата, ни уединение – ничто не разлучает вас с этим другом. Вы не можете видеть его, но душа ваша чувствует его кроткие внушения, слышит его мудрые советы.

Зачем не усвоена вами эта истина! Сколько раз она поддержала бы вас в трудные минуты вашей жизни; сколько раз спасла бы от внушений низших духов. Но в последний день этот ангел добра часто будет повторять вам: не говорил ли я тебе этого? И ты не послушал меня. Не показывал ли я тебе бездны? И ты бросился в нее. Не заставлял ли я раздаваться в совести твоей голосу совести, а ты последовал советам лжи. Ах, обращайтесь к своим ангелам-хранителям; пусть нежная и искренняя дружба связывает вас с ними. Не надейтесь что-нибудь скрыть от них, у них око Божие, и вы не можете обмануть их. Думайте о будущем, старайтесь подвигаться вперед в этой жизни, ваши испытания чрез это будут менее продолжительны в остальных существованиях; отбросьте раз и навсегда ваши предрассудки и сомнения; вступите скорее на новый путь, открывающийся перед вами. Вперед! Вперед! Вы имеете путеводителей, следуйте же за ними; вы не можете не достигнуть цели, потому что цель эта – Сам Бог. Тем, которые думают, что высшие духи не могут согласиться принять на себя такую тяжелую, беспрерывную обязанность, скажем, что мы часто действуем на ваши души, находясь от вас за несколько миллионов миль: для нас пространства не существуют, и нередко, живя в других мирах, наши духи сохраняют связь с вашим миром. Мы имеем свойства и качества, которых вы не можете понять, но будьте уверены, что Бог не возлагает на нас обязанностей, превышающих наши силы, и не оставляет вас на земле одних без покровителей и друзей. Каждый ангел-хранитель имеет вверенного ему воплощенного духа, о котором он заботится, как отец о сыне; он счастлив, когда видит его на пути добра; ему грустно, когда советы его остаются бесплодными.

«Не бойтесь утомить нас вашими вопросами, напротив, сообщайтесь с нами чаще: вы будете и сильнее и счастливее. Эти-то сообщения каждого со своим духом-покровителем делают всех людей медиумами, неизвестными теперь, но которые проявятся со временем и распространятся повсюду и как безбрежный океан поглотят собой неверие и невежество. Люди просвещенные, просвещайте других; люди с дарованиями, воспитывайте ваших братьев. Вы не знаете, какое дело совершаете этим: это дело Христа, дело, возложенное на Вас Богом. Для чего же и даны вам ум и познания, как не для того, чтоб вы делились ими с вашими братьями, чтоб подвигали их вперед по пути развития, чтоб помогали им приблизиться к вечному блаженству?» – Св. Людовик, Бл. Августин.

Учение об ангелах-хранителях, заботящихся о вверенных им людях, несмотря ни на какое расстояние, разделяющее миры, не должно казаться странным; напротив, это дивное, высокое учение. Не видим ли мы на земле, что отец в разлуке следит за своим сыном и письменно помогает ему своими советами? Удивительно ли после этого, что духи могут руководить теми, которых взяли под свое покровительство, находясь в других мирах, тем более, что для них расстояние, разделяющее эти миры, менее чувствительно, чем для нас расстояние между государствами? Не имеют ли они при том всемирного тока, взаимно соединяющего все миры, этого могучего проводника, передающего мысли, так же как воздух передает звуки?

496. Дух, удаляющийся от человека, вверенного его попечению, и чрез то не заботящийся о нем, может ли делать ему зло?

Добрые духи никогда не делают зла, они уступают только место низшим духам, заменяющим их; тогда вы обвиняете судьбу в бедствиях, постигающих вас, между тем как это происходит по вашей собственной вине.

497. Может ли дух-покровитель оставить вверенного ему человека во власти духа, который может желать ему зла?

Влияние низших духов уравновешивает влияние добрых духов, но, если человек хочет, он всегда может возвратить своему духу-покровителю силу и прежнее влияние. Добрый дух чувствует между тем потребность помогать другим, и потому в ожидании возвращения своего к вверенному его попечению человеку заботится о других людях.

498. Дух-покровитель не оставляет ли вверенного его попечению человека на пути заблуждений вследствие своего бессилия в борьбе со злыми духами?

Это бывает не потому, что он не может, а потому, что не хочет бороться; покровительствуемый человек после каждого испытания делается более совершенным, более развитым: дух-покровитель помогает ему своими советами и добрыми внушениями, которых, впрочем, он не всегда слушает. Злые духи приобретают силу единственно благодаря слабости, беззаботности и гордости человека, их власть над вами зависит оттого, что вы не противитесь им.

