Главная Закон справедливости


Спиритзм. Закон справедливости

Закон справедливости, любви и милосердия

Спиритзм. Закон справедливости

Справедливость и естественное право

873. Чувство справедливости прирожденно или же оно результат приобретенных понятий?

Оно до такой степени прирождено, что вы возмущаетесь только при одной мысли о несправедливости. Без сомнения, нравственное совершенствование развивает это чувство, но оно его не дает. Бог положил его в сердце человека; вот почему между простыми и безыскусными людьми вы часто встречаете более точные понятия о справедливости, чем у людей многообразованных.

874. Если справедливость есть закон природы, то как же люди понимают ее различным образом, и что один находит справедливым, то другому кажется несправедливым?

Это потому, что к нему часто примешиваются страсти, заглушающие это чувство, как и большинство других естественных чувств, заставляющие смотреть на вещи с ложной точки зрения.

875. Как можно определить справедливость?

Справедливость состоит в уважении прав каждого. Что определяет эти права? Они определяются двумя положениями: законом человеческим и законом естественным. Когда люди создали законы, приспособленные к их нравам и характеру, эти законы установили права, которые с совершенствованием познаний, могли изменяться. Взгляните на ваши законы настоящего времени, хотя и далекие от совершенства, освящают ли они те же права, как и в средние века?

Эти устарелые права, кажущиеся вам чудовищными, казались справедливыми и естественными в ту эпоху. Таким образом, право, установленное людьми, не всегда бывает согласно со справедливостью; кроме того, оно определяет только некоторые общественные отношения, тогда как в частной жизни есть множество действий, подлежащих единственному суду совести.

876. Помимо права, освященного законом человеческим, в чем основание справедливости по закону естественному?

Христос вам сказал его: хотеть для других того, что вы хотели бы для самих себя. Бог вложил в сердце человека правило истинной справедливости, внушив ему желание, чтобы уважались его права. При неизвестности, как поступить в данных обстоятельствах по отношению к себе подобному, пусть человек спросит себя, как бы ему хотелось, чтобы поступили с ним в подобном же случае. Бог не мог дать ему лучшего руководителя, чем его совесть.

Критерием истинной справедливости может служить желание другим того, что желательно было бы для самого себя, а не желание себе того, что желательно было бы для других, что вовсе не одно и то же, так как желать себе зла неестественно, то, принимая свое личное желание за основание или за точку отправления, можно быть уверенным, что ничего, кроме добра, не пожелаешь своему ближнему.

Во все времена и во всех верованиях человек всегда старался выдвинуть на первый план свое личное право; возвышенность же христианской религии состояла, главным образом, в принятии личного права за основание права ближнего.

877. Необходимость для человека жить в обществе налагает ли на него особенные обязанности?

Да, и первая из всех – уважать права себе подобных; тот, кто станет уважать эти права, будет всегда справедлив. В вашем мире, где столько людей не исполняет закона справедливости, каждый прибегает к притеснениям, и это-то и порождает смятение и беспорядок в вашем обществе. Общественная жизнь дает права и налагает взаимные обязанности.

878. Человек может ошибаться в границах своего права. Что же укажет ему предел его?

Предел права, признаваемого им за ближним по отношению к самому себе. Но если каждый станет присваивать себе права своих ближних, то что же станется с повиновением по отношению к начальникам? Не будет ли это анархией всех властей?

Естественные права одинаковы для всех людей, от самого малого до самого великого. Бог не создал одних из лучшего материала, чем других, и все равны пред Ним. Эти права вечны; а установленные человеком погибают с его учреждениями. Впрочем, каждый хорошо чувствует свою силу или слабость и всегда будет питать роль уважения к тому, кто заслужит это своей добродетелью или мудростью. Важно указать на это, чтобы те, кто считает себя высшими, знали свои обязанности, чтобы заслужить это уважение. Повиновение нисколько не нарушится, если авторитет будет принадлежать мудрости.

879. Каков был бы характер человека вполне справедливого?

