Главная Временное освобождение души


Спиритизм. Временное освобождение души

Временное освобождение души

Спиритизм. Временное освобождение души

Сон и сновидения

400. Охотно ли остается дух в своей телесной оболочке?

Это все равно, если бы ты спросил, доволен ли узник своим заключением. Воплощенный дух непрестанно жаждет освобождения, и чем грубее оболочка, тем более он желает избавиться от нее.

401. Во время сна отдыхает ли душа так же, как тело?

Нет, дух никогда не бывает в бездействии. Во время сна узы, связывающие его с телом, ослабляются, и так как тело не нуждается в нем, то он пробегает пространства и входит в более непосредственные сношения с другими духами.

402. Как можем мы судить о свободе духа во время сна?

По сновидениям. Поверь, что, когда тело отдыхает, дух пользуется большими способностями, чем во время бодрствования тела; он помнит прошедшее и иногда предвидит будущее; он приобретает больше могущества и может входить в сообщение с другими духами в этом же мире или в другом.

Ты часто говоришь: мне снился сон странный, страшный, но неправдоподобный; ошибаешься, это часто бывает вспоминание мест и предметов, виденных тобой, или которые ты увидишь в другом существовании, или в другое время. Когда тело спит, дух старается расторгнуть свои цепи, погружаясь в прошедшее или будущее.

Бедные люди, как мало понимаете вы самые обыкновенные явления жизни! Вы считаете себя сведущими, а самые пустые вещи затрудняют вас; на вопросы, предлагаемые обыкновенно детьми: что мы делаем, когда спим? Что такое сновидение? Вы не знаете, что отвечать.

Сон отчасти освобождает душу от тела. Человек, засыпая, приходит на время в состояние, сходное с тем, в каком будет постоянно находиться после смерти.

Духи, которые свободно отрешились от материи, имели во время своей телесной жизни разумные сновидения; когда тела их спали, они присоединялись к обществу других высших существ: странствовали, беседовали с ними; приобретали от них познания; и занимались даже делами, которые после смерти своей находили уже оконченными. Это должно также поучать вас не бояться смерти, потому что, как сказал один святой, вы умираете каждый день.

Это относится к духам более развитым; что же касается массы людей, которые после смерти должны долгое время оставаться в смятении и в этой неизвестности, о которой они говорят вам сами, то души их во время сна отправляются или в миры, стоящие ниже земли, куда призывают их прежние привязанности, или же отыскивают удовольствия, более грубые, чем те, которыми они пользуются здесь; они почерпают иногда учения, более низкие, более вредные, чем те, кто проповедуют между вами. И то, что рождает симпатию на земле, есть часто не что иное, как сердечное влечение к тем, с которыми они провели во время сна восемь, девять счастливых часов. Непреодолимая же антипатия к некоторым людям, которых мы никогда не видели на земле, объясняется тем именно, что в нас является внутренне сознание, что эти люди ничего не имеют общего с нами. Тем же объясняется и равнодушие к некоторым людям, потому что, имея уже существа, любящие вас, вы не заботитесь более о приобретении новых друзей. Одним словом, сон имеет более влияния на вашу жизнь, чем вы думаете.

С помощью сна воплощенные духи всегда имеют сношение с миром духов, и поэтому-то высшие духи, без особенного неудовольствия, соглашаются воплощаться между вами. Богу угодно было, чтобы при столкновении их с пороком они могли подкрепляться во время сновидений у источника добра, и чтобы таким образом, явившись в мир для назидания другим, они не пали бы сами.

Сон есть путь, открытый им Богом для сообщения с небесными их друзьями; это – отдых после труда, в ожидании окончательного освобождения, которое должно возвратить их в настоящую их среду.

Сновидение есть вспоминание того, что дух ваш видел во время сна, но заметьте, что не всегда вы видите сны потому, что не всегда или не вполне помните все виденное вами; душа ваша не вполне пользуется своими способностями в это время; у вас часто остается только воспоминание смятения, сопровождающего удаление или возвращение к телу вашей души, и, кроме того, воспоминание о том, что вы делали или что занимает вас наяву; иначе как объясните вы эти бессмысленные сновидения, видимые как самими учеными из вас, так и простыми людьми. Злые духи пользуются также сновидениями, чтобы мучить слабые и легковерные души.

Впрочем, как вы увидите, скоро разовьются у вас нового рода, сновидения; они так же древни, как и обыкновенные, но вы не знакомы с ними. Таковы сновидения Иакова, еврейских пророков и некоторых индийских прорицателей, составляющие воспоминания души, вполне освободившейся от тела, воспоминание этой второй жизни, о которой я сейчас говорил вам.

Старайтесь только различать эти, двоякого рода, сны; иначе вы впадете в противоречия и заблуждения, которые будут гибельны для нашей веры.