499. Дух-покровитель постоянно ли находится при вверенном ему человеке? Не случается ли, чтобы он, не оставляя его совершенно, терял его из виду?

Бывают обстоятельства, при которых присутствие духа-покровителя при уверенном ему человеке перестает быть нужным.

500. Настанет ли время, когда дух не будет более нуждаться в ангеле-хранителе?

Да, когда он достигнет такой степени развития, что может сам руководить собой; точно так же, как и для ученика настанет время, когда он не будет более нуждаться в учителе; но только этого не может быть на вашей земле.

501. Почему влияние духов на нас бывает оккультное (тайное) и почему, покровительствуя нам, они не оказывают своего влияния явным образом?

Если б вы рассчитывали на их поддержку, то не действовали бы самостоятельно, и дух ваш не совершенствовался бы. Для того чтобы он мог подвигаться вперед, ему нужна опытность, и нужно, чтобы она не даром досталась ему; ему нужно упражнять свои силы, иначе он будет походить на ребенка, которому не позволяют ходить самому. Влияние духов, желающих вам добра, всегда так рассчитано, что свободная воля ваша остается при вас, потому что если бы вы не имели ответственности, то и не подвигались бы по пути, который должен привести вас к Богу. Человек, не имея пред глазами своего покровителя, действует собственными силами, а между тем, руководитель его следит за ним и от времени до времени предостерегает его от опасности.

502. Дух-покровитель, который с успехом ведет вверенного ему человека путем добра, извлекает ли из этого пользу для себя?

Это вменяется ему в заслугу и содействует или его собственному развитию, или же увеличению его блаженства. Он счастлив, когда видит, что труды его увенчиваются успехом; он торжествует, как торжествует учитель при успехах своего ученика.

Подвергается ли он ответственности, если не имеет успеха?

Нет, потому что он сделал все, что от него зависело.

503. Дух-покровитель, который видит, что, несмотря на все советы, вверенный ему человек идет путем зла, испытывает ли неудовольствие и не нарушает ли это его блаженства?

Он страдает, видя его заблуждения, и жалеет о нем, но огорчение это не может быть сравниваемо с огорчением земных родителей, так как он знает, что есть средство помочь этому злу, и что не сделанное сегодня, будет сделано завтра.

504. Всегда ли мы можем знать имя нашего духа-покровителя или ангела-хранителя?

Каким образом хотите вы знать имена, которые не существуют для вас? Неужели вы думаете, что, кроме известных вам, нет других духов?

Как же вызывать духа, если не знаешь его?

Давайте ему имя, какое хотите; назовите, например, его именем того высшего духа, к которому вы чувствуете симпатию или уважение, ваш дух-покровитель явится на этот призыв уже потому, что все добрые духи – братья между собой и помогают друг другу.

505. Духи-покровители, принимающие имена известных нам лиц, всегда ли принадлежат тем лицам, которые носили эти имена?

Нет, это бывают духи, им симпатизирующие и являющиеся часто по их просьбе. Вам нужны имена, а потому они принимают на себя такие, которые внушили бы вам доверие. Когда вы не можете исполнить сами какого-нибудь дела, то посылаете за себя другого, который действует от вашего имени.

506. Когда мы будем в мире духов, узнаем ли мы нашего духа-покровителя?

Да, потому что вы знали его, может быть, и прежде вашего существования.

507. Духи-покровители все ли относятся к классу высших духов? Могут ли встретиться между ними духи, относящиеся к средним классам? Отец, например, может ли сделаться духом-покровителем своего дитяти?

Может, но покровительство требует известной степени возвышенности и, кроме того, особой силы или могущества, дарованного Богом. Отец, покровительствующий своему ребенку, может быть сам руководим другим духом, высшим, нежели он.

508. Духи, употребившие с пользой свое телесное существование на земле, всегда ли могут, оставив землю, покровительствовать тем, которых любят и которые пережили их?

Власть их в этом отношении более или менее ограничена; положение, в котором они находятся, не всегда позволяет им свободно действовать.

509. Люди, находящиеся в диком или низком нравственном состоянии, имеют ли также духов-покровителей; и, в таком случае, духи эти относятся ли также к высшим классам, как и покровители людей развитых?

Каждый человек имеет духа, заботящегося о нем, и служение духа всегда соответствует предмету его попечений; ребенку, начинающему учиться читать, вы не дадите в учителя профессора философии. Прогресс духа-покровителя совершается сообразно с прогрессом духа, которому он покровительствует. Имея высшего духа, заботящегося о вас, вы, в свою очередь, можете сделаться покровителями духа, стоящего ниже вас, и те его усовершенствования, которым вы будете содействовать, подвинут вас вперед. Бог не требует от духа больше того, что доступно для его природы и соответствует степени его совершенства.

