Главная Жизнь духов


Спиритизм. Жизнь духов

Жизнь духов

Спиритизм. Жизнь духов

Блуждающие духи

223. Душа после разлучения с телом тотчас же ли воплощается снова?

Иногда тотчас, но чаще всего по истечении более или менее продолжительного времени. В высших мирах перевоплощение совершается почти всегда тотчас же; так как материя тела менее груба, то воплощенный дух пользуется там почти всеми способностями духа: его нормальное состояние сходно с состоянием ваших ясновидящих сомнамбул.

224. Что же делается с душой в промежутке воплощений?

Она пребывает блуждающим духом, который жаждет нового назначения: она ждет.

Как долго может продолжаться блуждающее состояние духа?

От нескольких часов до нескольких тысячелетий. Впрочем, собственно говоря, нет определенных пределов для блуждающего состояния; оно может продолжаться очень долго, но никогда не бывает вечно. Дух рано или поздно находит возможность снова начать существование, которое служило бы ему очищением предшествовавших существований.

Эта продолжительность времени подчинена воле духа или может быть назначена как искупление?

Она зависит от его свободной воли. Духи действуют всегда сознательно, но для некоторых такая продолжительность времени может быть наказанием, назначенным самим Богом; иные просят о продлении блуждающего состояния, чтобы приобрести те познания, которые приобретаются не иначе, как в состоянии духа.

225. Блуждающее состояние не есть ли признак низшего развития духов?

Нет, потому что блуждающие духи бывают всевозможных степеней. Воплощение есть состояние временное, как мы уже сказали, в своем нормальном состоянии дух не связан с материей.

226. Можно ли сказать, что все духи, не воплощенные, находятся в блуждающем состоянии?

Да, но только те, которые должны перевоплотиться; чистые же духи, достигшие уже совершенства, не могут быть названы блуждающими, их состояние уже окончательно определено.

По внутренним своим качествам духи относятся к различным разрядам или степеням, которые они проходят последовательно по мере своего очищения. По состоянию же своему они могут быть воплощенные, то есть соединенные с телом; блуждающие, или освободившиеся от материального тела и ожидающие нового воплощения, чтобы улучшиться; чистые духи, то есть совершенные и не нуждающиеся уже в воплощении.

227. Каким образом просвещаются духи; они, разумеется, достигают этого не так, как мы?

Они изучают свое прошедшее и ищут средство возвыситься. Они видят, наблюдают, что происходит в местах, посещаемых ими; слушают разговоры людей просвещенных и суждения высших духов, и все это рождает у них идеи, которых они не имели прежде.

228. Сохраняют ли духи некоторые человеческие страсти?

Высшие духи, расставаясь с телом, оставляют дурные склонности и сохраняют только склонность к добру; у низших же духов многие страсти остаются, иначе они бы относились к первому разряду.

229. Почему духи, оставляя землю, не оставляют на ней всех своих низких страстей, видя дурные последствия их?

Есть на земле много людей чрезвычайно завистливых; думаешь ли ты, что как только они оставят этот мир, то освободятся от этого недостатка? После смерти тех, в особенности, которые были преданы сильным страстям, остается некоторого рода атмосфера, окружающая их и сохраняющая все эти дурные склонности, потому что дух не вполне освобожден еще; по временам только бывает видима истина, как бы для указания пути добра.

230. Улучшается ли дух во время своего блуждающего состояния?

Он может значительно улучшиться, что зависит всегда от его воли и желания; но только во время телесного существования может он приложить к делу новые идеи, им приобретенные.

231. Блуждающие духи счастливы или несчастны?

Более или менее, в зависимости от их достоинства, они страдают от страстей, сохраненных ими, или же блаженствуют, в зависимости от того, в какой степени они чужды материальности. В блуждающем состоянии дух видит, чего недостает ему, чтобы быть счастливым; тогда он приискивает средства, чтобы достигнуть этого; но не всегда по его желанию позволяется ему перевоплощаться, и тогда это – уже наказание.

232. Могут ли духи в блуждающем состоянии посещать все миры?

Не всегда. Когда дух оставит тело, то он через это еще не совершенно освобождается от материи и принадлежит еще к миру, в котором жил или к другому миру такого же развития, если только не улучшился во время своей жизни, что и составляет цель, к которой он должен стремиться, без чего он никогда не усовершенствуется. Впрочем, он может посещать некоторые высшие миры, но он бывает там как чужой; он как бы издали видит их, и это рождает в нем желание улучшиться; чтобы сделаться достойным блаженства, которым наслаждаются в этих мирах, и иметь, наконец, возможность жить в них.

233. Очистившиеся духи посещают ли низшие миры?

Они посещают их часто, чтобы действовать их прогрессу, без чего эти миры оставались бы предоставленными самим себе, без всяких руководителей.

Переходные миры

234. Существуют ли, как говорят, миры, служащие блуждающим духам местами отдохновения?

Да, есть миры, особенно назначенные для блуждающих духов. Миры, в которых они могут жить временно; некоторого рода лагеря, места для отдыха во время слишком продолжительного блуждающего состояния, всегда отчасти тягостного. Это положение среднее между положениями других миров, разделенное притом на разряды, сообразные с природой духов, могущих посещать их. В этих мирах духи пользуются большим или меньшим благосостоянием.

Духи, живущие в этих мирах, могут ли по произволу оставлять их?

Да, духи, живущие в этих мирах, могут оставлять их и улетать куда им нужно. Они подобны перелетным птицам, севшим отдохнуть на каком-либо острове, пока соберут новые силы, чтобы отправиться на место назначения.

235. Улучшаются ли духи во время своего пребывания в переходных мирах?

Без сомнения, духи, собирающиеся таким образом, соединяются с целью просветиться, скорее получить позволение посещать лучшие места и достигнуть положения избранных духов.

236. Переходные миры навсегда ли назначены для пребывания блуждающих духов?

Нет, это только временное положение их.

Обитаемы ли они в то же время телесными существами?

Нет, поверхность их бесплодна. Живущие на них не нуждаются ни в чем.

Постоянна ли эта бесплодность и не зависит ли она от особенного свойства миров?

Нет, они бесплодны, потому что находятся в переходном состоянии.

В таком случае эти миры должны быть лишены красот природы?

Природа высказывается там в красотах беспредельности, которые достойны удивления не менее так называемых вами красот природы.

Так как состояние этих миров переходное, то будет ли наша земля когда-нибудь в таком состоянии?

Она была уже.

В какое время?

Во время своего образования.

В природе нет ничего бесполезного, все имеет свою цель, свое назначение, нет пустого пространства, все обитаемо, жизнь проявляется повсюду. Таким образом в продолжение длинного ряда веков, прошедших прежде появления человека на Земле, во время этих медленных периодов преобразования, подтвержденных геологическими слоями, прежде даже образования органических существ, на этой безобразной массе, в этом бесплодном хаосе, в котором все элементы были смешаны, не было отсутствия жизни; существа, не имевшие ни наших нужд, ни наших физических ощущений, находили там убежище. Бог хотел, чтобы даже в этом несовершенном состоянии миры служили для чего-нибудь. Кто же осмелится сказать, что между этими миллиардами миров, вращающимися в пространстве, только наш мир, один из самых меньших, теряющийся в беспредельном числе других миров, имеет исключительное преимущество быть населенным живыми существами. К чему служили бы остальные миры? Неужели Бог сотворил их для того только, чтобы пленять наши взоры? Предположение бессмысленное, не совместимое с премудростью, проявляющееся во всем Его творении, и которого нельзя допустить, если подумать о мирах невидимых для нас. Никто не будет оспаривать, что идея о мирах, несвойственных еще для материальной жизни и населенных между тем живыми существами, соответствующими этой среде, заключает в себе что-то великое, возвышенное, могущее, может быть, решить не одну задачу.