Сновидения суть следствия освобождения души, делающейся более независимой чрез временное прекращение деятельной жизни и отношений. Отсюда происходит некоторого рода неопределенное ясновидение, простирающееся в места, самые отдаленные или никогда вами не виданные, а иногда даже и в другие миры. Отсюда происходит также воспоминание, являющееся в памяти, о событиях, совершившихся во время настоящего или предшествовавших существований; необыкновенные изображения всего того, что совершается или совершилось в неизвестных вам мирах, с присоединением к ним предметов вашего действительного мира, остающихся в памяти, производят те непонятные сновидения, которые не имеют, по-видимому, ни смысла, ни связи. Несвязность сновидений объясняется еще пропусками, зависящими от неполного воспоминания о том, что являлось нам во сне. То же самое будет с рассказом, в котором местами будут прерваны целые фразы или части фраз; оставшиеся отрывки, соединенные вместе, потеряют всякий смысл, всякое разумное значение.

403. Почему не всегда помнят сновидения?

То, что ты называешь сном, есть только отдохновение тела, потому что дух всегда деятелен; во время сна он получает некоторую свободу и сообщается с теми, кто дорог ему, как в этом, так и в других мирах; но так как тело состоит из материи тяжелой, грубой, то оно с трудом сохраняет впечатления, полученные духом, потому, что он получил их не через посредство телесных органов.

404. Что думать о значении, приписываемом снам?

Сны несправедливы в том значении, какое приписывают им гадатели, потому что смешно думать, что такой-то сон предвещает то-то. Они истинны в том смысле, что составляют действительность для духа, которая, впрочем, не имеет никакого отношения к тому, что происходит в телесной жизни; часто такой, как мы уже сказали. Сон есть воспоминание, и, наконец, если Бог позволяет, сон может быть предчувствием будущего или сознанием того, что совершается в это время в другом месте, куда переносится душа. Не имеете ли вы примеров, что некоторые лица являются во сне и сообщают своим родным или друзьям о том, что случится с ними? Что же это такое, как не явление души или духа этих особ, сообщающихся с вашей душой? Когда вы убеждаетесь, что виденное вами во сне случилось действительно, то не служит ли это доказательством тому, что воображение не играет здесь никакой роли, в особенности, когда вы об этом вовсе не думали наяву!

405. Часто видят во сне вещи, кажущиеся предчувствием, но которые не исполняются впоследствии. Отчего это происходит?

Они могут исполниться для духа, если не для тела. Дух видит то, что желает видеть, потому что он это встретит. Не следует забывать, что во время сна душа остается более или менее под влиянием материи и что, следовательно, не освобождается совершенно от земных понятий; поэтому заботы вчерашнего дня могут придать сновидению вид того, чего сильно желают или чего боятся; вот что может быть названо действием воображения. Когда бывают заняты какой-нибудь мыслью, то с ней связывают все, что видят во сне.

406. Когда мы видим во сне, что живые люди, которых мы хорошо знаем, делают такие вещи, о которых они вовсе не думают, не есть ли это действие нашего воображения?

Ты говоришь, «о которых они вовсе не думают», можешь ли ты знать это? Как их дух, так и твой могут посещать друг друга, а ты не всегда знаешь мысли своего духа. И притом вы часто приписываете во сне известным вам способам, согласно с вашим желанием, то, что совершилось или совершится с ними в других существованиях.

407. Необходим ли полный сон для временного освобождения духа?

Нет, дух получает свободу во время оцепенения чувств; он пользуется для своего освобождения каждой удобной минутой, доставляемой ему телом. Как только ослабевают жизненные силы, дух освобождается, и чем слабее тело, тем свободнее дух. Так, часто во время дремоты или простого оцепенения чувств являются образы, подобные сновидениям.

408. Нам слышатся иногда слова, явственно произносимые как бы внутри нас и не имеющие никакого отношения к тому, что занимает нас; отчего это происходит?

Да, и даже целые фразы, в особенности, когда чувства начинают приходить в оцепенение. Иногда это – слабый отголосок духа, желающего сообщиться с тобой.

409. Часто в состоянии, которое не есть еще дремота, когда глаза наши закрыты, мы ясно видим разного рода картины и фигуры, со всеми мельчайшими подробностями; видения ли это или действие нашего воображения?

Когда тело приходит в оцепенение, дух старается расторгнуть оковы; он переносится в другое место и видит; если бы сон был полный, то это было бы сновидением.

410. Иногда во время сна или дремоты являются прекрасные, как кажется, мысли, но которые, несмотря на все наши усилия припомнить их изглаживаются из нашей памяти; откуда эти мысли?

Они являются вследствие освобождения духа, который пользуется в это время бóльшими способностями. Часто также они составляют советы других духов.

К чему служат нам эти мысли или эти советы, если мы не помним их и не можем ими воспользоваться?

Мысли эти относятся иногда более к миру духов, чем к миру телесному; но всего чаще, если тело забывает, то дух помнит их, и в необходимую минуту мысли эти снова являются, как бы по вдохновению.

411. Воплощенный дух в минуту временного освобождения своего от материи, когда он действует как дух, знает ли он время своей смерти?