510. Когда отец, покровительствующий своему дитяти, воплощается снова, продолжает ли он заботиться о нем?

Это уже гораздо труднее, но, в минуты временного освобождения своего, он просит симпатизирующего ему духа помочь ему в этом служении. Впрочем, духи принимают на себя обыкновенно такие только миссии, которые они могут довести до конца.

Дух, воплощенный в особенности в мирах более материальных, слишком подчинен своему телу, чтобы мог сам заботиться о вверенном ему существе; поэтому тем, которые недостаточно еще развиты, помогают духи, стоящие выше них, так, что, если один из них не в силах сделать чего-нибудь, другой заменяет его.

511. Кроме духа-покровителя, не имеет ли каждый человек особо для него назначенного злого духа, побуждающего его к злу и доставляющего ему таким образом случай бороться между добром и злом?

Нельзя считать ни одного злого духа за особо назначенного для человека. Правда, что злые духи стараются совращать с пути добра, когда встречают к тому удобный случай, но каждый из них, преследуя человека, делает это по своей собственной воле, надеясь, что его послушают; тогда начинается некоторого рода борьба между добрым и злым духами, и тот из них восторжествует, влиянию которого подчинится человек.

512. Можем ли мы иметь несколько духов-покровителей?

Каждый человек имеет симпатизирующих ему духов, более или менее возвышенных, которые любят его и принимают в нем участие, точно так же, как он имеет духов, готовых помогать ему во всем злом.

513. Симпатизирующие духи, помогая человеку, исполняют ли этим возложенную на них миссию?

Иногда это может быть их временная миссия, но чаще всего, их побуждает к этому сходство мыслей и чувств по отношению к добру и злу.

Из этого, как кажется, следует, что симпатизирующие духи могут быть и добрые, и злые?

Да, человек, всегда находит симпатизирующих ему духов, каков бы ни был его характер.

514. Домашние духи не то же ли самое, что и симпатизирующие духи или духи-покровители?

Как в покровительстве, так и в симпатии духов есть много оттенков; давайте им какое хотите название, домашний дух скорее есть друг дома.

Из вышеприведенных объяснений и из наблюдений над свойствами духов, следящих за человеком, можно вынести следующее: дух-покровитель, ангел-хранитель, добрый гений есть дух, служение которого состоит в том, чтобы следить за человеком во время его жизни и помогать ему совершенствоваться. Он всегда бывает выше в своем развитии, чем покровительствуемый им дух.

Домашние духи связаны бывают с некоторыми людьми узами, более или менее прочными, с целью приносить им пользу, в зависимости от своих сил, часто ограниченных; они добры, но иногда бывают малоразвиты и даже несколько легкомысленны; они охотно занимаются подробностями домашней жизни и действуют не иначе, как по повелению или с разрешения духов-покровителей. Симпатизирующие духи суть те, которых привлекает к нам особенная привязанность и некоторое сходство склонностей и чувств относительно добра и зла. Продолжительность их отношений почти всегда зависит от обстоятельств. Злой гений есть дух несовершенный или злой, преследующий человека с целью совращать его с пути добра, но он действует по собственному влечению, а не вследствие миссии. Его настойчивость зависит от того, как принимают его внушения. От воли человека всегда зависит, слушать его или нет.

515. Что думать о тех людях, которые, по-видимому, следят за некоторыми лицами с целью или вести их к погибели, или указывать им путь добра?

Некоторые люди действительно имеют на других какое-то непреодолимое влияние. Если влияние это употребляется с другой целью, то, значит, люди эти относятся к разряду злых духов; им помогают в этом случае другие злые духи, чтобы скорее поработить человека. Бог может допустить это, чтобы испытать вас.

516. Наш добрый и наш злой гений могут ли воплотиться для того, чтобы непосредственно сопровождать нас во время нашей жизни?

Иногда это бывает, но чаще они поручают это другим воплощенным духам, симпатизирующим им.

517. Есть ли духи, которые следят за целыми семействами с целью покровительствовать им?

Некоторые духи следят за членами одного семейства, живущими вместе и связанными искренней дружбой, но не думайте, что могли быть духи покровители фамильной гордости.

518. Так как симпатия привлекает духов к людям, то могут ли какие-либо причины привлекать их к целым обществам?

Духи бывают охотнее там, где находят себе подобных; там им свободнее, и они уверены, что их будут слушать. Человек привлекает к себе духов, всегда соответствующих его склонностям, будет ли он один, или же вместе с другими составляет общество, население города или народ. Итак, есть общества, города и народы, покровительствуемые духами, более или менее совершенными, в зависимости от характера и страстей, господствующим в этих обществах. Несовершенные духи удаляются от тех, кто противится их внушениям; из этого следует, что нравственное усовершенствование целых обществ, равно как и отдельных лиц, следует удалять злых духов и привлекать добрых, которые поддерживают чувство добра в массе народа, подобно тому, как первые раздувают в них низкие страсти.