Понятия, ощущения и страдания духов

237. Душа, возвратившись в мир духов, сохраняет ли еще понятия, которые имела во время своей телесной жизни?

Да и много новых, которых прежде не имела, потому что тело, как завеса, скрывала их. Разум есть свойство духа, проявляющееся свободнее, когда нет более препятствий.

238. Безграничны ли понятия и познания духов, одним словом, все ли они знают?

Чем более они приближаются к совершенству, тем более знают; высшие духи знают многое; низшие же духи, более или менее, несведущи.

239. Знают ли духи начало вещей?

В зависимости от их развития и чистоты; низшие духи знают не более людей.

240. Духи так же ли понимают продолжительность времени, как и мы?

Нет, и вот почему вы не всегда понимаете их, когда дело касается определения чисел и эпох.

Духи живут вне времени, понимаемого вами; время для них, так сказать, не существует; и века, столь продолжительные для вас, в их глазах – мгновения, исчезающие в вечности, подобно тому, как неровности почвы исчезают для того, кто поднимается в пространстве.

241. Имеют ли духи более точное понятие о настоящем времени, чем мы?

Подобно тому как имеющий зрение яснее составляет себе понятие о предметах, чем слепой, духи видят то, чего вы не видите и, следовательно, судят не так, как вы, но все-таки это зависит от их развития.

242. Каким образом духи знают прошедшее, и беспредельно ли для них знание это?

Прошедшее, когда мы занимаемся им, для нас то же, что и настоящее, точно так же, как для тебя воспоминание о том, что поразило тебя во время твоего изгнания. Только мы, не имея материальной завесы, помрачающей твой разум, помним вещи, которые исчезают из твоей памяти; но не все прошедшее известно духам: во-первых, их сотворение.

243. Знают ли духи будущее?

Это также зависит от степени совершенства; иногда они предвидят его, только не всегда позволено им открывать его, когда они его видят, оно кажется им настоящим. Дух видит будущее тем яснее, чем ближе приближается к Богу. После смерти душа видит и обнимает одним взором свои прошедшие существования, но не может видеть того, что готовит ей Бог, для этого нужно, чтобы она, после многочисленных существований, была вся в Боге.

Духи, достигшие абсолютного совершенства, вполне ли знают будущее?

Вполне нельзя сказать, потому что только Бог – один верховный Владыка всего, и никто не может с Ним сравняться.

244. Видят ли духи Бога?

Одни высшие духи видят и понимают Бога; низшие же только чувствуют и предугадывают Его.

Когда низший дух говорит, что Бог запрещает или позволяет ему что-нибудь, каким образом знает он это?

Он не видит Бога, но чувствует Его владычество и когда что-нибудь не должно быть сделано или сказано им, он чувствует как бы внушение, или невидимое предуведомление, запрещающее ему делать это. Не имеете ли вы сами иногда предчувствий, которые служат вам как бы тайным предуведомлением – не делать чего-нибудь? То же самое бывает и с нами, только в высшей степени, потому что, как ты хорошо понимаешь, существо духа менее грубо, чем ваше, и, следовательно, более способно принимать Божественные предуведомления.

Повеление Божие передается ли ему прямо Самим Богом или чрез посредство других духов?

Оно не передается ему Самим Богом; чтобы входить в общения с Ним, нужно быть достойным этого. Бог сообщает ему Свои повеления через духов, стоящих по своему совершенству выше него.

245. Зрение у духов так же ли сосредоточено в одном определенном месте, как и у телесных существ?

Нет, оно находится во всем существе их.

246. Имеют ли духи надобность в свете для того, чтобы видеть?

Они видят существом своим и не нуждаются во внешнем свете, для них нет мрака, исключая того, в котором они могут находиться в виде искупления.

247. Должны ли духи переноситься для того, чтобы видеть на двух различных точках? Могут ли они, например, видеть одновременно на обоих полушариях Земли?

Так как дух переносится с быстротой мысли, то можно сказать, что он видит везде в одно время; мысль его, подобно лучам света, может направляться в одно и то же время во многие места, но способность эта зависит от его чистоты; чем менее он чист, тем более ограничено зрение его, одни только высшие духи могут обнимать взором вдруг несколько мест. Способность видеть у духов есть свойство, присущее их природе и проявляющееся во всем существе их, подобно тому, как свет проявляется во всех частях светящегося тела; это некоторого рода ясновидение, простирающееся повсюду, охватывающее одновременно пространство, время и предметы, для которых нет ни мрака, ни материальных преград. Понятно, что иначе и быть не может; у человека зрение обусловливается органом, претерпевающим действие света, без которого он остается в темноте. У духа же способность видеть есть свойство всего его существа, независимое от всякого внешнего деятеля, а следовательно, совершенно независимое и от света (см. Вездесущность, п. 92).

248. Видит ли дух так же ясно предметы, как мы?

Яснее, потому что его зрение проникает в то, что недоступно вам; и ничто не препятствует ему.

249. Слышит ли дух звуки?

Да, и притом такие еще, которые недоступны для вашего слуха.

Способность слышать находится ли во всем существе его, так же как и способность видеть?

Все ощущения суть свойства духа и составляют принадлежность его существа; когда он облечен в материальное тело, они доходят до него не иначе, как через органы, но в свободном состоянии они проявляются во всем его существе.

250. Так как ощущения суть свойства самого духа, то может ли он избегать их?

Дух видит и слышит только то, что хочет, это говорится вообще и в особенности в высших духах, потому что духи несовершенные, часто против своего желания, слышат и видят то, что может быть полезно для их улучшения.

251. Сочувствуют ли духи музыке?

Ты хочешь сказать о своей музыке? Что значит она в сравнении с музыкой небесной? С этой гармонией, о которой ничто не может дать вам понятия на земле? Последняя относится к первой, как пение дикаря к вашей правильной мелодии. Впрочем, духи, не чуждые еще материальности, могут испытывать некоторое удовольствие, слушая вашу музыку, потому что им не дано еще понимать музыку более совершенную. Музыка имеет для духов особенную прелесть, вследствие чрезвычайно развитой их чувствительности, я говорю о музыке небесной, которая заключает в себе все, что воображение духа может представить самого прекрасного, самого сладостного.

252. Сочувствуют ли духи красотам природы?

Красота природы небесных тел столь разнообразна, что вы далеко не знаете ее; да, духи сочувствуют ей, в зависимости от способности своей оценить и понять ее, для высших духов понятна красота, пред которой исчезают, так сказать, красоты частей.

253. Испытывают ли духи наши физические нужды и страдания?

Они знают их, потому что сами испытывали их, но не испытывают их материально, подобно вам: они духи.

254. Испытывают ли духи усталость и нуждаются ли в отдохновении?

Они не могут ощущать усталости в том смысле, как вы понимаете ее и, следовательно, не нуждаются в вашем телесном отдохновении, потому что они не имеют органов, силы которых должны быть восстановляемы; но дух отдыхает в том смысле, что он не постоянно находится в деятельности; он не действует материальным образом; все действия его суть действия ума, а потому и отдыхает он морально; то есть бывает время, когда мысль его перестает быть деятельной и не направляется к известному предмету; это действительный отдых, но который не может быть сравним с отдыхом тела. Степень усталости, испытываемой духами, соответствует недостаточности их развития, потому что чем более развиты они, тем менее нуждаются в отдыхе.

255. Когда дух говорит, что он страдает, какого рода страдания он испытывает?

Страдания моральные, которые мучат его гораздо больше, чем страдания физические.

256. Отчего в таком случае некоторые духи жаловались, что страдают от холода или жары?