Часто он предчувствует его; иногда даже ясно сознает это время, и сознание это проявляется отчасти после сна и наяву; эта бывает причиной, что некоторые предвидят иногда смерть свою с чрезвычайной точностью.

412. Деятельность духа во время отдыха или сна тела может ли утомлять тело?

Да, потому что дух все-таки связан с телом, как воздушный шар, привязанный к столбу, и подобно тому, как колебания шара потрясают столб, к которому он привязан, так и деятельность духа потрясает тело и может утомить его.

Духовное свидание живых людей

413. Учение о временном освобождении души во время сна заставляет думать, что мы в одно и то же время имеем двоякое существование: существование тела, которое дает нам жизнь, состоящую из внешних отношений, и существование души, дающее нам жизнь духовных отношений; верно ли это?

Во время освобождения души жизнь тела уступает жизни души, но это, собственно говоря, не два существования; это скорее две разновидности одного и того же существования, потому что человек не живет двойной жизнью.

414. Два человека, знакомые между собой, могут ли посещать друг друга во время сна?

Да, и очень многие, считающие себя даже незнакомыми, собираются и беседуют между собой. Ты можешь, нисколько того не подозревая, иметь друзей в другой стране. Посещать во время сна друзей, родных, знакомых, людей, могущих быть для вас полезными – такая обыкновенная вещь, что вы делаете это сами, почти каждую ночь.

415. Какая польза может быть от этих ночных посещений, если их не помнят?

Обыкновенно остается от них какое-то смутное сознание, которое рождает внезапно, по-видимому, являющиеся мысли, но которые в действительности почерпнуты в этих беседах.

416. Может ли человек по своей воле делать эти посещения как дух? Может ли он, например, сказать, засыпая: эту ночь я хочу встретиться как дух с такой-то особой, говорить с ней и сказать ей то-то и то-то?

Вот что при этом бывает: когда человек засыпает, дух пробуждается, и то, что человек решился сделать, не всегда бывает согласно с желанием духа, потому что человеческая жизнь мало интересует духа, когда он освобождается от материи. Это относится, впрочем, к людям, довольно уже развитым, остальные же проводят совсем иначе свое духовное существование во время сна; они предаются своим страстям или остаются в бездействии. Итак, может случиться, что дух посетит тех, кого человек желал посетить перед сном, но одного такого желания недостаточно еще, чтоб дух непременно исполнил его.

417. Несколько воплощенных духов могут ли соединяться таким образом и составлять целые собрания?

Без сомнения; связи дружбы, как прежние, так и новые, соединяют часто таким образом различных духов, которые счастливы тем, что могут быть вместе.

Под словом «прежние» нужно понимать связи дружбы, образовавшиеся во время предшествовавших существований. Пробуждаясь, мы сохраняем внутренним сознанием мысли, которые почерпнули в этих тайных беседах, не зная ничего об их источнике.

418. Человек, считающий одного из своих друзей умершим, может ли с ним встретиться как дух и узнать таким образом, что он жив? Может ли он в таком случае сохранить это сознание и после своего пробуждения?

Как дух он, разумеется, может его видеть и знать его участь; если ему не назначено как испытание верить в смерть своего друга, то у него сохранится предчувствие, что он жив, равно как он может предчувствовать и смерть его.

Оккультная передача мыслей

419. Отчего одна и та же мысль, например, открытие, проявляется во многих местах в одно и то же время?

Мы сказали уже, что во время сна духи сообщаются между собой; итак, когда тело просыпается, дух помнит то, что узнал во время этих бесед; а человеку кажется, что он это придумал сам. Таким образом многие могут открыть одно и то же одновременно. Когда вы говорите, что такая-то идея в воздухе, выражаетесь вернее, чем думаете; каждый содействует ее распространению, не подозревая этого.

Таким образом дух наш открывает часто без нашего ведома другим духам то, что занимало нас наяву.

420. Могут ли воплощенные духи сообщаться, когда тело их вовсе не спит?

Дух не заключен в теле, как в ящике, и потому может сообщаться с другими духами даже наяву, хотя это для него труднее.

421. Отчего у двух не спящих лиц является в одно время одна и та же мысль?

Это два взаимно симпатизирующих духа, которые сообщаются между собой и видят мысли один другого, когда тело не спит.

Между встречающимися духами бывает такое сообщение мыслей, вследствие которого два лица видят и понимают друг друга, не нуждаясь для этого в словах. Они говорят, можно сказать, языком духов.

Летаргия, каталепсия, мнимая смерть

422. Во время летаргии и каталепсии человек видит и слышит вообще все, что происходит вокруг него, но не может обнаружить этого; посредством ли телесных органов доходят до него эти впечатления?

Нет, это сам дух видит и слышит. Дух сознает себя, но не может сообщаться.

Почему он не может сообщаться?

Состояние тела мешает этому; это особенное состояние органов служит вам доказательством, что в человеке есть еще что-то кроме тела, потому что при совершенном бездействии тела дух все-таки действует.

