Главная Славянские заговоры


Как развить экстрасенсорные способности. Заговоры и обереги славян

Славянские заговоры

3аговоры и заклинания были древнейшим видом обрядового фольклора. Главной их целью было оказать влияние на окружающий мир, вызвать желательное явление. Слово воспринималось как дело, оно органически сливалось с действием, поясняло и как бы закрепляло его.

Большинство русских заговоров и заклинаний появилось в языческие времена и развилось из идолопоклоннических представлений славян. Языческие волхвы, маги и знахари часто пользовались заговорами, чтобы с их помощью взять под контроль природные силы: остановить бурю, унять ветер, вызвать дождь.

В самом узком смысле слова заговор - это словесная формула, имеющая магическое значение. Заговоры, заклинания - это древние языческие обращения к неким духам, сохранившиеся еще с тех времен, когда человек верил, что произнося некие специальные словесные формулы можно заставить этих духов служить себе и с их помощью покорить силы природы. Сила заговоров проявляется именно в известных эпических выражениях, в издревле узаконенных формулах.

Предназначение любого заговора - оказание быстрой помощи человеку при содействии сверхъестественных сил. Причем это касается не только исцеления от какой-либо болезни, но и получения чисто хозяйственной пользы. Например, при уничтожении клопов и червей.

Вместе с тем существуют специальные заговоры, направленные на удачное разрешение «сердечных дел». Это всевозможные присухи, позволяющие напустить на любимую особу тоску, вызвать ответные чувства, или, наоборот, заклинания для избавления от безответной любви, страданий и нежелательных поклонников. И даже заговор на разлучение двух людей, будь то супруги или просто влюбленные.

Кроме этого большой популярностью пользовались заклинания, полезные в общественной жизни: заговор идущего на войну, заговор перед судебным разбирательством и т.п.

Заговоры на все случаи жизни обещают защитить от дурного глаза и лихих людей, от болезней и напастей, от воров, пьянства, сплетен; учат притягивать деньги, обещают успех в делах, процветание, любовь, семейное благополучие и счастливую жизнь. Конечно, это естественно, что люди хотят жить полноценной жизнью, обрести душевный покой. Многие люди, прельщаясь обещаниями, которые сулят заговоры, применяют их в своей жизни.

Древний человек наблюдал, как один человек, одаренный особой психической силой, может при помощи внушения заставить других против воли исполнять его желание. Эти факты породили в древнем человеке убеждение в возможности при помощи слова заставить силы природы действовать в его интересах. Словами заговоров побеждали различные недуги, излечивали раны, останавливали бандитов. Ведуны и знахари не сомневались, что болезнь имеет живую сущность и, пытаясь излечить кого-нибудь, обращались строго, со всей силой воли, чтобы прогнать ее.

Заговоры - это чудом уцелевшие формулы древних языческих заклинаний, дошедшие до нас из глубины веков. Конечно, они не могли сохраниться во всей своей первозданности и подверглись значительным искажениям - отчасти это сделало сокрушительное влияние времени, отчасти эволюция народных убеждений с принятием христианства. Однако же заговоры сохранили драгоценные свидетельства своей словесной силы и строгого характера, который не допускает никаких намеренных отступлений.

Заговоры нельзя произносить только для забавы. По мнению древних колдунов и магов, они, как памятники вещего чародейного слова, вмещают в себя страшную силу, которую не следует пробуждать без крайней необходимости, чтобы не навлечь беду. Заговоры действительно часто помогают, потому что слова обладают огромной силой, поэтому чтением их мы берем на себя огромную ответственность. И рано или поздно придется отвечать за каждое произнесенное нами слово.

Самые ранние сведения о заговорах встречаются в летописях, где упоминается о клятвах, произносившихся в Х веке при заключении мирных договоров с греками. В договоре Святослава (971 г.) находится такая клятва-заклинание:

  • «Да имеем клятву от бога, в него же веруем, в Перуна и в Волоса, скотья бога, и да будем золоти (т. е. пусть уподобимся по цвету золоту), яко золото, и своим оружием да изсечены будем».

Наши предки верили, что слова заговора ни в коем случае нельзя менять по своему усмотрению. Поэтому заветные заклинания аккуратно переписывались и передавались из поколения в поколение. Несмотря на это, с принятием христианства на Руси, в старинные тексты заговоров стали вплетать имена святых. Как правило, перед заговором читают молитвы («Отче наш ... », «Богородица» и др.) или произносят слова: «Господи, спаси и помилуй», а также: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Поэтому многие люди ошибочно думают, что заговор, как и молитва, несет добро.