Это воспоминание того, что они испытывали во время жизни, столь же тягостное иногда, как и действительные страдания. Часто это служит сравнением, посредством которого, за неимением другого средства, они выражают свое положение. Когда они вспоминают о своем теле, то испытывают известного рода ощущение, подобно тому, как человек, сбросив с себя шинель, чувствует еще некоторое время впечатление ее тяжести.

Теоретический вывод об ощущениях духов

257. Тело есть орудие страдания, это если не первая, то по крайней мере непосредственная их причина. Душа сознает эти страдания: такое сознание есть следствие страданий. Воспоминание о них, сохраняемое душой, может быть очень тягостно, но не может производить физического действия. В самом деле, ни холод, ни жара не могут разрушить вещества души, душа не может ни замерзнуть, ни сгореть. Не видим ли мы каждый день, что вспоминание или опасение физических страданий производит такое же действие, как и действительность, и даже причиняет смерть?

Известно, что после ампутации чувствуется еще некоторое время боль в отнятом уже члене. Очевидно, отрезанный член не может быть местом страдания; мозг сохранил впечатление боли, вот и все. Можно думать, что и страдания духа после смерти отчасти сходны с приведенными нами примерами, более точное изучение духовного тела, играющего столь важную роль во всех явлениях духовного мира, видимые и осязаемые появления духов, состояние духов в минуту смерти, часто случающееся убеждение его, что он жив еще, поразительные рассказы самоубийц, казненных людей, погрязших в материальных наслаждениях, и множество других фактов, бросили новый свет на этот вопрос и доставили нам объяснения, вкратце здесь нами излагаемые.

Духовное тело есть связь, соединяющая дух с материей тела, оно почерпается в окружающей среде из всемирного тока; оно имеет нечто общее с электричеством, с магнитным током и отчасти с инертной материей. Можно сказать, что оно есть сущность материи; оно составляет начало жизни, но не умственной, а органической; умственная жизнь заключается в самом духе. Кроме того, оно есть деятель внешних ощущений. В материальном теле ощущения эти сосредоточиваются в органах, служащих им проводниками. По разрушении же тела ощущения делаются общи. Вот почему дух не говорит, что он чувствует боль в голове или ногах. Впрочем, нужно остерегаться смешивать ощущения свободного духовного тела с ощущениями тела материального; мы можем сравнивать их только, а не говорить о них, как об ощущениях тождественных. Освободившись от тела, дух может страдать, но страдания эти не то, что страдания телесные: однако же страдания эти не исключительно моральные, как, например, угрызение совести, потому что дух жалуется на холод и на жар; он не страдает зимой больше, чем летом; мы видели духов, проходивших сквозь пламя без всякой боли; следовательно, температура не производит на них впечатления. Итак, боль, ощущаемая ими, не есть, собственно говоря, физическая боль, это неясное внутреннее ощущение духа, в котором он часто сам себе не может дать настоящего отчета, потому именно, что боль не имеет определенного места и не производится внешними деятелями: это, скорее, воспоминание, чем действительность, но воспоминание, во всяком случае, тягостное. Впрочем, иногда это бывает больше, чем воспоминание, как мы сейчас увидим.

Наблюдения доказывают нам, что в минуту смерти духовное тело освобождается от тела материального более или менее медленно; в первые минуты дух не сознает своего положения, он не считает себя мертвым, он чувствует, что живет, видит свое тело, знает, что оно принадлежит ему, и не понимает, каким образом он с ним разлучился. Это состояние продолжается до тех пор, пока существует связь между телом материальным и телом духовным. Один самоубийца сказал нам: нет, я не умер, но прибавил: а между тем я чувствую, как черви точат меня. Очевидно, что черви не могли точить духовного тела и еще менее самого духа, они точили только материальное тело, но так как духовное тело не совершенно отделилось от тела материального, то в первом отражалось как будто ощущение того, что делалось со вторым. Выражение это не совсем точно, оно дает слишком материальное понятие о явлении; скорее можно сказать, что вид того, что делалось с телом материальным, от которого тело духовное не совершенно еще отделилось, производил в нем обман чувств, принимаемый им за действительность. Итак, это было не воспоминание, потому что во время жизни его не точили черви; это было действительно ощущение. Из этого мы видим, какие заключения можно выводить из фактов, если только наблюдать их внимательно. Во время жизни материальное тело принимает внешние впечатления и передает их духу посредством тела духовного, которое и составляет, вероятно, то, что называют нервным током. Когда материальное тело умерло, оно не чувствует ничего, потому что в нем нет уже ни духа, ни духовного тела. Духовное тело, освободившись от тела материального, испытывает ощущения, но так как они доходят до него не посредством определенных органов, то и бывают повсеместны.

Так как духовное тело служит в этом случае только проводником, то если бы оно могло существовать без духа, то не чувствовало бы ничего, как и мертвое материальное тело; равно и дух, если бы не имел духовного тела, был бы нечувствителен к тягостным ощущениям, как это бывает с духами, совершенно очистившимися. Мы знаем, что чем больше дух очищается, тем эфирнее делается его духовное дело; из этого следует, что материальные влияния уменьшаются по мере усовершенствования духа, то есть по мере того как духовное тело делается менее грубо.

Но, скажут, может быть, что и приятные ощущения передаются духу духовным телом, так же, как и неприятные; следовательно, если чистый дух нечувствителен к одним, то должен быть нечувствителен и к другим. Да, без сомнения, но нечувствителен к тем, которые происходят от материальных влияний, нам известных; звук наших инструментов, запах наших цветов не производят на них никакого впечатления; а между тем, у него есть свои ощущения, о неизъяснимой прелести которых мы не можем составить себе никакого понятия, потому что в этом отношении мы-то же, что слепой относительно света; мы знаем, что это существует, но каким образом? Здесь прекращаются наши познания. Мы знаем, что дух понимает, чувствует, слышит, видит, что эти способности суть свойства всего существа его, а не частей существа, как у человека; но каким образом, то есть посредством чего, все это делается? Вот что нам вовсе не известно. Сами духи не могут нам объяснить этого, потому что язык наш неспособен выражать понятия нам чуждые, подобно тому, как язык дикарей не имеет терминов для определения наших искусств, наук и философских учений.

Говоря, что духи нечувствительны к нашим материальным впечатлениям, мы имели в виду высших духов, эфирная оболочка которых не имеет ничего общего с низшими мирами. Эта не может относиться к тем, духовное тело которых более грубо; они чувствуют наши звуки и запах, но не частью своего существа, как во время их телесной жизни. Можно сказать, что волнообразные колебания частиц ощущаются во всем существе их и передаются духу, подобно тому, как в материальном теле передаются мозгу, хотя и не совершенно одинаковым образом, и даже, может быть, с впечатлением другого рода, что и производит изменения самого ощущения. Они слышат звук нашего голоса, а между тем понимают нас и без слов, читая наши мысли; сказанное нами здесь подтверждается тем, что эта проницательность духов соответствует степени их развития. Что же касается их зрения, то оно совершенно независимо от нашего света. Способность видеть есть существенное свойство души; для нее нет мрака, но кругозор ее увеличивается по мере возвышения самой души. Итак, душа или дух имеет в себе самом способность всех ощущений, во время телесной жизни они ослабляются грубостью наших органов; в загробной же жизни ослабление это уменьшается по мере того, как полуматериальная оболочка, то есть духовное тело, делается эфирнее.