423. Может ли дух во время летаргии совершенно отделиться от тела так, чтобы оно имело все признаки смерти, и потом снова возвратиться к нему?

Во время летаргии тело не умирает, потому что некоторые отправления совершаются; жизненность остается в бездейственном состоянии, как у куколки насекомого, но не уничтожается. Дух же остается соединенным с телом до тех пор, пока оно живет, когда связь эта расторгается действительной смертью, дух совершенно отделяется и уже более не возвращается. Когда тело человека, имеющее все признаки смерти, возвращается к жизни, это значит, что оно не было мертво.

424. Можно ли посредством пособий, вовремя поданных, укрепить связь души с телом, готовую расторгнуться, и возвратить к жизни существо, которое без этой помощи умерло бы окончательно?

Да, без сомнения, и вы каждый день имеете тому доказательство. Магнетизм часто в этом случае бывает сильным средством, потому что он придает телу жизненный ток, которого было в теле недостаточно.

Летаргия и каталепсия основаны на одном и том же начале, состоящем во временной потере чувствительности и движении вследствие особой физиологической причины, до сих пор еще не объясненной; они различаются между собой в том, что в летаргии временное прекращение действий жизненных сил бывает общее и дает телу все видимые признаки смерти; в каталепсии же жизненная деятельность прекращается только в некоторых органах тела, так что разум может свободно проявляться, что и не позволяет смешивать этого состояния со смертью. Летаргия бывает только естественная. Каталепсия же, хотя и настигает человека иногда путем естественным, может быть произведена и искусственно действием магнетизма.

Сомнамбулизм

425. Естественный сомнамбулизм имеет ли что-нибудь общее со сновидениями? И каким образом можно объяснить его?

В сомнамбулизме освобождение души бывает более полное, чем при сновидении, и потому ее способности тогда гораздо больше развиты, она пользуется понятиями, которых не имеет при сновидении, так что последнее состояние можно назвать несовершенным сомнамбулизмом.

В сомнамбулизме дух самостоятелен; материальные органы, находясь как бы в состоянии каталепсии, не принимают внешних впечатлений. Это состояние обнаруживается в особенности во время сна; в это время дух может оставлять тело, которое предается покою, необходимому для материи. Когда явления сомнамбулизма обнаруживаются, то значит, что дух, занятый определенным предметом, предается действию, для которого необходимо участие тела, которое он и употребляет в этом случае подобно тому, как в физических проявлениях употребляются столы, или другие материальные предметы, или даже ваша рука – в письменных сообщениях. Во время сновидений, остающихся в памяти, все органы, а с ними и органы памяти начинают пробуждаться; они принимают тогда внешние впечатления несовершенно и сообщают их в этом виде духу, который, находясь сам в бездейственном состоянии, получает таким образом ощущения, смутные и часто отрывочные, примешивая еще к ним воспоминания как из настоящего, так и из предшествовавших своих существований.

Таким образом легко понять, почему сомнамбулы не помнят ничего, и почему сновидения, остающиеся в памяти, не имеют большей частью никакого смысла. Я говорю большей частью потому, что иногда они бывают следствием точного воспоминания событий предшествовавшей жизни, а иногда даже некоторого рода предчувствием будущего.

426. Сомнамбулизм, называемый магнетическим, имеет ли какое-либо отношение к естественному сомнамбулизму?

Это то же самое состояние, но произведенное только искусственно.

427. Каковы свойства деятеля, называемого животно-магнитным током?

Он есть жизненный ток, оживотворенное электричество, разновидность всемирного тока.

428. Какая причина ясновидения сомнамбул?

Мы сказали уже: это душа видит.

429. Каким образом сомнамбулы видят сквозь непрозрачные тела?

Непрозрачные тела существуют только для ваших грубых органов; не говорили ли мы, что для духа материя не может быть препятствием, потому что он проникает все свободно? Сомнамбула часто говорит вам, что видит лбом, коленом и прочим, потому что вы не понимаете возможности видеть без помощи органов; он сам, вследствие вашего желания, думает, что имеет надобность в органах; но, если бы вы предоставили ему свободу, он понял бы, что видит всеми частями своего тела, или, лучше сказать, видит независимо от тела.

430. Так как ясновидение сомнамбулы есть способность его души или духа, то почему он не все видит и почему часто ошибается?

Во-первых, несовершенным духам не дано все видеть и все знать; ты знаешь, что они не чужды бывают ваших заблуждений и ваших предрассудков, и кроме того, пока связаны с материей, они не пользуются всеми способностями духа. Бог дал эту способность человеку с полезной и серьезной целью, а не для того, чтоб он узнал то, чего не должен знать; вот почему сомнамбулы не могут говорить всего.

431. Откуда являются внутренние понятия сомнамбулы, и каким образом он может говорить с точностью о предметах, неизвестных ему в обыкновенном состоянии и превышающих даже его умственные способности?

