Главная Закон свободы


Спиритзм. Закон свободы

Закон свободы

Спиритзм. Закон свободы

Свобода естественная

825. Есть ли в мире положения, в которых человек мог бы пользоваться полнейшей свободой?

Нет, потому что вы все нуждаетесь одни в других, как малые, так и великие.

826. Каким могло бы быть положение, в котором человек чувствовал бы себя вполне свободным?

Отшельник в пустыне. Как только два человека находятся вместе, являются и права, которые надо уважать; следовательно, абсолютной свободы нет.

827. Обязательность уважения к чужим правам лишает ли человека возможности принадлежать самому себе?

Нисколько, это его естественное право.

828. Как совместить либеральные мнения некоторых людей с деспотизмом, допускаемым ими в собственной семье и по отношению к подчиненным?

Они сознают естественный закон, но ему противодействуют у них гордость и эгоизм. Они понимают, что должно быть, если их принципы не комедия, играемая по расчету, но они этого не исполняют.

Зачтутся ли им в будущей жизни принципы, которые они выражали в этом мире?

Чем больше имеем мы разума, чтобы понимать принципы, тем меньше можно нас извинить; если мы не прилагаем их к себе. Истинно говорю вам, что человек простой, но искренний, ближе к Богу, чем тот, кто хочет казаться чем-то, чего в нем нет.

Рабство

829. Бывают ли люди, обреченные самой природой быть собственностью других людей?

Всякое безусловное подчинение одного человека другому противно закону Божию. Рабство есть злоупотребление силой; оно исчезает с прогрессом, как постепенно исчезают и другие злоупотребления.

Закон человеческий, устанавливающий рабство, противен природе, потому что приравнивает человека к животному и унижает его нравственно и физически.

830. Если рабство существует в нравах какого-нибудь народа, заслуживают ли порицания те, кто им пользуются, сообразуясь с обычаем, который кажется им естественным?

Зло всегда зло, и все ваши софизмы не сделают того, чтобы дурной поступок стал хорошим; но ответственность за зло соразмеряется с возможностью его. Тот, кто пользуется законом рабства, всегда виновен в нарушении закона природы; и в этом, как и во всем остальном, виновность относительна. Рабство, проникнувшее в нравы иных народов, могло казаться естественным человеку, и он мог пользоваться им добросовестно; но как только его более развитый разум, просвещенный светом христианства, показал ему в рабе равного ему перед Богом брата, он не имеет более оправдания.

831. Естественное неравенство способностей не ставит ли некоторые человеческие расы в зависимость от других, более разумных?

Да, чтобы их возвысить, а не унизить еще более посредством рабства. Люди слишком долго смотрели на некоторые человеческие расы, как на вьючных животных, снабженных руками, и считали себя вправе продавать их, как скотину. Они считают себя более чистой крови. Безумцы, видящие только материю! Не кровь может быть более или менее чиста, а дух (363—803).

832. Есть люди, обращающиеся со своими рабами человечно, не дозволяя им ни в чем нуждаться, и думающие, что на свободе они испытывали бы большие лишения. Что вы о них скажете?

Я скажу, что эти люди лучше понимают свои интересы; они и к волам, и к коням своим относятся заботливо, чтобы выгоднее продать их на базаре. Они не так преступны, как притесняющие рабов, но все же относятся к ним, как к товару, лишая их права самим располагать собой.

Свобода мысли

833. Есть ли что-либо в человеке, что избегало бы всякого стеснения и в чем он пользовался бы полной свободой?

Это мысль, в которой человек пользуется свободой безграничной. Она не терпит оков. Можно остановить ее полет, но нельзя ее уничтожить.

834. Ответствен ли человек за свою мысль?

Ответствен перед одним Богом: только Бог может знать ее и осуждать или прощать, в зависимости от законов Своих и по правде Своей.

Свобода совести

835. Свобода совести есть ли последствие свободы мысли?

Совесть есть внутренняя мысль человека, которая принадлежит ему, как и все другие мысли.

836. Имеет ли человек право стеснять свободу совести?

Не больше, чем посягать на свободу мысли: одному Богу принадлежит праве судить человеческую совесть. Если человек посредством своих законов устанавливает отношения человека к человеку, Бог законами природы определяет отношения человека к Богу.