519. Собрание людей, как, например, общества, города и народы, имеют ли своих особенных покровителей?

Да, потому, что каждое такое собрание составляет как бы одно собирательное лицо, идущее к общей цели и имеющее надобность в высшем руководителе.

520. Духи-покровители целых обществ относятся ли к более высшим разрядам, нежели духи-покровители каждого человека?

Все в таких случаях зависит от степени развития обществ так же, как и человека, отдельно взятого.

521. Некоторые духи могут ли содействовать развитию искусств, помогая тем, кто занимается ими?

Есть духи, исключительно покровительствующие какой-либо отдельной способности человека; они помогают тому, кто призывает их, если считают его достойным; но что же им делать с теми, которые не понимают настоящего своего призвания? Не могут же они дать зрение слепому и слух – глухому.

Древние принимали их за особенные божества; Музы были не что иное, как аллегорическое олицетворение духов-покровителей наук и искусств, подобно тому, как лары и пенаты изображали духов-покровителей семейства. В новейшие времена искусства, ремесла, города, страны имеют также своих патронов-покровителей, под именем которых нужно также понимать высших духов.

Так как каждый человек имеет своих духов, симпатизирующих ему, то из этого следует, что большинство духов, симпатизирующих целым обществам, соответствует всегда склонностям большинства их членов, и что посторонние духи могут быть к ним привлекаемы сходством вкусов и мыслей; одним словом, что общества эти, так же как и частные лица, в зависимости от нравственного развития своего, бывают окружаемы более или менее совершенными духами, которые следят за ними и стараются иметь на них влияние. Причины, привлекающие духов к целым народам, суть нравы, обычаи, господствующий характер и, в особенности законы, потому что характер народа отражается в его законах. Народы, у которых правосудие и справедливость играют первую роль, преодолевают влияние злых духов. Там же, где законы поддерживают и освещают постановления, противные правилам человечества, там меньше бывает добрых духов, и потому злые духи поддерживают в народе эти понятия и уничтожают доброе влияние отдельных лиц, теряющихся, таким образом, в толпе, как одинокий колос среди плевел. Поэтому, изучая нравы народов и всяких обществ, легко составить себе понятие о невидимом народонаселении, вмешивающемся в их мысли и поступки.

Предчувствия

522. Всегда ли предчувствие есть предуведомление духа-покровителя?

Предчувствие есть внутренний тайный совет духа, желающего вам добра. Оно зависит также от смутного сознания, сделанного вами выбора: это голос инстинкта. Дух прежде воплощения знает главные обстоятельства своего существования, то есть, род испытаний, предпринимаемых им; если испытания эти должны быть очень тяжелы, то он сохраняет о них некоторого рода впечатление, и впечатление это, будучи голосом инстинкта, обнаруживается в виде предчувствия, когда приближается минута испытания.

523. Предчувствия и голос инстинкта всегда имеют в себе что-то неопределенное. Как поступать нам в таком случае?

Когда ты находишься в нерешимости, призывай своего доброго духа или проси Нашего Общего Владыку, Бога, чтобы он послал тебе одного из Своих служителей, одного из нас.

524. Предуведомление духов-покровителей, относится ли исключительно к нашему нравственному поведению, или также может относиться к нашей частной жизни?

Ко всему. Они стараются, чтоб вы жили сколько возможно лучше, но вы часто не слушаете добрых внушений и бываете несчастны по собственной своей вине.

Духи-покровители помогают нам своими советами, заставляя раздаваться внутри нас голосу совести, но так как мы не всегда обращаем на него должное внимание, то они дают нам советы, более непосредственные, через лиц, окружающих нас. Пусть каждый рассмотрит различные счастливые или несчастные обстоятельства своей жизни, и он увидит, что во многих случаях он получал советы, коими не всегда пользовался, и которые избавили бы его от многих неприятностей, если б он последовал им.

Влияние духов на события жизни

525. Имеют ли духи влияние на события жизни?

Без сомнения, потому что они подают тебе советы.

Обнаруживается ли это влияние иначе, как посредством внушаемых ими мыслей, то есть, имеют ли они влияние прямо на самые события?

Да, но они никогда не действуют против законов природы.