Случается, что сомнамбула имеет больше познаний, чем ты предполагаешь в нем, только они не проявляются, потому что оболочка его слишком несовершенна, чтобы он мог припомнить их. Наконец, что такое сомнамбула: такой же, как мы, дух, воплощенный в материю для исполнения своей миссии, и состояние, в которое он приходит, есть пробуждение от этой летаргии. Мы говорили тебе часто, что мы живем телесно несколько раз; с каждой такой переменой дух теряет, по-видимому, то, что он мог узнать в предшествовавшее существование; приходя же в сомнамбулическое усыпление, он, хотя не всегда вполне, но отчасти, припоминает забытое; он знает и не может сказать, откуда у него эти познания и каким образом он приобрел их. По прекращении же этого состояния воспоминания исчезают, и он снова погружается в прежний мрак.

Опыты доказывают, что сомнамбулы получают также откровения других духов, которые сообщают им то, что они должны сказать, и таким образом полностью пополняют недостаток их познаний; это замечается в особенности в медицинских их предписаниях. Дух сомнамбулы видит болезнь, а другой дух указывает ему лекарство от нее. Такое действие другого духа бывает иногда очевидно и обнаруживается часто словами сомнамбулы: мне велят сказать, мне запрещают говорить. В последнем случае всегда бывает опасно настаивать, потому что тогда подают повод вмешиваться в ответы злым духам, которые говорят обо всем, не стесняясь и не заботясь об истине.

432. Как объяснить способности некоторых сомнамбул видеть самые отдаленные места?

Разве душа не переносится во время сна? То же самое бывает и в сомнамбулизме.

433. Большая или меньшая степень ясновидения сомнамбулы зависит ли от его физической организации или же от свойства воплощенного духа?

И от того, и от другого. Есть физические расположения, которые позволяют духу более или менее свободно отделяться от материи.

434. Способности, которыми пользуется сомнамбула, те же ли самые, которыми обладает дух после смерти?

В некоторой степени только, потому что нужно брать в соображение влияние материи, с которой он еще связан.

435. Может ли сомнамбула видеть других духов?

Большая часть сомнамбул видит духов очень хорошо; это зависит от степени и от свойства ясновидения; но иногда они не могут дать себе отчета при начале и принимают духов за телесные существа; это случается в особенности с теми, кто вовсе не знаком со спиритизмом; они не понимают еще сущности духа, это удивляет их, и поэтому они принимают духов за живых людей!

То же самое бывает в минуты смерти с духами, которые считают себя еще живыми. Они не видят вокруг себя никакой перемены, им кажется, что духи имеют такие же тела, как и мы, и даже наружный вид своей полуматериальной оболочки принимают за действительное тело.

436. Сомнамбула, который видит отдаленные места, видит ли с той точки, где находится его теле, или с той, где его душа?

К чему этот вопрос, когда здесь видит душа, а не тело?

437. Так как переносится только душа, то каким образом сомнамбула может испытывать в теле ощущение холода и жара того места, где находится его душа, которая иногда бывает очень далеко от тела?

Душа не совершенно оставила тело; между ними все еще остается связь, соединяющая их. Эта-то связь и служит проводником ощущений. Когда два лица, находящиеся в разных местах, сообщаются посредством электричества, то электричество бывает проводником их мыслей; поэтому они сообщаются между собой, как бы находясь один подле другого.

438. Употребление, какое делает сомнамбула из своей способности, имеет ли влияние на состояние его духа после смерти?

Весьма большое, как и вообще хорошее или дурное употребление всех способностей, данных Богом человеку.

Экстаз

439. Какая разница между экстазом и сомнамбулизмом?

Экстаз – то же, что и сомнамбулизм, только более очищенный; во время экстаза душа бывает еще более независима.

440. Дух человека, находящегося в экстазе, действительно ли проникает в высшие миры?

Да, он их видит и понимает блаженство существ, их населяющих; вот почему он желал бы остаться там, но есть миры, недоступные для духов, недостаточно еще очистившихся.

441. Когда человек в экстазе выражает желание оставить землю, чистосердечно ли говорит он это и не удерживает ли его чувство самосохранения?

Это зависит от степени чистоты духа; если он видит, что будущее положение его лучше настоящей жизни, то делает усилия расторгнуть узы, приковывающие его к земле.

442. Если бы его предоставить самому себе, могла бы его душа окончательно оставить тело?

Да, он может умереть; поэтому ему нужно напоминать все, что может привязать его к земле, и в особенности стараться убедить его, что если он расторгнет оковы, удерживающие его в телесной жизни, то это будет вернейшим средством не достигнуть того блаженства, которое он видит во время экстаза.

443. Есть вещи, которые человек в экстазе, как ему кажется, видит в действительности, и которые, очевидно, рисует его воображение под влиянием земных верований и предрассудков. Итак, не все, что он видит, есть действительность?