837. Каковы бывают последствия стеснений свободы совести?

Заставлять людей поступать не так, как они думают, значит заставлять их лицемерить. Свобода совести есть отличительная черта истинной цивилизации и прогресса.

838. Всякое ли верование заслуживает уважения, даже если оно явно неверно?

Всякое верование заслуживает уважения, когда оно искренно и ведет к добру. Верования предосудительные суть те, что ведут к злу.

839. Дозволительно ли соблазнять в веровании тех, кто думает не так, как мы?

Это значит не иметь милосердия и нарушать свободу мысли.

840. Значит ли это нарушать свободу совести, если стеснять верования, способные поколебать общественные основы?

Можно обуздать действия, но внутренние убеждения всегда останутся недосягаемы.

Обуздать внешние проявления верования, когда эти действия могут нанести какой-либо вред другим, не есть нарушение свободы совести, так как подобные меры оставляют полною свободу означенному верованию.

841. Нужно ли, из уважения к свободе совести допускать распространение вредных учений или можно без нарушения этой свободы стараться возвратить на путь истины тех, кто увлечен неверным учением?

Конечно, это можно и даже должно; но учите по примеру Иисуса посредством кротости и убеждения, а не силой, что было бы хуже верования того, кого хотели бы убедить. Если есть что-нибудь, что дозволено навязывать – это добро и братство; но мы не думаем, чтобы насилие было хорошим средством заставить их принять, убеждение не навязывается.

842. Каждое учение считает себя единственным выражением истины; по какому признаку можно узнать то, которое действительно имеет право назваться таковым?

Это будет то, которое создает большее число хороших людей и менее лицемеров, людей, исполняющих закон любви и милосердия в его величайшей чистоте и в самом широком приложении. По этому признаку вы узнаете хорошее учение, так как всякое учение, сеющее раздор и разделение между детьми Божиими, может быть только вредным и неверным.

Свободная воля

843. Имеет ли человек свободу действий?

Раз он имеет свободу мыслить, то свободен и действовать. Без свободной воли человек был бы машиной.

844. Пользуется ли человек свободой воли со времени своего рождения?

Свобода действий возникает как только появляется воля действовать. В первое время жизни свобода почти ничтожна; она развивается и меняет цели одновременно со способностями. Ребенок, имея мысли, относящиеся к потребностям его возраста, прилагает и свободу своей воли к тому, что ему нужно.

845. Инстинктивные предрасположения, которые человек приносит при своем рождении, не составляют ли препятствий для пользования свободой воли?

Инстинктивные предрасположения принадлежат к числу трех, которые дух имел до своего перевоплощения; в зависимости от того, насколько он усовершенствовался, они могут побуждать его к предосудительным поступкам, и в этом будут ему содействовать духи, симпатизирующие его наклонностям; но нет непреодолимого влечения, когда есть воля к сопротивлению. Помните, что кто хочет, тот может (361).

816. Не имеет ли влияния организм на поступки в жизни и, если имеет, то не в ущерб ли это свободе воли?

Дух, конечно, находится под влиянием материи, которая может связывать его в его проявлениях; вот почему в мирах, где тела менее материальны, чем на земле, способности развиваются более свободно, но материя не создает способностей. Впрочем, тут надо отличать нравственные способности от умственных. Если человеку свойственно влечение к убийству, то, конечно, оно происходит от его собственного духа, а не от его физических органов.

Тот, кто уничтожает в себе мысль и занимается одной только материей, тот делается подобен животному, не думает больше охранять себя от зла, и в этом-то он и виновен, потому что поступает так по своей воле (смотри 367 и «Влияние организма»).

847. Недостатки способностей отнимают ли у человека свободу воли?

Тот, чей разум помрачен по какой-либо причине, не владеет более своей мыслью и, следовательно, не обладает более свободой. Этот недостаток часто бывает наказанием для духа, который в другой жизни мог быть тщеславен и горд и употребит во зло свои способности. Он может возродиться в теле идиота, как деспот в теле раба, а злой богач – в теле нищего; но дух страдает от этого стеснения, которое вполне сознает; в этом-то и проявляется влияние материи (371 и сл.).

848. Недостаток умственных способностей вследствие пьянства извиняет ли предосудительные поступки?

Нет, так как пьяница добровольно лишил себя рассудка, чтобы удовлетворить своей грубой страсти: вместо одного проступка он совершает два.

