Главная Закон общественный


Спиритизм. Закон общественный

Закон общественный

Спиритизм. Закон общественный

Необходимость общественной жизни

766. Согласна ли с законом природы общественная жизнь?

Без сомнения. Бог сотворил человека для того, чтобы он жил в обществе. Он не без цели дал человеку дар слова и другие способности, необходимые для общественной жизни.

767. Противно ли закону природы совершенное уединение?

Да, потому что человек ищет общества инстинктивно, и что все люди должны содействовать прогрессу, взаимно помогая друг другу.

768. Человек, стремясь к общественной жизни, повинуется ли только своему личному чувству, или же к этому чувству примешивается более общая цель, указанная Провидением?

Человек должен совершенствоваться; но один он этого сделать не может, потому что не имеет всех способностей, посредством общественных связей люди, так сказать, дополняют друг друга и тем обеспечивают свое благосостояние и продвигаются вперед: и так как они нуждаются друг в друге, следовательно, сотворены для общественной жизни, а не для уединенной.

Жизнь уединенная. Обет молчания

769. Понятно, что общественная жизнь должна существовать в природе как общее правило; но так как в то же время существуют и всевозможные наклонности и вкусы, то почему склонность к совершенному уединению будет достойна порицания, если человек вполне ею удовлетворен?

Такого рода удовлетворение эгоизма. Есть же люди, которые находят удовлетворение в пьянстве, но одобришь ли ты их? Богу не может быть приятна жизнь, не приносящая никому пользы.

770. Что думать о людях, которые живут в совершенном затворе для того, чтобы избежать опасного столкновения с миром?

Это двойной эгоизм.

Но если это уединение имеет целью искупление и сопровождается тягостными лишениями, то не имеет ли оно тогда заслуги?

Сделать больше добра, чем сделано зла, – лучшее искупление. Избегая одного зла, он впадает в другое, потому что забывает закон любви и милосердия.

771. Что думать о людях, которые удаляются от мира с тем, чтобы помогать несчастным?

Эти люди, смиряясь, возвышают себя. Заслуга их двойная: они становятся выше материальных наслаждений и делают добро, исполняя тем закон о труде.

А что думать о тех, кто в уединении ищут спокойствия, необходимого для исполнения некоторых работ?

Это уже не есть уединение, основанное на эгоизме, они не отделяют себя от общества, потому что трудятся для него.

772. Что думать об обете молчания, предписываемом некоторыми сектами с самой глубокой древности?

Спросите лучше: свойственен ли человеку дар слова и для чего он получил его от Бога? Бог осуждает злоупотребление, а не пользование способностями, Им дарованными. Впрочем, молчание полезно, потому что в молчании ты сосредоточиваешь больше свои мысли; дух твой делается свободнее и может входить в общение с нами; но обет молчания – чистая нелепость. Без сомнения, те, кто смотрят на это добровольное лишение, как на добродетель, имеют хорошее намерение; но они ошибаются, потому что недостаточно понимают законы Бога.

Обет совершенного молчания, равно как и обет уединения, лишает человека общественных отношений, которые могут доставить ему случаи делать добро и исполнять закон прогресса.

Семейные связи

773. Почему у животных родители и дети не узнают друг друга, как только последние перестают нуждаться в заботливости первых?

Животные живут материальную жизнь, а не моральную. Нежность матери к ребенку имеет основанием инстинкт сохранения существ, которым она дала жизнь? Как только эти существа становятся способны сами удовлетворять свои нужды, обязанность матери прекращается, природа не требует от нее ничего больше; вот почему она оставляет детей, чтобы заняться вновь родившимися.

774. Из того, что животные оставляют детей своих, некоторые заключают, что семейные связи у человека не составляют закона природы, а вытекают из общественных нравов? Как должно рассматривать это?

Человек имеет совсем другое назначение; зачем желать во всем уподобляться животным? У него, кроме физических нужд, есть еще потребность совершенствоваться; общественные связи необходимы для прогресса, а семейные связи скрепляют связи общественные; вот почему семейные связи составляют закон природы. Богу угодно было, чтобы люди научились чрез них любить друг друга, как братья (205).

775. Какие были бы последствия для общества от уничтожения семейных связей?

Усиление эгоизма.

Далее...

Обновлено (06.07.2019 14:17)

 

Найти на сайте