Все, что он видит, действительно для него, но так как дух его остается еще под влиянием земных понятий, то он может видеть по-своему или, лучше сказать, выражать на языке, приспособленном к предрассудкам и понятиям, с которыми он вырос, или же к вашим собственным понятиям, чтоб вы лучше поняли его; в этом-то смысле, в особенности, он может заблуждаться.

444. В какой степени можно доверять откровениям экстатика?

Он может очень часто ошибаться, в особенности когда хочет проникнуть то, что должно остаться тайной для человека, потому что в таком случае он или полагается на свои собственные воззрения, или же делается игрушкой низших духов, пользующихся его энтузиазмом, чтоб обмануть его.

445. Какое заключение можно вывести из явлений сомнамбулизма и экстаза, не будет ли это в некотором роде посвящение в таинства будущей жизни?

Лучше сказать, явления эти указывают человеку как прошедшую, так и будущую жизнь. Пусть он изучает эти явления, и он найдет в них объяснение многих тайн, в которые рассудок его напрасно старается проникнуть.

446. Явления сомнамбулизма и экстаза могут ли согласовываться с материализмом?

Тот, кто изучает их добросовестно и без предубеждений, не может быть ни материалистом, ни атеистом.

Двойное зрение

447. Явление, называемое двойным зрением, имеет ли отношение к сновидениям и сомнамбулизму?

В сущности, все это одно и то же; то, что называешь двойным зрением, есть также временное освобождение духа, только при бодрствовании тела. В этом состоянии человек видит душой, а не телом.

448. Способность двойного зрения бывает ли постоянна?

Способность – постоянна, но проявления ее – нет. В мирах, менее материальных, чем ваш, духи освобождаются легче и могут сообщаться друг с другом посредством одних мыслей, не исключая, впрочем, совершенно разговорного языка; таким образом, двойное зрение у большой части из них есть способность постоянная. Их нормальное состояние может быть сравнимо с состоянием ваших ясновидящих сомнамбул, и это – причина, почему они легче сообщаются с вами, чем те, которые воплощены в телах, более грубых.

449. Двойное зрение проявляется ли само собой или же по воле того, кто одарен им?

Большей частью – само собой, но часто и воля здесь играет большую роль. Примером тебе в этом случае могут служить люди, называемые вами предсказателями, из которых некоторые действительно имеют эту способность; ты можешь видеть, что воля их помогает им приходить в такое состояние ясновидения, или, как вы выражаетесь, они делаются духовидцами.

450. Может ли двойное зрение развиваться упражнением?

Да, труд всегда ведет к прогрессу, и мрак, скрывавший многое, мало-помалу рассеивается.

Эта способность зависит ли от физической организации человека?

Без сомнения, организация здесь играет роль; некоторые организации мешают этой способности.

451. Почему двойное зрение бывает как будто бы наследственным в некоторых семействах?

Это происходит от сходства организаций, которое передается, как и другие физические свойства, по наследству, кроме того, способность эта развивается от особого воспитания, переходящего из рода в род.

452. Справедливо ли, что определенные обстоятельства содействуют проявлению способности двойного зрения?

Болезнь, приближение опасности, сильное потрясение могут развить двойное зрение. Тело бывает иногда в особенном состоянии, которое позволяет духу видеть то, что вы не можете видеть телесными глазами.

Времена бедствий, сильные ощущения, все причины, возбуждающие моральную сторону человека, содействуют иногда развитию двойного зрения. Провидение в минуты опасности само как бы дает нам средство отвратить ее. Все секты и все преследуемые общества представляют многочисленные тому примеры.

453. Лица, одаренные способностью двойного зрения, всегда ли сознают это?

Не всегда; для них это – вещь естественная, и многие из них думают, что если бы все были внимательны к себе, то всякий заметил бы в себе эту способность.

454. Можно ли приписать некоторого рода двойному зрению прозорливость людей, которые, не имея ничего необыкновенного, судят о вещах с большей точностью, чем другие?

Душа и здесь пользуется большей свободой и судит правильнее, чем под влиянием материи.

Может ли способность эта в некоторых случаях дать человеку возможность предвидеть будущее?

Да, она порождает также предчувствие, потому что есть несколько степеней этой способности, и одно и то же лицо может обладать всеми степенями или же некоторыми из них.

Теоретический вывод о сомнамбулизме, экстазе и двойном зрении

455. Явления естественного сомнамбулизма проявляются сами собой и не зависят ни от каких внешних известных нам причин; но у некоторых лиц, одаренных особенной организацией, они могут быть производимы искусственно действием животного магнетизма.

Состояние, называемое магнетическим сомнамбулизмом, отличается от естественного сомнамбулизма тем только, что бывает производимо искусственно, тогда как последнее проявляется само собой.