849. Какое у человека в диком состоянии преобладающее свойство: инстинкт или свобода воли?

Инстинкт, что ему не мешает действовать с полной свободой в некоторых случаях; но, как ребенок, он прилагает эту свободу к своим потребностям, и она развивается с умственными способностями; поэтому ты, будучи более развит, чем дикарь, более ответственен, чем он, за свои поступки.

850. Общественное положение не составляет ли иногда препятствий для полной свободы действий?

Общество, без сомнения, имеет свои требования, но Бог справедлив: Он все ведает, но оставляет вам ответственность за малое усилие преодолеть препятствия.

Судьба

851. Существует ли судьба в событиях жизни в обыкновенном значении этого слова, предназначены ли все события заранее; и, в таком случае, где же свобода воли?

Судьба состоит только в выборе того или другого испытания, сделанном духом при воплощении; выбирая его, он создает себе род судьбы, которая есть последствие того положения, в котором он находится. Я говорю о физических испытаниях, а в том, что касается нравственных испытаний и искушений, то дух, сохраняя свободу воли в добре и зле, всегда волен уступить или сопротивляться. Добрый дух, увидев испытуемого слабеющим, может придти к нему на помощь, но не может повлиять на него так, чтобы овладеть его волей. Злой же дух, низший, указывая испытуемому и преувеличивая в его глазах какую-нибудь физическую опасность, может испугать и поколебать его; но воля воплощенного духа, тем не менее, остается свободной от всяких оков.

852. Есть люди, которых судьба как будто преследует, независимо от их образа действий; не предназначено ли им это несчастье?

Может быть, это испытания, избранные ими; но, еще раз вы ставите на счет судьбы то, что может быть вашей собственной ошибкой. В бедствиях, тебя осаждающих, старайся, чтобы совесть твоя была чиста, и ты наполовину будешь утешен.

Верность или ошибочность понятий, которые мы себе составляем о вещах, доставляют нам удачу или поражение, в зависимости от нашего характера и общественного положения. А мы находим более простым и менее обидным для нашего самолюбия приписать ваши неудачи судьбе, нежели нашей собственной ошибке. А если влияние духов иногда способствует этому, то мы всегда можем устраниться от этого влияния, отвергая внушаемые ими мысли, если они дурны.

853. Иногда люди, избежав одной смертельной опасности, тотчас попадают в другую; кажется, что они не могут избежать смерти. Не фатально ли это?

Фатальным бывает, в полном смысле слова, только момент смерти; когда эта минута настала, то вы не избежите смерти никаким способом.

Итак, какой бы опасности мы ни подвергались, мы не можем умереть, если не настало время смерти?

Нет, ты не погибнешь и имеешь на то тысячи примеров. Но когда настал час твоего отшествия, ничто тебя не остановит. Богу известно наперед, при какой смерти ты уйдешь отсюда, и часто духу твоему это также известно, потому что это было открыто ему, когда он делал выбор существования.

854. Следует ли из непреложности смертного часа, что принимаемые во избежание его предосторожности бесполезны?

Нет, так как эти предосторожности внушены вам с целью избежать смерти, угрожающей вам; они являются средством, чтобы предотвратить смерть.

855. Какая может быть цель у Провидения подвергать нас опасностям, которые не должны иметь последствий?

Когда жизнь твоя подвергается опасности, то это есть предупреждение, которого ты сам желал, чтобы отдалить себя от зла и сделать лучшим.

Избавившись от опасности, ты под впечатлением ее, а также под влиянием добрых духов, глубже вдумываешься в то, чтобы сделаться лучше. Но, если ты снова попадаешь под влияние злого духа, то в тебе является уверенность, что ты легко избегаешь и других опасностей, и поэтому ты даешь своим страстям волю. Посредством опасностей, которых вы избегаете, Бог напоминает вам о вашей слабости и бренности вашего характера существования. Если наследовать причину и характер этих опасностей, то будет ясно, что последствия их были бы наказанием за совершенный проступок или за пренебрежение обязанностью. Бог заставляет вас таким образом вдумываться в самих себя и исправляться (526—532).

856. Знает ли дух заранее, какою смертью он умрет?