В древности применение заговоров было делом весьма ответственным и серьезным. Считалось, что способностью и умением заговаривать обладает далеко не каждый человек. Людей, использующих заговоры, называли по-разному: знахари, шептуны, ведуны, колдуны, ворожеи, маги, чародеи ... Вот некоторые из требований, которые предъявляли к таким людям: это должен был быть некурящий и непьющий человек, к тому же у него должны были быть целы все зубы. Знахарь, использующий заговоры, непременно должен был быть наделен твердым характером и сильной волей. Читать заклинание надлежало на особый манер - шепотом, бормотанием, приглушенным или нарочито измененным голосом.

Чтение заговора сопровождалось учащением либо напротив замедлением дыхания, в зависимости от предназначения заговора и личного практического опыта человека, читающего его. Многие заговоры сопровождаются одновременным исполнением обрядов и ритуалов.

Бытовало поверье, что тексты заговоров нельзя передавать людям старше по возрасту - от этого они могут потерять свою волшебную силу. Поэтому хранители заговоров передавали их преимущественно тем, кто в дальнейшем должен был продолжать практику применения заговоров.

В ряде заговоров важна еще и пространственная ориентация - как правило, лечебные и обережные заговоры произносятся лицом на восток. Указание на это в ряде случаев содержится в тексте самого заговора: «Стану я (имя), пойду из избы дверьми, из двора - воротами во чисто поле, в восточную сторону.» Заговоры, связанные с наведением порчи и проклятий (т. н. «темные заговоры»), произносятся лицом на запад: «Стану я (имя), пойду нижней тропой, волчьей. норой стану на Заход лицом на Восход хребтом».

Заговоры, связанные с конкретной ситуацией (например, остановить кровотечение), наговариваются непосредственно на объект - в данном случае на рану. Лечебные заговоры, равно как и на снятие порчи, также наговариваются обратясь к больному, но так, чтобы заговаривающий был обращен лицом на восток.

Знахарство - весьма обширная сфера знаний, затрагивающая весь окружающий мир живой природы от камней до животного мира. Издревле таинственные секреты знахарского ремесла были доступны не всякому человеку. Тех избранных, кому выпадала честь быть посвященным во все тонкости этого непростого искусства, называли знахарями - то есть «знающими людьми», хранителями тайных знаний.

Знахарь - это человек, который с помощью магии и тайных знаний исцеляет недуги людей и зверей. Болезнь воспринимается знахарями как одушевленное существо, демон болезни, с которым можно договориться или изгнaть его, уничтожить. Они отличались от лекарей тем, что среди их целительских приемов важную роль играли магические действия и ритуалы. Они знали тайны природы, умели договориться со злыми духами, понимали сущность вещей и умели применять свои знания, причем иной раз не только во благо, но и во вред.

Известно, что знахарь может не только снять порчу или излечить от недуга, но и, наоборот, наслать на человека хворь или сглаз. Кроме того, знахари обладали рядом других возможностей - находить пропажи, пророчествовать, привораживать, влиять на удачу и на урожай и даже беседовать с мертвыми. За это их почитали и боялись. Знахарям были на руку народные представления, поскольку это делало их в глазах людей всесильными и вызывало не только почтение и страх, но и приносило пользу. Пациенты заведомо поддавались «чарам», основанным на вере в могущество знахаря, - это помогало при лечении. Несмотря на все суеверия и слухи, знахарям доверяли и шли к ним с любыми хворями и болячками.

Знахарям, окруженным ореолом таинственности и разнообразных слухов, в народе верили значительно больше, нежели мудрым иноземным врачам, которых приглашали цари, не доверявшие народным целителям. О массовом же распространении заговоров и знахарства на Руси свидетельствуют судебные дела XVII- XVIII веков, так как знахарство жестоко преследовалось церковью и государством.

В XVII веке при царском дворе постоянно опасались колдовства и порчи, и вся челядь царицы должна была клясться не произносить заговоры и не хранить кореньев и трав (чтобы их с соответствующим заговором не могли подбросить на дорогу или у входа в дом жертвы). В начале ХVII века белье царя Михаила Федоровича носили на реку стирать в сундуке, запертом на замок и покрытом красной тканью (нередко считалось, что красный цвет защищает от колдовства и сглаза), и в сопровождении придворной служительницы, специально приставленной, чтобы не допустить возможной чародейской порчи.