Естественный сомнамбулизм есть факт известный, в существовании которого никто не сомневается, несмотря на все чудесное, представляемое им. Неужели же можно считать неправдоподобным и невозможным магнетический сомнамбулизм потому только, что он производится искусственно, как и многие другие явления? Шарлатаны, говорят, пользуются им как статьей дохода; тем больше причин не оставлять его в таких руках. Когда наука усвоит его себе, шарлатанство будет пользоваться меньшим доверием; а до того времени, ввиду того, что естественный и искусственный сомнамбулизм есть факт, а против факта восставать нельзя – ему верят, несмотря на недоброжелательство некоторых; он входит даже в науку, но различными скрытыми путями, вместо того, чтоб быть принятым явно; настанет же время, когда ученые должны будут дать ему место в ряду наук. Для спиритизма сомнамбулизм не одно только физиологическое явление, он бросает новый свет на психологию, он дает возможность изучить душу, потому что она обнаруживается здесь более открыто; самое характеристическое проявление ее есть ясновидение, независящее от обыкновенных органов зрения. Те, кто оспаривают этот факт, основываются на том, что сомнамбула видит не всегда и по воле магнетизера, как обыкновенными глазами. Можно ли удивляться, что при различных средствах бывают и различные действия?

Благоразумно ли требовать тех действий, когда самого орудия их не существует?

Душа имеет свои свойства так же, как и глаза; о ней нужно судить по ее свойствам, а не сравнивая ее с органами тела.

Причина ясновидения магнетизируемого сомнамбулы и сомнамбулы естественного одна и та же, это – свойство души, способность соприсущая всем частям бесплотного существа, в нас воплощенного, способность, для которой нет других пределов, кроме назначенных для самой души. Сомнамбула видит везде, куда только душа его может переноситься, как бы ни было велико расстояние. На далеком расстоянии сомнамбула видит предметы не с той точки, где находится его тело, как мы видим посредством телескопа, он видит их лицом к лицу, как бы сам находясь на том месте, где и они находятся, потому что душа его действительно туда переносится; вот почему его тело в это время остается как бы лишенным чувств до тех пор, пока душа не возвратится к нему. Такое неполное отделение души от тела есть состояние ненормальное, которое может продолжаться более или менее долгое время, но не может длиться неопределенно долго; вот причина усталости, испытываемой телом по прошествии определенного времени, в особенности, когда душа была очень деятельна.

Так как зрение души или духа не ограничивается некоторой частью его существа, то это объясняет, почему сомнамбулы не могут определить, какими органами они видят; они видят, сами не зная, почему и каким образом. Если они относят это действие к своему телу, то им кажется, что они видят теми органами, в которых сосредоточивается наибольшая жизненная деятельность, то есть мозгом, органами пищеварения или такими органами, которые, по их мнению, служат главной связью между духом и телом. Сила сомнамбулического ясновидения небеспредельна. Дух, даже совершенно свободный, ограничен в своих способностях и познаниях, сообразно со ступенью достигнутого им совершенства; он ограничен еще больше, когда связан с материей, под влиянием которой находится.

Вот причина, по которой сомнамбулическое ясновидение не бывает ни всеобъемлюще, ни непогрешимо. Чем больше уклоняются от истинной цели этих явлений, указываемой самой природой, делая их предметом любопытства и опытов, тем менее могут рассчитывать на непогрешимость ясновидения.

Находясь в более свободном состоянии, дух сомнамбулы сообщается легче с другими воплощенными или невоплощенными духами. Это сообщение совершается посредством соприкосновения токов, составляющих их духовное тело и служащих проводниками мыслей, подобно электрической проволоке. Поэтому для сомнамбулы не нужно, чтобы мысль была выражена словами: он чувствует и отгадывает ее; вот что делает его чрезвычайно впечатлительным и подчиняющимся нравственной атмосфере, его окружающей. Поэтому многочисленное стечение зрителей, в особенности любопытных и более или менее недоброжелательных, вредит развитию его способностей, которые как бы сосредоточиваются сами в себе; они проявляются только в симпатизирующей ему среде.

Присутствие лиц недоброжелательных или антипатичных производит на него такое же действие, как прикосновение руки к растению «не тронь меня».

Сомнамбула видит в одно и то же время и собственный свой дух, и свое тело; это, так сказать, два существа, предоставляющие ему двоякую жизнь; духовную и телесную, которые между тем смешиваются друг с другом с помощью уз, их соединяющих. Сомнамбула не всегда может дать себе отчет в этом положении, и эта двойственность делает то, что он часто говорит о себе, как о постороннем лице; в таких случаях телесное существо иногда обращается со своими словами к духовному существу, а иногда духовное – к телесному. Дух приобретает новые познания и опытность с каждым телесным существованием. Он забывает их отчасти во время своего воплощения в слишком грубую материю, но помнит их, как дух. Благодаря этому свойству некоторые сомнамбулы обнаруживают познания, превышающие их образование и даже известные нам их умственные способности.