Эта оболочка, почерпаемая в окружающей среде, изменяется сообразно с природой миров. Переходя из одного мира в другой, духи переменяют оболочку, подобно тому, как мы переменяем одежду, переходя от зимы к лету или от полюса к экватору. Самые возвышенные духи, посещая нас, облекаются в земное духовное тело, и тогда ощущения совершаются у них так же, как и у обыкновенных духов; но все они, как высшие, так и низшие, слышат и чувствуют только то, что хотят. Хотя они и не имеют органов чувств, но могут по произволу испытывать ощущения или нет, они только принуждены бывают слышать советы добрых духов. Зрение их всегда в действии, но они могут делаться невидимыми друг для друга. В зависимости от разряда, занимаемого ими, они могут скрываться от духов низших, но не от тех, которые стоят выше их. В первые минуты после смерти зрение духа бывает смутно и неясно; оно проясняется по мере того, как расторгается связь духа с телом, и может быть так же ясно, как во время телесной жизни, с той только разницей, что проникают сквозь тела, непрозрачные для нас. Что же касается способности проникать зрением в беспредельное пространство, а равно в будущее и прошедшее, то дух обладает ей сообразно со степенью его чистоты и совершенства.

Вся эта теория, скажут некоторые, нисколько не успокаивает человека. Мы думали, что, однажды освободившись от нашей грубой оболочки – орудия наших страданий, мы не будем страдать более, а вы говорите нам противное; так или иначе, а все же мы будем испытывать страдания. Увы! Мы действительно можем еще страдать и долго и много, но можем также и не страдать вовсе, даже немедленно после нашего настоящего существования.

Земные страдания иногда не зависят от нас, но многие из них бывают следствием нашей воли. Обратите внимание на причины страданий, и вы увидите, что большую их часть можно было бы отстранить. Сколько бедствий, сколько болезней происходит от невоздержанности, гордости и других страстей наших. Многих несчастий избежал бы тот человек, который жил бы всегда воздержанно, ничего не употреблял бы во зло и был бы умерен в своих желаниях. То же самое можно сказать и о духе; страдания, испытываемые им, всегда бывают следствием образа его жизни на земле; он, разумеется, не будет иметь ни подагры, ни ревматизма, но у него будут другие страдания, не менее тягостные.

Мы видели, что страдания эти зависят от связи, существующей еще между ним и материей; что чем более он чужд влияния материи, тем менее испытывает тяжелых ощущений; но от него самого зависит освободиться от этого влияния, начиная даже с настоящей жизни; он пользуется свободной волей и, следовательно, сам избирает, что ему делать; пусть он обуздывает свои животные страсти, не имеет ни ненависти, ни зависти, ни ревности, ни гордости; пусть не подчиняется эгоизму; украсит душу свою добрыми чувствами; пусть делает добро, не привязывается к земным вещам более, чем они стоят того, тогда даже под своей земной оболочкой он уже будет чист, свободен от влияния материи и когда расстанется с этой оболочкой, то не будет более подлежать ее влиянию. Физические страдания, испытанные им, не оставят в нем никаких тяжелых воспоминаний, потому что они действовали на тело, а не на дух; он будет счастлив, что он избавился от них, и спокойствие совести освободит его от всякого морального страдания.

Мы знаем об этом от тысячи духов, относящихся ко всевозможным классам общества и испытывавших всевозможные общественные положения; мы изучали их во все периоды их духовной жизни, начиная с первой минуты по разлучении их с телом; мы постоянно следили за ними в их замогильной жизни с целью наблюдать изменения, совершающиеся в них самих, в их идеях, в их ощущениях, и в этом отношении люди самые простые нередко были для нас драгоценными предметами для изучения. Мы всегда замечали, что страдания духов бывают сообразны с их поведением, последствия которого они испытывают на себе, и что это новое существование бывает источником невыразимого блаженства для тех, кто шли путем добра; следовательно, те, кто страдают, сами виноваты в этом и могут негодовать только на самих себя как в этом мире, так и загробном.

Выбор испытания

258. Знает ли дух в блуждающем состоянии, прежде вступления в новое телесное существование, и предвидит ли то, что должно случиться с ним во время жизни?

Он сам выбирает род испытаний, которые желает выдержать, и в этом-то и состоит его свободная воля.

Итак, бедствия жизни нельзя считать наказаниями, налагаемыми на него самим Богом?

Ничто не делается без позволенья Божия, потому что Им учреждены все законы, управляющие Вселенной. Спросите же у Него, почему он сделал так, а не иначе. Предоставив духу свободный выбор, Он возлагает этим на него всю ответственность за его поступки и за все последствия их; ничто не лишает его будущности; он может идти путем добра так же, как и путем зла. Но если он падет, ему остается утешение, что не все еще кончилось для него, что Бог, по Своей благости, предоставляет ему право снова начать то, что было сделано им дурно. Впрочем, нужно различать действия воли Божией от действия воли человека. Если опасность угрожает вам, то она создана не вами, а Богом, но подвергаетесь ей вы по своей воле, потому что видите в ней средство к вашему улучшению, и Бог позволяет вам это.

259. Если дух имеет право выбирать испытания, то не следует ли из этого, что все бедствия, испытываемые нами в жизни, были избраны и предвидены нами?

Все – нельзя сказать, потому что это не значит, что вы избрали и предвидели все, что случится с вами в мире до малейшей подробности; вы избрали род испытаний, частности же бывают следствием положения и часто ваших собственных действий. Если дух захотел, например, родиться между злодеями, то он знал, каким искушениям подвергнется, но не знал всех поступков, какие совершит; поступки эти будут зависеть от его свободной воли. Дух знает, что если он выбирает определенный путь, ему будут предстоять известного рода борения; следовательно, он знает, какого рода неприятности он встретит, но не знает, в чем именно они будут состоять. Подробности эти зависят от обстоятельств. Только великие события, имеющие влияния на его судьбу, могут быть предвидены им. Если ты изберешь негладкую дорогу, то знаешь, что должен быть осторожен, потому что легко можешь упасть, но не знаешь, в каком месте упадешь, и может случиться, что не упадешь вовсе, если будешь идти осторожно. Если тебе упадет на голову черепица, когда будешь проходить по улице, то не думай, что это случилось, как говорят обыкновенно, по назначению.

260. Каким образом дух может пожелать родиться между людьми дурной жизни?

Нужно же, чтобы он послан был в среду, в которой мог бы подвергнуться испытанию, избранному им. Чтобы бороться со склонностью к грабежу, он должен жить с людьми, которые занимаются грабежом.

Если бы на земле не было людей дурной жизни, мог ли бы дух найти на ней среду, необходимую для определенных испытаний?

Разве на это можно было бы жаловаться? Так бывает в высших мирах, где зло не существует, а потому там обитают только добрые духи. Старайтесь, чтобы и на вашей Земле было то же самое.

261. Прежде чем достигнуть совершенства, должен ли дух выдерживать всевозможного рода испытания, должен ли встретить все обстоятельства, которые могут возбудить в нем гордость, зависть, скупость, чувственность и пр.?

Без сомнения, нет, так как вы знаете, что есть духи, которые с самого начала избирают путь, освобождающий их от многих испытаний; но тот, кто идет дурным путем, подвергается всем опасностям этого пути. Дух может, например, просить богатства и просьба его может быть исполнена; тогда, в зависимости от его характера, он может сделаться скупым или расточительным, эгоистом или великодушным, или же предаться всевозможным чувственным наслаждениям, но это не значит, что он непременно должен иметь все эти склонности.

262. Каким образом дух, будучи с начала своего существования простым, несведущим и неопытным, может избрать себе телесное существование и отвечать за этот выбор?

Внимая его неопытности, Бог указывает ему путь, которым он должен идти, подобно тому, как ты указываешь его ребенку от самой колыбели. Но по мере того как его свободная воля развивается, Бог мало-помалу представляет ему самому выбор, и тогда, если он не слушает советов добрых духов, он сбивается с пути добра – вот что можно назвать падением человека.

Когда дух пользуется свободной волей, то выбор телесного существования всегда ли зависит исключительно от него, или существование это может быть предписано ему Самим Богом как искупление?