Он знает, что жизнь, им избираемая, подвергает его тому или другому роду смерти; но знает также и о той борьбе, которую ему придется вынести для избежания ее и знает, что если Богу будет угодно, то он не погибнет.

857. Есть люди, презирающие опасности сражений в том убеждении, что час их еще не настал. Есть ли основание такому доверию?

Очень часто у человека есть предчувствие его кончины. Оно является ему от его духов-покровителей, желающих приготовить его к концу или же возбуждающих его мужество в те минуты, когда оно наиболее ему необходимо; оно может являться ему еще от внутреннего сознания избранного им существования или миссии, им на себя принятой и которую он должен исполнить (411—522).

858. Почему предчувствующие свою смерть меньше ее боятся, чем другие?

Смерти опасается человек, а не дух; тот, кто ее предчувствует, думает больше как дух, чем как человек: он понимает свое избавление и ждет его.

859. Если смерти нельзя избежать, когда наступит ее время, то не то же ли самое происходит и со всеми случаями, бывающими с нами в течение нашей жизни?

Это не настолько важные вещи, чтобы мы могли вас о них предупреждать; иногда, направляя вашу мысль, мы помогаем вам избегать неприятности. Но это не важно для вашей жизни. Судьба состоит только в часе, когда вы должны появиться и исчезнуть отсюда.

Есть ли факты, которые должны совершиться и которых воля духов не могла бы отвратить?

Да, но ты в состоянии духа видел их и предчувствовал, когда делал свой выбор. Не думай, что все происходящее было написано, как говорят, в книге судеб. Происшествие часто бывает последствием того, что ты сделал в силу своей свободной воли. Если ты обжигаешь палец – это пустяк и есть следствие твоей неосторожности и свойства материи. Только большие скорби и важные события, влияющие в моральном отношении, предвидены Богом, потому что могут быть полезны для твоего очищения и наставления.

860. Человек, обладая свободной волей, может ли отвратить события, которые должны бы были произойти?

Он может это, если кажущееся отклонение может войти в жизнь, им избранную, и тем более, если он, отстраняя зло, стремится сделать добро, составляющее единственную цель жизни.

861. Человек-убийца знает ли при выборе существования, что он совершит это преступление?

Нет. Он знает, что в борьбе жизни у него есть шансы умертвить одного из себе подобных, но не знает, сделает ли он это. Человек, прежде совершения преступления, почти всегда обдумывает его, следовательно, он свободен сделать это или не сделать. Если бы дух заранее знал, что, как человек, он совершит убийство, то это значило бы, что он к тому предназначен. Но знайте, что никто не предназначен к преступлению и что всякий поступок есть следствие свободной воли.

Впрочем, вы всегда смешиваете две вещи совершенно различные – материальные события жизни и действие жизни моральной. Если и есть иногда судьба, то именно в этих материальных событиях, независимых от вашей воли, и причина их вне вас. Что же касается актов жизни моральной, они всегда исходят от самого человека, пользующегося свободной волей; для этих актов судьбы нет никогда.

862. Есть люди, которым ничто не удается в жизни и которых, по-видимому, преследует какой-то злой гений. Не это ли можно назвать судьбой?

Пожалуй, назови это хоть судьбой; но это зависит от выбора существования: лица эти пожелали быть испытанными жизнью, полной разочарований и горя, чтобы изощрить свое терпение и покорность. Но не думай, что эта судьба всегда была непреложна. Часто она берется не по силам, и несчастья жизни являются как результат этого. Тот, кто хочет переплыть реку, не умея плавать, сильно рискует утонуть, то же происходит и во многих событиях жизни. Если бы человек брался только за предприятия, соответствующие его способностям, они всегда удавались бы ему. Что его губит – так это его самолюбие и честолюбие, совращающие его с пути и заставляющие принимать за призвание стремление к удовлетворению определенных страстей. Следуют неудачи, и это его вина, а между тем, вместо того чтобы пенять на самого себя, он обвиняет свою звезду. Тот, кто мог бы стать хорошим работником и честно снискивать себе кусок хлеба, сделавшись плохим поэтом, умер бы с голоду. На свете каждому нашлось бы место, если бы каждый умел занять свое собственное.

863. Общественные нравы не заставляют ли человека идти по определенному пути, и не подвержен ли он контролю общественного мнения в выборе своих занятий. Не стесняет ли этот контроль свободную волю человека?