Итак, низкая степень умственного развития и недостаток познаний сомнамбулы, в нормальном его состоянии, не могут дать понятия о познаниях, какие он может обнаружить во время сомнамбулического ясновидения. В зависимости от обстоятельств и цели предлагаемых вопросов, он может почерпнуть такого рода сведения или в своей собственной опытности и ясности взгляда на вещи, или же в советах, получаемых им от других духов. Но, так как его собственный дух может быть более или менее развит, то он и может говорить вещи, более или менее справедливые. В явлениях сомнамбулизма как естественного, так и магнетического, Провидение дает неопровержимое доказательство существования и независимости души, и дозволяет нам наслаждаться дивным явлением ее освобождения; этим Оно открывает пред нами книгу судеб. Если сомнамбула описывает то, что происходит в отдаленном месте, то, очевидно, он видит это и видит, разумеется, не телесными глазами; он видит и чувствует, что сам переносится туда и, так как там присутствует нечто из его существа, а это нечто не есть тело, остающееся на месте, то оно ничем другим быть не может, как только его душой или духом.

И в то время, когда человек теряется в отвлеченных и непонятных рассуждениях метафизики, отыскивая причину нашего морального существования. Бог ежедневно дает ему самые простые средства для изучения опытной психологии.

Экстаз есть состояние, в котором независимость души и тела обнаруживается видимым образом и делается как бы осязаемой.

В сновидениях и сомнамбулизме душа блуждает в телесных мирах; в экстазе же она проникает в неизвестный мир, в мир бесплотных духов, с которыми она вступает в сообщение, не переходя, впрочем, определенных пределов, за которое она не может переступить, не расторгнув совершенно уз, связывающих ее с телом. Новое блестящее состояние открывается перед ней; гармония, неизвестная на земле, очаровывает ее, и невыразимое блаженство проникает все существо ее, она предвкушает небесные радости, она, можно сказать, становится на порог вечности.

В состоянии экстаза влияние тела почти уничтожается; в нем остается, так сказать, одна только органическая жизнь; и связь души с телом до того ослабевает, что при малейшем новом усилии связь эта может расторгнуться навсегда.

В этом состоянии все земные мысли исчезают, уступая место ощущениям чистым, составляющим принадлежность нашего нематериального существа.

Предавшись всецело этому дивному созерцанию, экстатик смотрит на жизнь, как на кратковременную стоянку; для него все радости и страдания, все блага и бедствия земли – не что иное, как незначительное приключение в пути, который он нетерпеливо желает окончить.

С экстатиками бывает то же, что и с сомнамбулами: их ясновидение может быть более или менее совершенно, и собственный дух их, в зависимости от степени его развития, бывает так же более или менее способен знать и понимать окружающее его. У них часто бывает более восторженности, чем истинного ясновидения, или, лучше сказать, восторженность мешает их ясновидению; вот почему откровение их часто представляет смешение истин с заблуждениями, высокого с бессмысленным и даже смешным. Низшие духи часто пользуются этой восторженностью, которая бывает причиной слабости, если не умеют ею управлять, чтобы овладеть экстатиком, и с этой целью обманывают его ложными видениями, которые поддерживают в нем его земные понятия и предрассудки. Такого рода опасности действительно могут иногда подвергнуться экстатики, но наше дело судить хладнокровно и взвешивать их откровения на весах разума.

Временное освобождение души обнаруживается иногда во время бодрствования тела и представляет явление, называемое двойным зрением, которое дает тому, кто одарен им, способность видеть, слышать, чувствовать вне пределов наших чувств. Он видит не находящиеся вблизи него предметы везде, куда проникает его душа, он видит помимо обыкновенного зрения и как бы через посредство миража. В то время, когда обнаруживается явление двойного зрения, физическое состояние значительно изменяется; в глазах его выражается что-то неопределенное, он смотрит и не видит, на лице его отражается какая-то восторженность.

Утверждают, что органы зрения в этом не участвуют, потому что видения являются даже в случае повреждения глаза.

Эта способность кажется тем, которые ее имеют, такой же естественной, как в обыкновенное зрение, она составляет как бы принадлежность их существования, не имеющую в себе ничего особенного.

Забвение следует большею частью за этим временным ясновидением, которое, теряя мало-помалу свою ясность, наконец, вовсе исчезает из памяти.

Степень ясновидения изменяется, начиная от смутного только ощущения и доходя до ясного и точного сознания всего присутствующего и отсутствующего. В самом начале своего проявления способность эта дает человеку сноровку, прозорливость, некоторого рода уверенность в своих поступках, которую можно бы назвать верность нравственного взгляда. Более развитая способность эта возбуждает предчувствия; при еще большем развитии она открывает события, совершившиеся или готовые совершиться.

Естественный и искусственный сомнамбулизм, экстаз и двойное зрение составляют разновидности одной и той же причины; эти явления, равно как и сновидения, – совершенно естественны, и потому они существовали во все времена; история говорит нам, что они были известны и даже употреблялись как статья дохода в самой глубокой древности; они служат объяснением множества фактов, на которые, благодаря предрассудкам, смотрели, как на нечто сверхъестественное.

Далее...

Обновлено (20.05.2019 16:33)

 

Найти на сайте