Бог ждет: Он не ускоряет искупления; впрочем, Он может предписать духу некоторое существование, когда дух по своему низкому развитию или своим дурным склонностям не в состоянии понять, что именно полезно для него, и когда Бог видит, что существование это, служа для духа искуплением, может содействовать его очищению и развитию.

263. Дух тотчас ли после смерти избирает новое существование?

Нет, многие верят в вечность мучений; вам было сказано уже, что это служит часто наказанием.

264. Чем руководствуется дух при выборе испытаний, которые он должен выдержать?

Он выбирает те, что, в зависимости от свойства его поступков, могут служить для него искуплением, и ускорить его развитие. Поэтому они могут избирать жизнь, исполненную бедствий и лишений, чтобы выдержать ее с мужеством; другие могут желать испытать себя искушениями богатства и могущества, столь опасными для человека по дурному употреблению, которое можно из них сделать, и по страстям, развитию которых они способствуют; некоторые, наконец, хотят испытать себя в борьбе с окружающим их пороком.

265. Если некоторые духи избирают порочную среду как испытание, то есть ли такие, которые избирают ее вследствие симпатий и желания жить в среде согласной с их склонностями, или же для того, чтобы иметь возможность предаваться материально-чувственным наслаждениям?

Есть действительно, но это бывает с теми только, у которых моральная сторона мало еще развита; испытание приходит само собой, и они подвергаются ему гораздо дольше. Рано или поздно они поймут, что удовлетворение животных страстей имеет для них гибельные последствия, продолжительность которых будет казаться им бесконечной; и Бог может оставить их в этом состоянии до тех пор, пока они, поняв свою вину, станут сами просить средств искупить ее полезными для них испытаниями.

266. Не естественно ли кажется избирать испытания наименее тягостные?

Для вас – да; для духа – нет; когда он освобожден от материи, обман чувств прекращается, и он думает иначе.

Человек на земле, находясь под влиянием плотских идей, видит в испытаниях своих только тягостную сторону; вот почему ему кажется естественным избрать такие испытания, которые, по его понятию, могут соединяться с материальными наслаждениями; но во время духовной жизни он сравнивает эти грубые и материальные удовольствия с невозмутимым блаженством, которое предвидит, и тогда что значат для него временные страдания? Итак, дух может выбрать испытание самое тяжелое, в надежде скорее достигнуть лучшего состояния, подобно тому, как больной часто выбирает лекарство самое неприятное, чтобы скорее выздороветь. Кто хочет прославить имя свое открытием неизвестной страны, тот не избирает пути, усеянного цветами; он знает опасности, которым подвергается, но знает также и славу, ожидающую его, если он в этом успеет. Учение о свободном выборе наших существований и испытаний, которым должны подвергнуться, перестает казаться странным, если обратить внимание на то, что духи, освободившись от материи, смотрят на вещи не так, как мы.

Они обращают внимание на цель более важную для них, чем мимолетные земные удовольствия; после каждого существования они видят шаг, сделанный ими вперед, и понимают, чего недостает им для достижения совершенства: вот почему они добровольно подвергаются всем превратностям телесной жизни и сами просят испытаний, которые скорее могли бы привести их к цели. Итак, неудивительно, что дух не избирает существований наиболее спокойных для него. По своему несовершенству он не может наслаждаться жизнью без горестей, он предвидит ее только, и чтобы достигнуть ее, он ищет средств улучшиться. Не имеем ли мы каждый день перед глазами примеров подобного выбора? Человек, трудящийся без отдыха в течение долгого времени для того, чтобы впоследствии жить в изобилии, не так же ли точно утешает себя надеждой на лучшую будущность? Воин, вызывающийся на опасное предприятие, путешественник, рискующий всем для пользы науки или богатства, не представляют ли также добровольного выбора испытаний, которые должны доставить им честь или выгоды? Чему не подвергается человек для славы и интересов своих? Нельзя достигнуть высшего общественного положения в науке, искусствах, промышленности иначе, как пройдя ряд низших положений, которые суть те же испытания. Жизнь человеческая таким образом есть снимок с жизни духов; мы видим в ней в малом виде те же превратности. Если же мы во время жизни избираем часто самые тяжелые испытания для достижения высшей цели, то почему дух, который видит дальше нас и для которого телесная жизнь есть временное состояние, не может избрать существования тягостного и трудного, когда оно должно привести его к вечному блаженству?

Те, кто говорят, что если человек имеет право выбирать существование, то он выберет себе положение царя или миллионера, походят на близоруких, которые видят только то, к чему прикасаются, или на лакомых детей, которые на вопрос «Какое существование предпочитают?» – отвечают «Пирожника или кондитера». Так, путешественник, находясь в долине, покрытой туманом, не видит конца своего пути: достигнув же вершины горы, он обнимает взором как весь пройденный, так и предстоящий ему путь; он видит свою цель и препятствия, которые должен преодолеть, и потому вернее может рассчитывать средство для достижения этой цели. Воплощенный дух походит на странника, находящегося у подошвы горы; освободившись же от уз земных, он видит ясно, как человек, взошедший на вершину горы. Цель странника – отдых после усталости; цель духа – верховное блаженство после бедствий и испытаний. Все духи говорят, что, в блуждающем состоянии, они разыскивают, изучают, наблюдают, чтобы сделать выбор. Не видим ли мы подобного примера и в телесной жизни? Не ищем ли мы часто целые годы карьеры, которую избираем добровольно, потому что считаем ее более выгодной для себя? Если нам не удается одна, мы ищем другой. Каждая карьера, принятая нами, есть фазис, период жизни. Не думаешь ли ты каждый день о том, что будешь делать завтра? Но что же такое различные телесные существования духа, как не фазисы, периоды, дни его духовной жизни, которая, как мы знаем, есть его нормальная жизнь, потому что жизнь телесная есть только временное состояние духа.

267. Может ли дух сделать свой выбор во время телесного существования?

Желание его может иметь влияние, эта зависит от намерения; но когда он будет духом, он может смотреть на вещи совсем иначе. Только дух может сделать этот выбор; но, снова повторяю, он может сделать его и во время материальной жизни, потому что бывают минуты, когда дух делается независим от материи, в которую воплощен.

Многие желают величия и богатства, но, вероятно, эти желания не обусловливаются искуплением или испытанием?

Без сомнения, желание это зависит от влияния материи. Если же желает этого дух, то, несомненно, для того, чтобы узнать все превратности, неразлучные с величием и богатством.

268. Должен ли дух постоянно подвергаться испытаниям, пока не достигнет совершенной чистоты?

Да, но эти испытания не таковы, как вы понимаете их. Вы называете испытаниями материальные действия; дух же, достигнув определенной степени развития, хотя и не совершен еще, не подвергается им более; но у него есть всегда обязанности, помогающие ему усовершенствоваться и не имеющие ничего тягостного для него, как, например, помогать другим достигать совершенства.

269. Может ли дух ошибиться в действительности выбираемых испытаний?

Он может выбрать испытания, превышающие его силы, и тогда падает; может так же избрать испытание бесполезное для него, как, например, жизнь праздную и не приносящую пользы, но в таком случае, возвратившись в мир духов, он замечает, что ничего не выиграл, и просит позволения вознаградить потерянное время.

270. Отчего зависят призвания некоторых лиц и стремления их избрать одну карьеру скорее, чем другую?

Мне кажется, что вы сами можете ответить на этот вопрос. Не есть ли это следствие всего сказанного нами о выборе испытаний и о прогрессе, совершившемся в предшествовавшее существование.

271. Каким образом дух, изучая во время блуждающего своего состояния различные положения, могущие содействовать его усовершенствованию, надеется достигнуть этого усовершенствования, рождаясь, например, между дикарями?