Общественные условия создаются человеком, а не Богом, а если люди им подчиняются, то потому, что это им нравится, это зависит от воли человека; на что же тут жаловаться? Не общественные условия следует тут обвинять, а глупое самолюбие, заставляющее людей скорее умереть с голоду, чем нарушить эти условия. Никто не оценит такой жертвы, принесенной общественному мнению, но Бог оценил бы, если бы человек пожертвовал своим тщеславием. Но из этого не следует, что надо пренебрегать без надобности общественным мнением, как это делают иные люди, в которых больше чудачества, чем истинной философии. Но, насколько неразумно заставлять показывать на себя пальцем, настолько же мудро – добровольно и безропотно, в силу вещей, уметь спуститься по ступеням общественной лестницы, когда не можешь удержаться на вершине ее.

864. В противоположность неудачникам есть люди, которым судьба, видимо, покровительствует; от чего это зависит?

Это часто бывает оттого, что они лучше умеют взяться за дело. Это также может быть и родом испытания: успех опьяняет человека, и он вверяется своей судьбе и часто платит позже за эти успехи жестокими несчастьями, которых при благоразумии мог бы избежать.

865. Как объяснить себе, что иным людям благоприятствует судьба там, где ни воля, ни разум ни при чем, например, в игре?

Иные люди заранее избрали себе определенный род удовольствий, и удача их есть искушение. Выигрывающий как человек, проигрывает – как дух; это испытание его гордости и жадности.

866. Таким образом, судьба, управляющая материальными событиями нашей жизни, оказывается следствием нашей свободной воли?

Ты сам избрал свое испытание: чем тяжелее оно и чем лучше ты его переносишь, тем более возвышаешься. Проводящие же свою жизнь в изобилии и человеческом счастье – трусливые духи, пребывающие в одном состоянии.

Принимая во внимание, что в большинстве случаев духи ищут себе испытания, наиболее для них плодотворного, становится понятным, почему число обездоленных в мире сем превышает число счастливых. Духи слишком хорошо видят суетность вашего величия и ваших наслаждений. Впрочем, и в самой счастливой жизни есть беспокойство и смущение хотя бы вследствие отсутствия печалей.

867. Откуда происходит выражение «рожден под счастливой звездой»?

Старое суеверие, связывающее звезды со жребием каждого человека: аллегория, которую иные неразумно понимают буквально.

Познавание будущего

868. Может ли быть открыто человеку будущее?

Вообще, оно сокрыто от человека и только в редких и исключительных случаях Бог разрешает откровение.

869. С какой целью будущее скрыто от человека?

Если бы человек знал будущее, он пренебрегал бы настоящим, воля его не была бы так свободна. Он или бы совершенно не заботился о будущем, зная, что оно должно произойти, или старался бы все сделать, чтобы помешать ему. Бог не пожелал этого в тех видах, чтобы каждый содействовал исполнению вещей даже тех, которым человек желал бы воспротивиться; так и ты, сам того не подозревая, готовишь события, которые происходят в твоей жизни.

870. В таком случае, зачем же иногда бывает откровение будущего?

Это бывает тогда, когда предварительное знание должно облегчить исполнение события. Кроме того, часто это бывает испытанием. Ожидание события может возбудить мысли более или менее добрые. Если человек будет знать, например, что получит наследство, которого не ожидает, в нем может пробудиться чувство жадности, желание поскорее получить наследство, чтобы насладиться земными благами, и при этом он может желать смерти того, кто его обогатит. Или же, напротив, перспектива эта возбудит в человеке хорошие чувства и благородные мысли. Если предсказание не исполняется – тут другое испытание: как человек перенесет разочарование. Но, тем не менее, ему всегда вменяются в заслугу или в вину те хорошие или дурные мысли, которые породит в нем вера в событие.

871. Так как Богу известно, падет ли человек в таком-то испытании, то зачем же Он подвергает его этому испытанию?

Это все равно, что спросить, отчего не создал Бог человека совершенным (119); поэтому, чтобы достигнуть возмужалости, человек должен пройти через состояние детства (379).