Мы неправильно воображаем, что действие духов должно проявляться непременно посредством необыкновенных явлений. Нам хочется, чтобы они являлись к нам на помощь чудесным образом и потому представляем их себе всегда как бы вооруженных магическим жезлом. Но так как этого не бывает, то и вмешательство их незаметно для нас, и все, что совершается при их содействии, кажется нам естественным. Так, например, два человека могут встретиться по их внушению, а, между тем, встреча эта будет казаться случайной; они могли внушить человеку мысль пройти по такому-то месту; могут обратить его внимание на такой-то предмет, если это может привести к желаемому ими результату; так что человек, думая, что следует только своему собственному побуждению, сохраняет всегда свою свободную волю.

526. Так как духи действуют на материю, то могут ли они быть причиной некоторых обстоятельств, необходимых для исполнения известного события? Так, например, человек должен погибнуть: он всходит на лестницу, лестница ломается, и человек вследствие падения погибает. Можно ли рассматривать, что это духи сломали лестницу для того, чтобы исполнилась судьба этого человека?

Совершенно справедливо, что духи действуют на материю, но только для исполнения законов природы, а не для нарушения их, производя события неожиданные и противные этим законам. В примере, приведенном тобой, лестница сломалась потому, что была подточена червями или вообще была недостаточно крепка, чтобы выдержать тяжесть человека; если ему суждено было умереть таким образом, то духи могли внушить ему мысль взойти на эту лестницу, которая должна была сломаться под тяжестью его тела; таким образом смерть его зависит от естественных причин, и нет надобности прибегать для этого к чуду.

527. Возьмем другой пример, в котором естественное состояние материи не играет никакой роли? Положим, что человек должен умереть от громового удара; он прячется под дерево, раздается удар грома, и человек падает мертвый. Духи ли направили удар в таком случае?

Опять то же, что и в прежнем примере. Удар разразился в эту минуту и над этим деревом, потому что так должно было случиться по законам природы; он не потому был направлен в это дерево, что человек стоял под ним, но человеку внушено было стать под дерево, над которым должен был разразиться удар; дерево же во всяком случае было бы поражено этим ударом, даже если бы человек и не был под ним.

528. Злоумышленный человек, стреляя в кого-нибудь, наносит ему легкую рану, но не убивает его. Мог ли добрый дух отклонить от него смертельный удар?

Если человек этот не должен быть убитым, то добрый дух может внушить ему мысль уклониться от удара или может ослепить его врага, так что тот неверно прицелится; пущенная же пуля должна лететь по естественному закону природы.

529. Что следует думать о заколдованных пулях, о которых говорится в некоторых легендах, которые неизбежно, как бы по роковому назначению, достигают цели?

Чистая фантазия; человек любит чудесное и не довольствуется чудесами природы.

Духи, располагающие обстоятельствами, могут ли встретить противодействие других духов, желающих противного?

То, что угодно Богу, то должно случиться; если встречается замедление или препятствие, то по Его же воле.

530. Духи, легкомысленные и насмешливые, могут ли быть причиной затруднений, которые мешают иногда исполнению наших намерений и предприятий; одним словом, они ли производят то, что называют мелкими неприятностями человеческой жизни?

Они находят удовольствие причинять вам эти неприятности, которые, служа для вас испытаниями, приучают вас к терпению; но они оставляют вас в покое, когда не видят успеха. Несправедливо будет, однако, приписывать им все наши неудачи, в которых вы часто бываете виноваты сами; поверь, что если разбилась твоя посуда, то это скорее может быть следствием твоей неловкости, чем действием духов.

Духи, виновники наших мелких неприятностей, действуют ли вследствие личной неприязни или же преследует первого попавшегося единственно по своей злобе?

И то, и другое; иногда это бывают ваши враги этой или предшествующей жизни, преследующие вас; иногда же это делается без всякой причины.

531. Неприязнь существ, делавших нам зло на земле, прекращается ли с телесной жизнью?

Часто они сознают свою несправедливость и сделанное ими зло; но иногда также преследуют вас, если Бог позволяет это, для того чтобы продлить ваше испытание.

Можно ли прекратить это преследование и каким образом?

Можно, если молиться за них и платить им за зло добром, тогда они поймут свое заблуждение. Сумейте, впрочем, стать выше их козней, и они прекратят их, видя, что ничего не выигрывают на этом.

Наблюдения доказывают, что некоторые духи продолжают мщение свое в течение нескольких существований, и что, таким образом, рано или поздно, искупляются наши несправедливые поступки относительно других.

532. Могут ли духи отклонить бедствия от некоторых лиц и доставить им благоденствие?