Между дикарями рождаются духи, которые по склонностям своим сходны с ними или стоят ниже их, а не такие, которые достигли уже некоторого развития.

Мы знаем, что наши дикари не стоят еще на самой низкой ступени лестницы, и что есть миры, где невежество и жестокость не могут сравниться ни с чем на Земле. Эти духи стоят ниже самых низких жителей нашего мира; и явиться им между нашими дикарями есть прогресс для них, подобно тому, как для наших дикарей будет прогрессом занимать у нас должность, заставляющую их проливать кровь. Если они не стремятся выше, то оттого, что их низкое моральное развитие не позволяет им понять более полного усовершенствования. Дух может подвигаться вперед только постепенно, он не может перейти вдруг пространство, отделяющее варварство от просвещения, и в этом-то мы видим необходимость перевоплощения, вполне согласующегося с правосудием Божиим; иначе, что делалось бы с этими миллионами существ, умирающих каждый день в самом низком нравственном состоянии, если б они не имели средств достигнуть совершенства? Почему Бог лишил бы их милостей, дарованных другим людям?

272. Духи, переходя из низшего мира на землю или от народа вовсе не развитого, как наши дикари, могут ли родиться между нашими образованными народами?

Да, но некоторые из них заблуждаются, желая подняться очень высоко: тогда они бывают между вами не на своем месте, потому что склонности их не согласуются с вашими.

Эти существа представляют нам печальное зрелище дикой жестокости среди просвещения; возвращаясь потом к дикарям, они не унизятся чрез это, они займут только свое место и, может быть, выиграют даже от этого.

273. Человек, принадлежавший к образованному племени, может ли в виде искупления воплотиться между дикарями?

Да, но это зависит оттого, какого рода искупление ему нужно. Господин, жестокий к своим невольникам, может, в свою очередь, родиться невольником и сам претерпит дурное обращение своего господина. Тот, кто повелевал, может в новом существовании повиноваться тому самому, кто склонялся пред его волей. Если он во зло употреблял свою власть, то это – искупление, назначенное ему Самим Богом. Добрый дух может также избрать существование между необразованными народами, чтобы содействовать их развитию, и тогда это – миссия.

Замогильные отношения

274. Так как есть различные разряды духов, то существует ли между ними иерархия власти и подчиняются ли низшие духи высшим?

Да, духи имеют власть одни над другими, соответствующую их превосходству, которая обнаруживается непреодолимым нравственным влиянием.

Низшие духи могут ли уклоняться от повиновения высшим?

Я сказал: влияние их непреодолимо.

275. Могущество и уважение, которым пользовался человек на земле, дают ли ему преимущество в мире духов?

Нет, потому что там смиренные возвысятся, а сильные будут унижены. Читай псалмы.

Как должны мы понимать это возвышение и унижение?

Разве ты не знаешь, что духи относятся к различным разрядам, в зависимости от их заслуг? Итак, сильный земли может быть в последнем разряде духов, между тем как слуга его будет в первом. Понимаешь ли ты это? Не сказал ли Иисус: всякий унижающий себя возвысится, а возвышающий себя унижен будет?

276. Тот, кто на земле был знатным, а в мире духов относится к низшим разрядам, испытывает ли унижение?

Часто очень большое, в особенности, если он был горд и завистлив.

277. Солдат, который после сражения находит своего генерала в мире духов, признает его старшим?

Титул ничего не значит, действительное превосходство составляет все.

278. Духи, относящиеся к различным разрядам, находятся ли вместе?

И да, и нет, то есть они видят друг друга, но отличаются одни от других. Они удаляются друг от друга или сходятся вместе, в зависимости от чувств, которые они питают друг к другу, как это бывает и между вами. Это целый мир, и ваш мир – не более, как смутное отражение его. Духи, относящиеся к одному разряду, соединяются вследствие некоторого рода сродства и составляют группы или свойства духов, руководимые симпатией и одной общей целью; добрых духов связывает желание делать добро, злых – желание делать зло; стыд за прошедшие проступки и потребность находиться между подобными им существами.

Так, в большом городе люди всевозможных сословий и положений видят друг друга и встречаются, нисколько не смешиваясь между собой; взаимное сходство образовывает общество; порок и добродетель сталкиваются, не мешая друг другу.

279. Все ли духи имеют доступ одни к другим?

Добрые духи бывают везде, и это необходимо для того, чтобы они могли иметь влияние на злых, но места, обитаемые добрыми духами, недоступны для духов несовершенных, чтобы они не могли нарушать там спокойствия своими низкими страстями.

286. Какого рода отношения существуют между добрыми и злыми духами?

Добрые духи стараются побеждать дурные склонности злых духов, чтобы помогать их возвышению; это их миссия.

231. Почему низшие духи находят удовольствие склонять нас к злу?

Из зависти, так как сами недостойны быть между добрыми. Они стараются мешать, сколько возможно, духам еще неопытным достигать верховного блаженства; им хочется, чтобы и другие испытывали то же, что испытывают они сами. Не видите ли вы того же между вами?

282. Каким образом духи сообщаются между собой?

Они видят и понимают друг друга; слово есть материальный звук: это отражение духа. Всемирный ток служит для их постоянного общения; он есть проводник их мыслей, как воздух есть проводник ваших звуков; он, как всемирный телеграф, соединяет все миры и позволяет таким образом духам передавать мысли свои из одного мира в другой.

281. Духи могут ли взаимно скрывать свои мысли; могут ли скрываться друг от друга?

Нет, для них все открыто, в особенности когда они совершенны, они могут удаляться, но все-таки видят один другого. Это, впрочем, не есть общее правило, потому что некоторые духи могут делаться невидимыми для других духов, если находят это полезным.

284. Каким образом духи, не имея тела, могут сохранять индивидуальность и отличаться от других существ, их окружающих?

Они сохраняют индивидуальность, благодаря духовному своему телу, которое для них то же, что материальное тело для человека.

285. Духи, вместе жившие на земле, помнят ли это? Сын узнает ли своего отца, друг – своего друга?

Да, и так из поколения в поколение.

Каким образом люди, знакомые на земле, узнают друг друга в мире духов?

Мы видим нашу прошедшую жизнь и читаем в ней, как в книге; видя все прошедшее, наших друзей и наших врагов, мы видим и переход их от жизни к смерти.

286. Душа, оставляя свое мертвое тело, тотчас ли видит родных и друзей своих, перешедших прежде нее в мир духов?

Тотчас, нельзя сказать, потому что, как мы сказали, ей нужно некоторое время, чтобы сознать свое положение и сбросить с себя материальный покров.

287. Как встречают душу при ее возвращении в мир духов?

Душу праведника – как любимого, давно ожидаемого брата; душу злодея – как существо, которое презирают.

288. Какое ощущение испытывают нечистые духи при виде злого духа, возвращающегося к ним?

Злые духи бывают довольны, когда видят существа, подобные себе и, так же как они, лишенные бесконечного блаженства.

289. Наши родители и друзья встречают ли нас, когда мы оставляем землю?

Да, они встречают душу, которой симпатизируют; они приветствуют ее как бы с окончанием путешествия, если она избежала опасностей, с ним сопряженных, и помогают ей освободиться от телесных уз. Для добрых духов – награда, когда те, кто были привязаны к ним, встречают их; между тем как оскверненный преступлениями остается один или бывает окружен подобными ему: это наказание.

290. Родные и друзья всегда ли бывают вместе после смерти?

Это зависит от их развития и от пути, избранного ими для усовершенствования; если один из них более развит и скорее подвигается вперед, они не могут оставаться вместе; они могут видеться иногда, но соединятся навсегда только тогда, когда будут идти рядом или достигнут одинаковой степени совершенства. Кроме того, лишение возможности видеть своих родных или друзей бывает иногда наказание для духа.