Испытание не имеет целью указать Богу на известные уже Ему достоинства этого человека, но оно оставляет человеку ответственность за его действия, так как он волен совершить или не совершить определенный поступок; и так как человеку дан выбор между добром и злом, испытание имеет целью поставить человека лицом к лицу с искушениями зла и оставить за ним всю заслугу сопротивления. Поэтому, хотя Бог заранее знает, устоит ли человек в испытании или нет, но в своем правосудии не может ни карать, ни награждать человека за такие действия, которых он не совершал (258).

Между людьми делается то же самое: как бы ни был уверен в успехах кто-либо, ему ни одной степени не присудят без экзамена, без испытания; так и судья приговаривает обвиняемого за совершенные действия, а не на основании предвидения того, что он может и должен совершить таковые. Чем более размышлять о последствиях, которые могут произойти для человека от познания будущего, тем более видно, как мудро Провидение, что скрыло его от человека. Известность счастливой будущности погрузила бы человека в бездействие, а известность о несчастном событии поразила бы отчаянием; в том и другом случае силы его были бы парализованы. Вот почему будущее указывается человеку только как цель, которой он должен достигнуть своими усилиями, без познания той вереницы испытаний, которая ведет к ее достижению. Знание всех обстоятельств его пути отняло бы у него инициативу и проявление его свободной воли; он предался бы роковому течению событий, не упражняя своих способностей. Когда успех обеспечен, им уже более не занимаются.

Краткое изложение побудительных причин человеческих поступков

872. Вопрос о свободе воли может быть вкратце выражен следующим образом: человек вовсе не влечется роком ко злу, его поступки не предначертаны заранее; преступления им совершаются вовсе не вследствие предопределения судьбы. Он может в виде испытания и искупления избрать существование, в котором у него явятся влечения к преступлению; в силу ли той среды, в которой человек вращается, или в силу событий,– но он всегда свободен действовать или не действовать. Таким образом, в состоянии духовном свобода воли проявляется в выборе существований и испытаний, в состоянии же телесном она выражается в способности уступать или противиться тем влечениям, которым мы добровольно подвергаем себя. Воспитание должно бороться и преодолевать дурные наклонности человека; и оно с успехом будет способствовать этому, когда будет основано на более глубоком изучении нравственной природы человека. При познании законов, управляющих этой нравственной природой, люди достигнут ее изменения подобно тому, как изменяется разум при помощи образования, а темперамент – при помощи гигиены. Дух, освободясь от материи и находясь в блуждающем состоянии, делает, в зависимости от степени совершенства, которой достиг, выбор своих будущих телесных существований, и в этом-то, как мы сказали, и проявляется в особенности его свобода воли. Эта свобода нисколько не уничтожается воплощением; если он уступает влиянию материи – значит падает под теми самыми испытаниями, которые избрал, и тут-то на помощь себе в борьбе он может призывать заступничество Божие и добрых духов (337).

Без свободы воли у человека не было бы ни ответственности за зло, ни заслуги за добро; и это до такой степени признано, что в жизни похвалу или порицание всегда соразмеряют с намерением, то есть волей, но кто говорит «воля», тот тем самым говорит и «свобода». Таким образом, человек не может искать извинений своим поступкам в своей организации, не отрекаясь от своего разума и человеческого достоинства и не уподобляя себя животному. Если это так по отношению ко злу, то то же самое и по отношению к добру. Но, когда человек делает добро, он всегда старается поставить его себе в заслугу, нисколько не благодаря за то свою организацию, а это доказывает, что инстинктивно, вопреки мнению некоторых теоретиков, он не отказывается от лучшего преимущества человека: свободы мыслить.

Судьба, в том смысле как обыкновенно ее понимают, предполагает предварительное и неизбежное определение событий жизни, каково бы ни было их значение. При таком порядке вещей человек был бы машиной без воли. К чему послужил бы ему его разум, если бы во всех его действиях над ним неизменно господствовало могущество судьбы?

Такое учение, будь оно справедливо, было бы разрушением всякой нравственной свободы; для человека тогда не было бы ответственности, а следовательно, ни добра, ни зла, ни преступлений, ни добродетелей. Бог, в высочайшей степени правосудный, не мог бы ни карать свое создание за проступки, совершение которых не зависело от человека, ни награждать его за добродетели, заслуга которых не ему принадлежит. Подобный закон был бы, между прочим, и отрицанием закона прогресса, ибо человек, всего ожидающий от судьбы, не прилагал бы стараний к улучшению своего положения, так как ему не было бы от того ни лучше, ни хуже.