Не всегда, потому что есть бедствия, которые входят в состав целей Провидения, но они всегда уменьшают ваши страдания, придавая вам больше терпения и покорности. Знайте также, что от вас самих зависит часто отклонить от себя эти бедствия или хотя бы ослабить их; Бог дал вам для этого рассудок, и на него-то в особенности духи действуют, внушая вам полезные мысли; но они заботятся о тех только, кто сам заботится о себе; в этом смысле и сказано было: ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Знайте еще, что не все то, что кажется вам злом, есть действительно зло; часто последствием зла бывает добро большее самого зла; но вы не понимаете этого потому, что думаете только о себе и о настоящем времени.

533. Могут ли духи доставить богатство, если их просят об этом?

Иногда, как испытание; но чаще они отказывают в этом, как отказывают дитяти в неблагоразумной просьбе.

Добрые или злые духи исполняют подобного рода просьбы?

И те и другие; это зависит от намерения; но чаще всего это бывают духи, желающие склонить вас к злу, чего они легко достигают посредством наслаждений, доставляемых богатством.

534. Когда препятствия, как бы по роковому назначению, мешают нашим предприятиям, то не зависит ли это от вмешательства какого-нибудь духа?

Иногда духи содействуют этому, но большей частью это зависит от вашего неуменья взяться за дело. Положение и характер имеют здесь большое влияние. Если вы избираете карьеру не по себе, то духи не виноваты в этом; в таком случае вы сами делаетесь своим злым гением.

535. Когда с нами случается что-нибудь приятное, должны ли благодарить за это нашего духа-покровителя?

Благодарите в особенности Бога, без позволения Которого ничто не делается, благодарите сверх того добрых духов, бывших исполнителями Его воли.

Что было бы, если б мы не благодарили Бога?

То, что бывает с неблагодарными.

А между тем, есть люди, которые никогда не молятся и не благодарят, и все удается им?

Да, но нужно видеть конец; дорого заплатят они за эти временные блага, которых они не стоят; чем больше дано им, тем больше от них потребуется.

Действие духов на явления природы

536. Зависят ли великие явления природы, как, например, перевороты, бывшие на земле, от случайных причин, или все они входят в состав целей Провидения?

Все имеет разумную причину, и ничто не совершается без позволения Божия.

Всегда ли человек бывает целью этих явлений?

Иногда они совершаются для человека, но часто так же не имеют другой цели, как и восстановление равновесия и гармонии физических сил природы.

Мы понимаем, что воля Божия есть первоначальная причина в этом, как и во всяком другом случае; но, зная, что духи действуют на материю, что они исполнители воли Божией, спрашиваем – не имеют ли некоторые из них влияния на стихии, возмущая их, приводя в состояние покоя или направляя их определенным образом?

Это, очевидно, и не может быть иначе. Бог не действует на материю непосредственно: Он имеет преданных исполнителей Его воли на всех ступенях лестницы мироздания.

537. Мифология древних народов основана вся на идеях спиритизма, с той разницей, что они принимали духов за божества. Поэтому она представляет нам этих богов, или этих духов, имеющими различные обязанности; так, одни из них заведовали ветрами, другие – молнией, некоторые – растительностью и прочее; лишены ли эти верования всякого основания?

Они не только не лишены основания, но даже и недалеки от истины.

Поэтому могут быть духи, живущие внутри земли и заведующие геологическими явлениями?

Духи эти не живут в земле, но заведуют и управляют явлениями сообразно со своими обязанностями. Со временем вы получите объяснение всех этих явлений и поймете их лучше.

538. Духи, заведующие явлениями природы, составляют ли особенный разряд в мире духов; есть это какие-либо особенные существа; или же духи, которые воплощались так же, как и мы?

Они воплощались и будут еще воплощаться.

Духи эти относятся ли к высшим или низшим разрядам иерархии духов?

Это зависит от того, в какой степени материально их занятие; одни повелевают, другие – исполняют повеления; те, которые исполняют материальные занятия, относятся всегда к низшим разрядам, как у духов, так и у людей.

539. Один ли дух участвует в произведении таких явлений, как, например, буря, или для этого собирается их множество?

Бесчисленное множество.

540. Духи, имеющие влияние на явления природы, действуют ли сознательно, по собственной воле, или по инстинктивному и необдуманному побуждению?

Одни – да, другие – нет. Сделаем сравнение: представь себе мириады животных, выдвигающих мало-помалу из моря целые острова и архипелаги; думаешь ли ты, что в этом нет цели Провидения, и что это преобразование поверхности земного шара не нужно для общей гармонии? Совершают же это животные, стоящие на последних ступенях живых существ, удовлетворяя своим потребностям и не подозревая нисколько, что служат орудиями Бога Точно так же и самые низшие духи полезны в мироздании; в то время как они только что приступают жизни, – прежде чем сознают свои поступки и свою волю, они действуют уже на некоторые явления и бывают их бессознательными двигателями; сперва они бывают только исполнителями; позже, когда разум их разовьется, они будут повелевать и управлять явлениями и морального мира. Так все в природе приносит пользу, все связывается между собою от первобытного атома до архангела, который сам был некогда атомом; этот дивный закон гармонии не может быть объят вполне вашим еще ограниченным духом.