Симпатические и антипатические отношения духов

291. Кроме общей симпатии, зависящей от сходства, имеют ли духи между собой особенные привязанности?

Да, так же как и люди, но связь, соединяющая духов, крепче, когда они не имеют тела, потому что она не подвергается уже непостоянству страстей.

292. Бывает ли ненависть между духами?

Ненависть бывает только между нечистыми духами, они-то и внушают вам вражду и раздоры.

293. Два существа, бывшие во взаимной вражде на земле, сохраняют ли неприязнь один к другому в мире духов?

Нет, они поймут, что ненависть есть чувство пустое и бессмысленное. Одни только несовершенные духи сохраняют некоторого рода злобу до тех пор, пока очистятся. Если их разделял материальный интерес, они не будут думать об этом, как только освободятся от материальности. Если между ними нет антипатии, то с уничтожением причины раздора они могут встретиться с удовольствием.

Так два ученика, достигши зрелого возраста, сознают ничтожность своих детских ссор и примиряются совершенно.

294. Вспоминание неприятностей, взаимно делаемых людьми, может ли быть препятствием их симпатии в мире духов?

Да, оно побуждает их удаляться друг от друга.

295. Какое чувство испытывают после смерти те, которым мы делаем зло на земле?

Если это добрые духи – они вас прощают при раскаянии с вашей стороны. Если же злые – то могут сохранить к вам неприязнь, и даже иногда преследовать вас в другом существовании. Бог может допустить это – как наказание.

296. Личные привязанности духов могут ли изменяться?

Нет, потому что они не могут ошибаться; они не имеют уже маски, под которой скрываются лицемеры; вот почему привязанности их не изменяются, когда они чисты. Любовь, соединяющая их, есть для них источник верховного блаженства.

297. Привязанность, существовавшая между двумя лицами на земле, всегда ли продолжается в мире духов?

Да, без сомнения, если она основана была на истинной симпатии; но если физические причины были основанием ее, то она прекращается вместе с этими причинами. Взаимные привязанности в мире духов гораздо прочнее, чем на земле, потому что они не зависят ни от материальных интересов, ни от самолюбия.

298. Души, которые должны соединиться, предназначены ли к этому с начала своего существования, и имеет ли каждый из нас где-нибудь во Вселенной свою половину, с которой он будет некогда неизбежно соединен?

Нет, между двумя душами не бывает особенной, неизбежной связи. Связь существует между всеми духами, но в различной степени, в зависимости от разряда, занимаемого ими, то есть, в зависимости от достигнутого ими совершенства: чем совершеннее они, тем связь их сильнее. От несогласия рождаются все бедствия человечества; от согласия же зависит полное счастье.

299. В каком смысле нужно понимать слово половина, употребляемое некоторыми духами для обозначения духов, взаимно симпатизирующих?

Выражение неточное. Если бы дух был половиною другого, то, отделившись от него, он был бы существом неполным.

300. Два духа, совершенно симпатизирующие друг другу, соединившись однажды, остаются ли соединенными на целую вечность, или же могут расстаться и соединиться с другими духами?

Все духи соединены между собой; я говорю это о достигших уже совершенства. В низших же сферах, когда дух продвигается вперед, то не имеет уже прежней симпатии к тем, которые остались на низшей степени развития.

301. Два взаимно симпатизирующие духа служат ли дополнением один другому, или же симпатия эта есть результат совершенного их тождества?

Симпатия, привлекающая одного духа к другому, есть результат совершенного согласования их склонностей; если бы один служил дополнением другому, то каждый из них терял бы свою индивидуальность.

302. Тождество, необходимое для полной симпатии духов, выражается ли только сходством мыслей и чувств, или еще и одинаковостью приобретенных познаний?

В одинаковости степени развития.

303. Духи, не симпатизирующие друг другу в настоящее время, могут ли взаимно симпатизировать позднее?

Да, это будет со всеми. Итак, дух, находящийся в настоящее время в какой-либо низшей сфере, усовершенствуясь, достигнет сферы, где находится другой высший дух. Они могут встретиться скорее, если дух более совершенный, перенося дурно свои испытания, задержится на некоторое время в одном состоянии.

Взаимная симпатия двух духов может ли прекратиться?

Без сомнения, если один из них будет ленив.

Теория о вечных половинах есть аллегорическое изображение связи двух взаимно симпатизирующих духов; выражение это, принятое даже в обыкновенном языке, не следует принимать буквально. Духи, употреблявшие его, не относятся, разумеется, к самым высшим разрядам; круг понятия их ограничен, и они могли передать мысль свою в выражениях, которые употребили бы во время своей телесной жизни; итак, нужно отбросить идею, что два духа, созданные один для другого, должны некогда соединиться неизбежно на целую вечность после более или менее продолжительной разлуки.

Воспоминание о телесном существовании

304. Помнит ли дух свое телесное существование?

Да, то есть, прожив несколько раз как человек, он помнит, кем он был, и, уверяю тебя, нередко с улыбкой сожаления вспоминает о своем прошедшем.

Подобно тому, как человек, достигши зрелого возраста, смеется над шалостями своей юности или над ребячеством своего детства.

305. Тотчас ли после смерти дух вспоминает о телесном существовании во всей полноте своей?

Нет, оно приходит к нему постепенно, являясь как бы из тумана, и по мере того как он обращает на него внимание.

306. Помнит ли дух подробности всех событий своей жизни и может ли обнять всю ее одним взглядом?

Он помнит то, что имело влияние на его состояние как духа, но ты понимаешь, что в его жизни есть обстоятельства, которым он не придает никакой важности и о которых не старается даже вспомнить.

Мог ли бы он вспомнить о них, если бы захотел?

Он может вспоминать обо всех подробностях не только событий, но даже и мыслей своих, но, если это бесполезно, то он не делает этого.

Видит ли он цель земной жизни относительно жизни будущей?

Разумеется, видит и понимает гораздо лучше, нежели во время телесной жизни; он понимает необходимость очищения для достижения совершенства и знает, что с каждым существованием он очищается от какого-либо несовершенства.

307. Каким образом прошедшая жизнь представляется в памяти духа? Силою ли его воображения или как картина, находящаяся у него перед глазами?

И тем, и другим образом; все прошедшие поступки, которые интересуют его, он видит как настоящее; прочие же действия его представляются более или менее смутно в его мыслях или даже совершенно забыты им. Чем больше он чужд материальности, тем меньше приписывает важности материальным вещам.

Ты часто вызываешь блуждающего духа, только что оставившего землю, который не помнит ни имен любимых им прежде людей, ни многих подробностей, кажущихся тебе важными; он мало заботится об этом и потому легко забывает. Он очень хорошо помнит только те факты, которые содействуют его улучшению.

308. Помнит ли дух все существования, предшествовавшие последнему, им оставленному?

Все прошедшее раскрывается пред ним, как станция, пройденная путешественником; но, мы сказали уже, что он помнит не безусловно все свои поступки; он помнит их в зависимости от влияния, которое они имели на настоящее его состояние. Что же касается первых существований, на которые можно смотреть как на детство духа, то они теряются для него и исчезают во мраке забвения.

309. Как смотрит дух на тело, оставленное им?

Как на одежду, стеснявшую его, он счастлив, что избавился от нее.

Какое чувство испытывает он при виде своего разлагающегося тела?

Почти всегда равнодушие, как к вещи, которой он более не дорожит.

310. По прошествии некоторого времени узнает ли дух кости и другие принадлежности оставленного им тела?

Иногда. Это зависит от более или менее возвышенного взгляда его на все земное.