Это был бы истинный праведник, по примеру Христа, ибо он проводил бы в жизнь любовь к ближнему и милосердие, без коих нет истинной справедливости.

Право собственности. Воровство

880. Какое первое из всех естественных прав человека?

Право жизни; вот почему никто не имеет права ни посягать на жизнь себе подобного, ни делать ничего такого, что могло бы повредить его телесному существованию.

881. Право жить дает ли человеку право собирать себе средства к существованию, чтобы отдохнуть, когда не будет более сил трудиться?

Да, но он должен это делать семейно, как пчела, честным трудом, а не копить, как эгоист. Даже некоторые животные дают ему пример предусмотрительности.

882. Имеет ли человек право защищать то, что собрано его трудом?

Разве не сказал Бог: «не укради», а Христос – «отдавайте кесарево кесарю».

То, что приобрел человек честным трудом, есть законная собственность, которую он имеет право защищать, ибо собственность, нажитая трудом, есть право естественное, такое же священное, как и право трудиться и жить!

883. Естественно ли стремление человека к приобретению собственности?

Да, но когда это для себя одного и для личного своего удовлетворения, это – эгоизм.

Однако не законно ли это стремление, ибо человек со средствами никому не в тягость?

Бывают люди ненасытные, копящие без всякой пользы для кого бы то ни было или для угождения своим страстям. Думаешь ли ты, что это угодно Богу? Тот же, напротив, кто трудом своим приобретает средства, имея в виду придти на помощь своим ближним, исполняет закон любви и милосердия, и труд его благословен Богом.

884. Какой признак законной собственности?

Законна только та собственность, которая приобретена без ущерба для других (808).

Закон любви и справедливости, запрещая другому делать то, чего мы не желали бы для самих себя, осуждает тем самым всякий способ приобретения, противный этому закону.

885. Безгранично ли право собственности?

Без сомнения, все, что приобретено законным образом, есть собственность; но, как мы уже сказали, человеческое законодательство, будучи несовершенным, освящает часто права условные, отвергаемые естественною справедливостью. Вот почему люди и изменяют свои законы по мере того, как прогрессируют и начинают лучше понимать справедливость. То, что кажется совершенным в одном столетии, кажется варварским в следующем (795).

Милосердие и любовь к ближнему

886. Каков истинный смысл слова милосердие, тот смысл, в каком понимал его Христос?

Доброжелательство ко всем, снисхождение к несовершенствам других, прощение обид.

Любовь и милосердие составляют дополнение закона справедливости, ибо любить своего ближнего значит делать ему все добро, которое от нас зависит и которое мы желали бы для самих себя. Таков смысл слов Христа: «любите друг друга, как братья». Милосердие, по учению Христа, не ограничивается милостыней; оно обнимает все отношения, в которых мы находимся, к себе подобным, будут ли последние ниже нас, равны нам или выше нас. Оно предписывает нам снисхождение, потому что мы сами в нем нуждаемся; оно запрещает нам унижать несчастного, что как раз очень часто встречается. Если является богач, все относятся к нему с глубочайшим вниманием, полны предупредительности, а с бедняком, по-видимому, совсем не находят нужным стесняться. Но, напротив, чем более положение последнего достойно сожаления, тем более следует опасаться; как бы не прибавить горечи к его несчастью. Человек истинно добрый старается поднять низшего в его собственных глазах, уменьшая разделяющее их расстояние.

887. Иисус сказал: «Любите даже врагов ваших. Но любовь к врагам не противоречит ли нашим естественным склонностям и не происходит ли вражда от недостатка симпатии между духами?

Без сомнения, нельзя к врагам своим питать нежной и страстной любви; не это хотел Он сказать. Любить врагов своих – значит прощать им и за зло воздавать им добром; поступая таким образом, становишься выше них; посредством же мщения ставишь себя ниже их.

888. Что думать о милостыне?

Человек, принужденный просить милостыню, унижается и физически, и морально: он тупеет. В обществе, основанном на законе Божием и справедливости, должна быть обеспечена жизнь слабого без унижения для него. Оно должно обеспечить существование тех, кто не может трудиться, не оставляя их жизнь на произвол случая.