Духи во время сражений

541. Есть ли духи, которые во время сражений поддерживают каждую сторону сражающихся?

Да, они возбуждают в них мужество. Так, древние представляли богов, принимающих сторону того или другого народа. Эти боги были не что иное, как духи, изображаемые аллегорическими фигурами.

542. В каждой войне одна только сторона бывает права; каким же образом духи принимают сторону неправую?

Вы знаете очень хорошо, что есть духи, которые ищут только раздора и разрушения; для них война есть средство, ведущее к цели; справедливость мало интересует их.

543. Могут ли некоторые духи иметь влияние на военачальника при составлении им плана войны?

Без сомнения, духи могут иметь влияние в этом случае, как и во всех других.

544. Могут ли злые духи внушать ему дурные соображения с целью погубить его?

Да. Но разве он не имеет свободной воли? Если собственный рассудок не позволяет ему отличать справедливых взглядов от ложных, то и лучше бы ему было повиноваться, а не повелевать.

545. Может ли военачальник быть иногда руководим некоторого рода ясновидением, или внутренним внушением, которое открывало бы ему вперед результат его соображений?

Это часто случается с людьми гениальными; они называют это вдохновением, которое заставляет их действовать с некоторою уверенностью. Это вдохновение приходит к ним от духов, руководящих ими и пользующихся, для этой цели способностями, которыми они одарены.

546. Что делается с духами людей, павших в пылу сражений? Интересуются ли они еще сражением после своей смерти?

Некоторые интересуются, другие же немедленно удаляются.

Во время сражений бывает то же самое, как и во всех случаях насильственной смерти: в первую минуту дух поражен и не верит, что он умер; ему кажется, что он принимает еще участие в сражении, потом он мало-помалу сознает действительность.

547. Духи людей, сражавшихся между собой и павших в бою, считают ли себя врагами после смерти и остаются ли ожесточенными друг против друга?

В подобные минуты дух не бывает хладнокровен; первое время он может ненавидеть своего врага и даже преследовать его; но, когда понятия его прояснились уже, он видит, что вражда его не имеет более цели; но иногда он может сохранить более или менее следы своей ненависти, в зависимости от своего характера.

Обращает ли он еще внимание на сражение?

Да, безусловно.

548. Дух, хладнокровно присутствующий при сражении как зритель, бывает ли свидетелем разлучения души с телом, и как представляется ему это явление?

Смерть редко бывает мгновенна. Большей частью дух, тело которого было поражено смертельно, не сознает своего положения в первое время; когда он начинает приобретать самосознание, тогда только можно заметить духа, движущегося около трупа; это кажется так естественно, что вид мертвого тела не производит никакого неприятного впечатления. Вся жизнь сосредоточивается в духе, и потому он один привлекает внимание, с ним беседуют и им повелевают.

Договоры со злыми духами

549. Справедливо ли сколько-нибудь поверье относительно договоров со злыми духами?

Нет, договоров не бывает, а существует только влечение людей с дурными наклонностями к злым духам. Например: ты хочешь сделать зло своему соседу и не знаешь, как взяться за это. Ты призываешь к себе на помощь низших духов, которые так же, как и ты, жаждут зла и, помогая тебе, делают тебя исполнителем своих замыслов; но из этого не следует, что сосед твой не мог избавиться от них с помощью добрых духов и своей собственной воли. Кто хочет сделать дурной поступок, тот этим самым призывает уже к себе на помощь злых духов. Он должен тогда служить им, как и они служат ему, потому что и они могут нуждаться в нем для совершения зла, к которому стремятся. Вот что можно понимать под договором со злыми духами.

Зависимость, в которой человек находится иногда от злых духов, происходит оттого, что он охотно предается дурным мыслям, внушаемым ими, и вовсе не есть следствие договора с ними. Договор с духами в обыкновенном смысле этого слова есть аллегория, изображающая симпатию дурного человека к злым духам.

550. Что значат фантастические легенды о том, что люди продавали душу свою сатане, чтобы получить от него какую-нибудь услугу?