Однако судьба не есть пустое слово; она существует в положении, занимаемом человеком на земле, и в тех обязанностях, которые он на ней исполняет в силу рода существования, избранного его духом, как испытание, искупление или назначение. Он роковым образом подвергается всем превратностям этого существования и всем стремлениям, с ним нераздельным; но тут и кончается судьба, так как от воли человека зависит, поддаться или нет этим стремлениям. Подробности событий подчиняются обстоятельствам, которые сам человек вызывает своими действиями и на которые могут влиять духи посредством мыслей, ими внушаемых (459).

Таким образом, судьба состоит в происходящих событиях, потому что они есть следствие выбора существования, сделанного духом; ее может не быть в результате этих событий, так как от человека может зависеть своим благоразумием изменить их течение; по отношению же к моральной жизни ее никогда не бывает. Только по отношению к смерти человек абсолютным образом подчинен неумолимому закону судьбы, ибо не может избежать ни определения, кладущего предел его существованию, ни рода смерти, который должен прервать течение его земной жизни.

По общепринятому учению, человек в самом себе черпает все свои инстинкты; они происходят либо вследствие его физической организации, в которой он не может быть ответственен, либо вследствие собственной его природы, причем он также находит, чем извинить себя в своих глазах, говоря, что не его вина, если он так создан. Спиритическое учение, очевидно, нравственнее; оно предполагает в человеке свободу воли во всей ее полноте, и, говоря ему, что, делая дурно, человек уступает дурному постороннему внушению, оно оставляет за ним всю ответственность за зло, потому что признает за ним возможность воспротивиться, – дело, очевидно, более легкое, чем борьба против собственной природы.

Таким образом, по спиритическому учению нет непреодолимых влечений; человек всегда может не слушать тайного голоса в глубине души, побуждающего его к злу, как может не слушать и говорящий ему материальный голос; он может достигнуть этого посредством своей воли, прося у Бога необходимой силы и призывая для этой цели заступничество добрых духов. Этому-то и научает нас в возвышенной молитве Господней Христос словами «не допусти нас пасть под искушением, но избави нас от зла». Эта теория побудительной причины наших действий, очевидно, истекает из всего наставления, данного духами; она не только высока в нравственном отношении, но, прибавим, она-то и возвышает человека в собственных его глазах; она представляет его способным сбросить ярмо, над ним тяготеющее, как он волен запереть свой дом от докучливых гостей; он уже более не машина, действующая под влиянием, независимым от его воли; это – существо разумное, слушающее, взвешивающее и свободно избирающее один из других советов.

Прибавим, что при сем том человек вовсе не лишен собственной инициативы, потому что, в конце концов, он не что иное, как воплощенный дух, сохраняющий под телесной оболочкой все достоинства и недостатки, которые имел как дух. Итак, первый источник совершаемых нами проступков лежит в несовершенствах нашего собственного духа, не достигшего еще того морального превосходства, которое будет иметь со временем, но, тем не менее, одаренного свободой воли; телесная жизнь дана ему для очищения от его несовершенств при помощи испытаний, которым он подвергается; и эти-то именно несовершенства и делают его слабым и более доступным внушениям других, более несовершенных духов, пользующихся ими, чтобы заставить его пасть в той борьбе, которую он предпринял.

Если из этой борьбы он выходит победителем, то возвышается; если падает – остается, чем был, ни худшим, ни лучшим: надо начинать снова, и таким образом это может повторяться много раз. Чем более он очищается, тем более исчезают его слабые стороны, и тем менее он делается доступен для тех, кто побуждает его к злу, нравственная сила его растет соответственно его возвышению, и дурные духи удаляются от него. Все духи более или менее добрые, во время своего воплощения составляют человеческий род; а так как наша земля один из наименее совершенных миров, то на ней гораздо более дурных духов, чем добрых, оттого-то мы и видим на ней столько порочности. Употребим же все наши усилия, чтобы после этого раза не возвращаться более сюда и заслужить отдохновение в лучшем мире, в одном из тех миров, где добро царит безраздельно и где о теперешнем существовании мы вспомним только, как о времени изгнания.

Далее...

Обновлено (22.07.2019 17:21)

 

Найти на сайте