Знахарству нужно обучаться - долго и терпеливо. Знахарское искусство по древней традиции передается из поколения в поколение, часто - по семейной линии. Эти знания собирались по крупицам, накапливались и бережно хранились веками, будучи доступны не всякому, а лишь избранным. Согласно поверьям, раскрывший тайны постороннему лишался волшебной силы. Поэтому тайные знания передавались только посвященным, а самые сокровенные тайны - лишь перед смертью их обладателя.

Текстам большинства заговоров предшествует зачин - более или менее стандартная словесная формула. В целом зачин призван обеспечить человеку определенный настрой, избавить его от неподобающих в данное время и в данном месте мыслей с тем, чтобы ввести его в Магическое Пространство, в котором происходит непосредственное взаимодействие с теми Силами, к которым обращен заговор.

Заговорный текст завершается закрепляющей концовкой - подтверждающей, «замыкающей» весь описанный выше комплекс: «Будь ты, мой приворот, крепче камня, крепче железа, век по веку, отныне и до веку! Гой!». Либо: «Крепко мое слово, а несть иного! Гой!».

Так как заговор имеет статус магического текста, воспроизведение которого должно быть как можно более точным, часто замыкание призвано еще и нейтрализовать либо исправить различные неточности, возможно, имевшие место быть при произнесении предыдущего текста.

В то же время существует масса отклонений от данной схемы; известно множество заговоров, не сопровождающихся указанными действиями и не обладающих столь сложной структурой.

Во многих заговорах общее то, что после обычного вступления где крестятся, благословляются, поминают море-Океан, бел-горюч камень Алатырь и прочее, следует первая половина заговора, состоящая из какого-нибудь странного иносказания или образа из дальних и неведомых стран; а затем уже заговорщик обращается собственно к своему частному случаю и оканчивает заклинание свое выражением: «Слово мое крепко», «Быть по-моему» или «Аминь». Мы видим в заговорах, вообще, невежественное смешение духовных и мирских, святых и суеверных понятий.

В каждом тексте заговора усматривается какой-нибудь образ. Например, в заговорах от зубной боли это образ мертвеца, о котором говорится: «Как у него (мертвеца) зубы не болят, так бы не болели зубы и у заговариваемого». В других заговорах от зубной боли проводится образная параллель с месяцем: «Месяц золотой, у тебя зубы не болят, у N не болят».

В ином варианте зубного заговора зубную боль приглашают переселиться в зайца. Так же как молочный зубок ребенка бросают под печь мышке, чтобы зубы младенца росли здоровыми. Тут ассоциации очевидны, потому что и заяц, и мышь - грызуны.

Словом, в заговорах всегда есть какой-нибудь образ. Это не случайно. Анализируя структуру заговоров, можно четко выделить в каждом из них пожелание, которое должно непременно исполниться.

Мысль древнего человека, как и слово, - картина, яркий образ. Произнесенное слово было уже делом. Для первобытного человека слово было не просто сотрясением воздуха, доступным только одному чувству; оно было Предметом осязательным, материальным.

Известный лингвист XIX в. Н.В. Крушевский в своем труде «Заговоры как вид русской народной поэзии» (1876 г. так говорит об отношении наших предков к заговорному слову: «Оно могло быть "репко", "лепко", от него можно оградиться забором; сказанное над каким-нибудь предметом, оно пристает к нему, как, например, вода или какой-нибудь материальный предмет».

Здесь уместно сослаться, например, на старинное ирландское поверье, по которому проклятье носится семь лет в воздухе и в каждое мгновенье может пасть на того, против кого оно было вымолвлено. И только через высокие заборы и стены оно не может пройти. Видимо, поэтому заговор от порчи звучит именно так: «На море на Окияне, на острове Буяне построена церковь, загорожена она железным тыном, от земли до неба покрыта медною крышей, затворена сиверскими воротами, заперта тридцатью замками».

В явлении заговоров усматривается вера в человеческое слово как в самое мощное средство навязать кому-нибудь или чему-нибудь свою волю.

Знахари не перевелись и сегодня. Но настоящие знахари в отличие от шарлатанов не рекламируют своих умений, не кричат об этом на каждом углу и вообще не любят себя афишировать.

Далее...

Обновлено (08.11.2019 15:55)

 

Найти на сайте