Все басни заключают в себе назидание и нравственный смысл; вы дурно делаете только, что принимаете их буквально. Это также аллегория, которая может быть объяснена таким образом: тот, кто призывал к себе на помощь духов, чтобы приобрести чрез них богатство или другие земные блага, тот ропщет на Провидение; он отказывается от принятого им служения и от испытаний, которые должен выдержать на земле, и потому в будущей жизни подвергается последствиям своего малодушия. Это не значит, что душа его будет обречена вечно на мучения; но так как, вместо того чтобы отрешаться от материи, он привязывается к ней более и более, то и лишен будет в мире духов радостей духовных до тех пор, пока искупит вины свои новыми испытаниями, может быть, гораздо более тяжелыми, чем прежние. Своей страстью к материальным наслаждениям, он ставит себя в зависимость от нечистых духов – это как бы безмолвный договор с ними, влекущий его к погибели, но который он всегда может уничтожить с помощью добрых духов, если иметь только на то твердую волю.

Оккультная сила. Талисманы. Волшебники

551. Может ли злой человек с помощью злого духа, преданного ему, делать зло своему ближнему?

Нет, Бог не допустит этого.

552. Как объяснить поверье относительно колдовства?

Некоторые люди одарены в сильной степени животным магнетизмом, который могут употреблять во зло, если дух их склонен к этому, и в таком случае им могут помогать другие злые духи, но не верьте в эту мнимую магическую силу, существующую только в воображении людей суеверных, не знающих истинных законов природы. Все факты подобного рода суть факты естественные, но дурно наблюдаемые, и в особенности дурно понимаемые.

553. К чему служат формы и обряды, с помощью коих можно, по мнению некоторых людей, располагать волею духов?

Люди эти смешны, когда верят в действительность этих форм и обрядов, в противном же случае они достойны наказания как обманщики. Все формы составляют исключительную принадлежность фиглярства, нет никаких таинственных слов, никаких кабалистических знаков, никаких талисманов, которые имели бы какое-нибудь влияние на духов, потому что духов привлекает только мысль, а не материальные предметы.

Некоторые духи не диктовали ли иногда сами кабалистических формул?

Да, есть духи, которые указывают вам знаки, странные слова, или же предписывают вам определенные действия для так называемых вами заклинаний, но, будьте уверены, что эти духи насмехаются над вами и употребляют во зло ваше легковерие.

554. Тот, кто вполне верит в силу так называемого талисмана, не может ли привлечь духа потому, что в этом случае действует уже мысль, а талисман есть только наружный знак, дающий мысли определенное направление?

Это правда; но свойства привлекаемого духа зависят от чистоты намерения и возвышенности чувств; и редко случается, чтобы тот, кто достаточно прост и верит в силу талисмана, не имел цели больше материальной, чем нравственной; во всяком случае это доказывает мелочность и слабость ума, которые всегда привлекают несовершенных и насмешливых духов.

555. Что нужно понимать под именем так называемых волшебников?

Те, которых вы называете волшебниками, если только они не шарлатаны, бывают одарены обыкновенно определенными способностями, как, например: силой магнетизма или ясновидением; и ввиду того, что они в таком случае делают вещи, которых вы не понимаете, то вы считаете их одаренными сверхъестественной силой. Не принимали ли часто невежды ваших ученых за волшебников?

Спиритизм и магнетизм служат нам ключом к объяснению множества явлений, на которых невежество основало различные басни, где факты преувеличены воображением. Изучение этих двух предметов, сливающихся, так сказать, в один, показывает нам действительность фактов и истинную их причину; это лучшее предохранительное средство от суеверных понятий, потому что оно доказывает нам – что возможно и что невозможно, что входит в состав законов природы и что составляет лишь смешное поверье.

556. Действительно ли некоторые люди имеют дар исцелять больных простым прикосновением?

Сила магнетизма может простираться и до такой степени, если она сопровождается чистотой чувств и пламенным желанием сделать добро, потому что, в таком случае, добрые духи являются на помощь; но нужно остерегаться рассказов людей, слишком легковерных или слишком увлекающихся, всегда готовых видеть чудеса в вещах самых простых и самых естественных. Нужно остерегаться также рассказов людей, употребляющих в свою пользу легковерие других.

Благословение и проклятие

557. Благословение и проклятие могут ли содействовать счастью или навлекать бедствия на тех, к кому относятся?

Бог не слушает несправедливых проклятий, и тот, кто произносит их, виновен в Его глазах. Так как в мире существует добро и зло, то проклятие может иметь временное влияние даже в материальном отношении, но влияние это бывает только действительно по воле Божией, и в таком случае может увеличивать испытание того, к кому относится. Впрочем, большей частью проклинают злых и благословляют добрых. Благословение и проклятие никогда не могут отклонить Провидения от пути справедливости. Оно поражает проклятого только в таком случае, если он заслуживает этого, и покровительствует тому только, кто достоин Его покровительства.

Далее...

Обновлено (26.05.2019 13:14)

 

Найти на сайте