Разве вы порицаете милостыню?

«Нет; не милостыня достойна порицания, а тот способ, которым она часто подается. Добрый человек, понимающий милосердие согласно учению Христа, идет навстречу несчастью, не дожидаясь, когда оно протянет ему руку. Истинное милосердие всегда ласково и доброжелательно; оно выражается столько же в образе действия, сколько в самом факте. Услуга, оказанная деликатно, приобретает двойную цену; если же она оказывается надменно, нужда может заставить принять ее, но сердцу она дает очень мало. Помните также, что хвастовство уничтожает в глазах Божьих заслугу благодеяния. Иисус сказал: „Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая“. Он научает вас не омрачать милосердия гордостью. Надо отличать собственно милостыню от благотворительности. Наиболее нуждающийся не всегда тот, кто просит; боязнь унижения удерживает от просьбы истинного бедняка, и он часто страдает, не жалуясь; вот таких-то человек истинно человеколюбивый умеет найти без хвастовства. „Любите друг друга“, – вот закон Божества, при помощи которого Бог управляет мирами. Любовь есть закон притяжения живых и органических существ; притяжение есть закон любви для неорганической материи. Не забывайте никогда, что дух, какова бы ни была степень его совершенства и каково бы ни было его положение, во время его перевоплощения или его блуждающего состояния всегда находится между двумя другими духами, одним высшим, им руководящим, другим низшим, по отношению к которому ему самому надо исполнить те же обязанности. Итак, будьте милосердны, но только не тем милосердием, которое побуждает вынуть из кошелька копейку, холодно даваемую вами тому, кто осмелится ее у вас попросить, но идите навстречу скрытым несчастьям. Будьте снисходительны к недостаткам других; вместо того чтобы презирать невежество и порок, научите их и возвышайте нравственно; будьте ласковы и доброжелательны ко всему, что ниже вас; будьте одинаковы по отношению к самым низшим существам творения, – и вы исполните тем закон Бога». – Св. Викентий.

889. Не бывает ли людей, впавших в нищенство по своей вине?

Без сомнения, но, если бы хорошее нравственное воспитание научило их исполнять закон Бога, они не впали бы в излишества, причинившие им гибель: от этого-то и зависит в особенности улучшение вашего мира (707).

Материнская и сыновняя любовь

890. Материнская любовь есть ли добродетель или инстинктивное чувство, присущее и людям, и животным?

И то, и другое. Природа дала матери любовь к своим детям в интересах их сохранения; но у животных эта любовь ограничена материальными нуждами; она прекращается, когда заботы становятся бесполезными; у человека же она продолжается всю жизнь и сопровождается добродетелями: самоотвержением и самоотречением; она переживает даже смерть и сопровождает дитя за могилой, вы хорошо видите, что в ней есть нечто кроме того, что есть у животных. (См. 205—385.)

891. Так как материнская любовь вполне естественная, то почему же бывают матери, ненавидящие своих детей даже со дня их рождения?

Иногда это испытание, избранное духом дитяти, или искупление, если сам он в другом существовании был дурным отцом, дурной матерью или дурным сыном (392). Во всяком случае дурная мать может быть воплощением дурного духа, старающегося мешать духу дитяти, чтобы последний не выдержал избранного им испытания. Но такое нарушение законов природы не остается безнаказанным, и дух дитяти будет вознагражден за те препятствия, которые придется ему превозмочь.

892. Когда у родителей бывают дети, причиняющие им много горя, простительно ли родителям не иметь к ним той нежности, какую они имели бы в противном случае?

Нет, ибо это – бремя, им доверенное, и назначение их употребить все усилия для возвращения их к добру (582—583). Но эти горести часто бывают следствием дурных склонностей, допущенных ими в детях от колыбели; они тогда пожинают то, что посеяли.

Далее...

Обновлено (27.07.2019 15:00)

 

Найти на сайте