Главная Закон о труде


Спиритизм. Закон о труде

Закон о труде

Спиритизм. Закон о труде

Необходимость труда

674. Необходимость труда есть ли закон природы?

Труд уже потому есть закон природы, что он необходим: образование же побуждает человека еще к большему труду, потому что увеличивает его потребности.

675. Под словом «труд» следует ли понимать одни только материальные занятия?

Нет; дух так же трудится, как и тело. Всякое полезное занятие есть труд.

676. Почему труд вменен в обязанность человеку?

Труд составляет необходимое последствие его телесной природы. Он служит ему искуплением и в то же время средством усовершенствовать свой разум. Без труда разум человека оставался бы в состоянии детства; вот почему он должен приобретать себе пищу, безопасность и благосостояние собственным трудом и деятельностью. У кого же тело слишком слабо для труда, тому Бог дает разум, чтобы заменить этот недостаток; но это будет также труд.

677. Почему природа заботится сама обо всех нуждах животных?

Все трудится в природе; животные трудятся так же, как и ты; но труд их, как и разум, ограничивается одними заботами о самосохранении, вот почему труд их не ведет к прогрессу, тогда как у человека он имеет двоякое назначение: сохранять тело и развивать его мысли, что также необходимо и, сверх того, возвышает его понятия.

Когда я говорю, что труд животных ограничивается одними заботами о самосохранении, то понимаю под этим цель, какую они сами имеют при этом труде; но они, удовлетворяя своим материальным нуждам, в то же время, хотя и бессознательно, содействуют исполнению намерений Творца, и таким образом труд их споспешествует также конечной цели природы, хотя непосредственно его влияния вы часто не замечаете.

678. В мирах более совершенных также ли необходим труд для человека?

Труд всегда соответствует нуждам человека; чем нужды менее материальны, тем менее материален и труд; но не думай поэтому, что человек оставался бы в бездействии и не приносил бы пользы; праздность была бы для него мучением, а не блаженством.

679. Человек, обладающий всем необходимым для своего существования, освобождается ли от труда?

Он может быть освобожден от труда материального, но не от обязанности быть полезным сообразно своим средствам и развивать свой разум, или разум других, что также есть труд. Если человек, которого Бог наделил благами, достаточными для того, чтобы обеспечить его существование, и не имеет нужды добывать себе хлеба в поте лица, но, тем не менее, он обязан быть полезным своим ближним уже потому, что обеспеченное положение дает ему больше возможности делать добро.

680. Разве нет людей, которые вовсе не могут трудиться и существование которых бесполезно?

Бог справедлив; Он обвиняет только того, кто бесполезен добровольно, потому что такой человек живет за счет труда других. Бог хочет, чтобы каждый был полезен сообразно со своими способностями (643).

681. По закону природы обязаны ли дети трудиться для родителей?

Без сомнения, точно так же, как и родители должны трудиться для своих детей; Богу угодно было, чтобы взаимная любовь родителей и детей была чувством естественным и чтобы она побуждала членов одного семейства помогать друг другу; но эти обязанности часто забываются в вашем современном обществе (205).

Пределы труда, отдых

682. Так как отдых необходим после труда, то не составляет ли он также закона природы?

Без сомнения, отдых служит к восстановлению телесных сил; он необходим также для того, чтобы давать разуму некоторую свободу возвышаться над материей.

683. Как обозначить пределы труда?

Пределом силы; впрочем, Бог предоставляет свободу человеку.

684. Что думать о тех, кто, употребляя во зло свою власть, налагают на своих подчиненных слишком тяжелую работу?

Это один из самых дурных поступков. Человек, пользующийся властью, ответствует за всякое излишество труда, налагаемого им на своих подчиненных, потому что он нарушает этим закон Божий (273).

685. Имеет ли право человек на отдых во время своей старости?

Да, он обязан трудиться, но не сверх своих сил.

Что же делать старику, который не имеет уже сил, а между тем должен трудиться для поддержания своего существования?

Сильный должен трудиться для слабого; человеку одинокому общество должно заменить собой семью: это закон милосердия.

Недостаточно еще сказать человеку, что он должен трудиться; нужно еще, чтобы тот, существование коего должно зависеть от собственного труда, нашел себе работу, а это не всегда бывает.

Когда недостаток в работе делается всеобщим, то настает бедствие, не уступающее голоду. Экономическая наука ищет в этом случае пособия в равновесии производства с потреблением; но такое равновесие, если бы оно и было возможно, все-таки по временам может нарушаться, рабочий же класс не менее того должен будет жить и в такие промежутки времени. Для такого уравновешивания есть средство, на которое не обращают достаточного внимания и без которого экономическая науку всегда будет только одной теорией, средство это – воспитание и притом нравственное; но ни в каком случае не книжное, а состоящее в искусстве образовывать характеры и сообщать полезные привычки, потому что воспитание есть совокупность приобретаемых привычек.

Когда подумаешь о массе людей, увлекаемых ежедневно потоком общественной жизни, не имеющих ни правил, ни образования и предоставленных произволу враждебных наклонностей, то перестаешь удивляться гибельным последствиям такого порядка вещей. Когда поймут и применят к делу такого рода воспитание, тогда человек будет вносить с собой в общественную жизнь привычку к порядку и предусмотрительность относительно себя и ближних, а также и к уважению всего достойного уважения; а такая привычка дает ему возможность с терпением переносить неизбежные превратности судьбы. Беспорядок и непредусмотрительность – такие общественные недуги, которые могут быть извлечены только правильно понимаемым воспитанием; в нем сосредоточиваются начало и действительное основание общественного благосостояния.

Далее...

Обновлено (18.06.2019 02:44)

 

Найти на сайте