311. Уважение, оказываемое материальным вещам, остающимся после телесной смерти человека, привлекает ли внимание его духа к этим предметам и доставляет ли ему удовольствие?

Духу всегда приятно, когда помнят о нем; вещи его, сохраняемые вами, напоминают ему прошедшее, но не они привлекают его к вам, а ваши мысли.

312. Сохраняют ли духи воспоминание о страданиях, испытанных ими во время их последнего телесного существования?

Часто сохраняют, и воспоминание это заставляет их больше ценить блаженство, которым они могут наслаждаться как духи.

313. Человек, который на земле был счастлив, сожалеет ли о наслаждениях, им оставленных?

Одни только низшие духи могут сожалеть об удовольствиях, соответствующих их порочной натуре и искупляемых своими страданиями. Для высших же духов вечное блаженство несравненно дороже временных земных удовольствий.

Так взрослый человек равнодушно относится к тому, что доставляло ему наслаждение в детстве.

314. Тот, кто начал с полезной целью какое-либо важное дело и не успел окончить его за смертью, сожалеет ли об этом в другом мире?

Нет, потому что он видит, что другим суждено окончить его. Напротив, он старается внушить другим людям желание продолжать это дело. Цель его на земле была благо человечества, та же цель остается у него в мире духов.

315. Тот, кто оставил на земле произведения искусства или литературы, сохраняет ли к ним ту же любовь, какую имел во время своей телесной жизни?

Это зависит от его развития. Он смотрит на них с другой точки зрения и часто осуждает то, чем прежде восхищался.

316. Интересуется ли дух тем, что делается на земле, например, успехами искусств и наук?

Это зависит от его развития или же от миссии, которая может быть на него возложена. То, что для нас кажется прекрасным, может быть ничтожным для некоторых духов; они восхищаются этим, как ученый восхищается произведением ученика. Дух обращает внимание на то только, что может доказывать развитие и прогресс воплощенных духов.

317. Сохраняют ли духи после смерти любовь к отечеству?

И это основано на том же начале: для высших духов отечество есть Вселенная; на земле же оно для них там, где они находят больше особ, которым симпатизируют.

Положение духов и их взгляд на вещи изменяется до бесконечности, в зависимости от степени их нравственного и умственного развития. Духи высших разрядов обыкновенно посещают землю ненадолго; все, что делается на ней, ничтожно для них в сравнении с величием бесконечного; то, чему люди придают наиболее важности, так пусто в глазах их, что они находят мало привлекательного во всем этом; исключая разве тех случаев, когда они призваны с целью содействовать прогрессу человечества. Духи средних разрядов чаще посещают землю, хотя смотрят на вещи с точки, более возвышенной, чем во время своей телесной жизни. Низшие духи остаются на земле почти постоянно и составляют главную массу окружающего вас народонаселения невидимого мира; они сохранили почти те же идеи, те же вкусы и те же склонности, какие имели под своей телесной оболочкой; они присоединяются к вашим собраниям, вашим занятиям, к вашим забавам, в которых принимают более или менее деятельное участие, в зависимости от их характера. Не будучи в состоянии удовлетворять своим страстям, они наслаждаются, видя людей, предающихся им, и побуждают их к этому. В числе их есть и более серьезные, которые видят и наблюдают все с целью просветиться и усовершенствоваться.

318. Изменяются ли идеи духов во время их блуждающего состояния?

Очень. Они изменяются по мере того, как дух отрешается от материальности; он может иногда оставаться долго с теми же идеями, но мало-помалу влияние материи уменьшается, и он видит вещи яснее, тогда-то он ищет средств к улучшению.

319. Так как дух жил уже духовной жизнью прежде своего воплощения, то отчего происходит удивление его при возвращении в мир духов?

Это бывает только первое время, вследствие смятения, сопровождающего его пробуждение; впоследствии времени он совершенно сознает себя по мере того, как возвращается к нему воспоминание о прошедшем и изглаживается впечатление телесной жизни.

Поминовение умерших, погребение

320. Сочувствуют ли духи воспоминаниям о них тех, которых они любили на земле?

Больше, чем вы думаете; воспоминания эти увеличивают их блаженство, если они счастливы; если же несчастливы – служат им облегчением.

321. День поминовения умерших имеет ли какую-нибудь особенную важность для духов? Готовятся ли они посещать тех, кто должны будут молиться на их могилах?

Духи являются на призыв мысли в этот день, так же, как и во всякий другой.

День этот бывает ли для них временем свидания на их могилах?

В этот день их собирается больше, потому что больше бывает лиц, их призывающих; но каждый из них является только для друзей своих, а не для толпы равнодушных.

В каком виде являются они, и как увидели бы мы их, если б они могли делаться видимыми?

В таком виде, в каком знали их во время земной жизни.

322. Духи, забытые всеми, могилы которых не посещаются никем, являются ли, несмотря на это, и испытывают ли сожаление о том, что никто не вспоминает о них?

Что им за дело до земли? Только сердечные чувства могут привлекать их к ней. Если нет на ней любви к нему, то ничто не призывает к ней духа: вся Вселенная принадлежит ему.

323. Посещение могилы доставляет ли духу больше удовольствия, чем домашняя молитва?

Посещение могилы есть наружное выражение того, что думают об отсутствующем духе. Я сказал уже вам, что молитва освящает ваши поминовения; место ничего не значит, лишь бы молитва сказана была от сердца.

324. Духи особ, которым воздвигают статуи или памятники, присутствуют ли при такого рода торжествах и доставляет ли им это удовольствие?

Многие присутствуют, если только могут, но они менее сочувствуют почестям, воздаваемым им, чем чистосердечным воспоминаниям.

325. Откуда является у некоторых людей желание быть погребенным в таком-то месте скорее, чем в другом? Охотнее ли они являются туда после своей смерти и такая привязанность к материальным вещам не есть ли признак низкого развития духа?

Причиной этому – привязанность духа к определенным местам и низкая степень его нравственного развития. Может ли иметь для высшего духа какое-либо преимущество один уголок земли над другим? Разве он не знает, что душа его соединится с теми, кого он любит, если кости их будут лежать и порознь?

Погребение всех членов семейства в одном месте должно ли быть рассматриваемо, как пустой обычай?

Нет, это благочестивый обычай, доказывающий симпатию к тем, кого любили; если подобное собрание смертных останков не важно для духов, то, во всяком случае, полезно для людей: больше сосредотачиваются воспоминания.

326. Душа, возвратившись в мир духов, сочувствует ли почестям, воздаваемым ее смертным останкам?

Когда дух достиг уже определенной степени совершенства, он не имеет более земного тщеславия и понимает ничтожность всего этого; но знай, что в первую минуту смерти дух часто испытывает большое удовольствие, когда воздают почести его телу, и страдает, когда видит тело свое забытым всеми, потому что сохраняет еще некоторые земные предубеждения.

327. Присутствует ли дух при своем погребении?

Очень часто, но иногда не может себе дать отчета в том, что в это время происходит, если находится еще в состоянии смятения.

Доставляет ли ему удовольствие стечение народа при его погребении?

Более или менее, в зависимости от чувства, привлекающего присутствующих.

Присутствует ли дух умершего при собрании его наследников?

Почти всегда Богу угодно это для его назидания и наказания, если он виноват; для него все чувства открыты, и разочарование, которое испытывает он при виде алчности, с которой делят оставшееся после него, обнаруживает пред ним их чувства; но настанет и их очередь.

329. Инстинктивное уважение, которое человек во все времена и у всех народов оказывает умершим, не есть ли следствие внутреннего сознания будущей жизни?

Это естественное следствие внутреннего сознания, без чего уважение не имело бы основания.

Далее...

Обновлено (26.05.2019 13:35)

 

Найти на сайте