Главная Медитация с мандалами


Медитация. Мандалы

Медитация с мандалами

Существуют разные определения, которые могут характеризовать сущность мандалы. Мандала - это изображение (образ), который при помощи традиционных символов в графической форме передает модель Вселенной. Мандала - это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Это может быть сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках.

Типичная форма мандалы - внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, последний часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг - Вселенная, внутренний круг - измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света.

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объемными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов.

Мандала является настолько священной на Востоке, что рисуется под аккомпанемент особых ритуалов и сама может считаться объектом поклонения. Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определенной ритуальной практики (например, в посвящении Калачакры). К концу ритуала сделанную мандалу разрушают.

Мандалы в культуре и психотерапии

Сегодня для обозначения любых круговых изображений чаще всего используется слово «мандала». В западной культуре это слово приобрело свою популярность главным образом благодаря тому, что в ХХ веке мандалы, с легкой руки К. Г. Юнга, стали широко использоваться в психологической практике. Причем стоит упомянуть, что это касается именно современной культуры, поскольку каждая традиционная культура хорошо знакома с круговыми («мандальными») изображениями.

Как первозданная форма, имеющая отношение к основам бытия, мандала известна и применялась во всех культурах, хотя само слово «мандала» является термином восточной духовной культуры, отражающим особую философию и мировоззрение Востока, которые определяют и соответствующие особенности использования тех «психологических инструментов», которые называются термином «мандала».

Все мандалы восточной традиции имеют индивидуальные различия: нет мандал, которые были бы похожи одна на другую, несмотря на то, что существует и вполне определенная структура мандал, и правила, по которым они создаются. В восточной традиции любая мандала в своей сути представляет собой сакральный дворец - дом какого-либо божества (оно располагается в центре), которое является выразителем вполне определенных качеств.

В тибетской буддийской традиции мандалы используются в ритуалах посвящения, в которых учителя дают разрешение ученикам заниматься тантрическими медитативными практиками: через мандалу само божество в символической форме дает посвящение адепту. При этом настоящая буддийская мандала - это прежде всего внутренний образ. Мандалы, которые можно найти в храмах и монастырях, не обладают какой-либо особой ценностью, поскольку являются только внешними репрезентациями настоящих мандал: без участия посвященного такая мандала является только картинкой. Практика состоит в создании внутреннего образа мандалы, который строится посвященным в своем сознании.

Стоит отметить, что вне зависимости от того, что по виду восточные мандалы часто представляют собой квадрат, тем не менее все они имеют концентрическую структуру: либо круг, вписанный в квадрат, либо квадрат, вписанный в круг. Также многие мандалы имеют в своей структуре троичную символику, представленную в различного вида треугольниках. Круг, объединенный с квадратом, является символом связи души (круг) и тела, материальной реальности (квадрат).

В каждой культуре существуют свое понимание, своя терминология, свое назначение, свое воплощение и способы применения круговых изображений. Большинство из них имеют культовый, сакральный, космогонический характер: мандалы и янтры восточных традиций; мандорла (от итал. mandorla - «миндалина») в образах как западной, так и восточной христианской традиции; лабиринты; многочисленные яргические знаки-свастики; славянский календарь; магические круги алхимиков и оккультистов; зодиакальный круг; святилища, хороводы и ритуальные танцы с круговой организацией танцующих; ба-гуа и круг существования (инь-ян) китайской традиции; культовый предмет ацтеков «камень солнца»; города-храмы (например, Аркаим) и т.д. При этом есть и то, что их все объединяет, - самое существо круга как символа - совершенной целостности, объединенности, защищенности, зарождения нового.

Наиболее полного развития традиция мандалы достигла в Индии и Тибете - как ритуального медитативного символа и как жанра искусства.

Изобразительная (психотерапевтическая) работа с круговыми изображениями очень эффективна, так как форма круга в силу своих особенностей помогает обращаться к глубинным областям сознания, способствует высвобождению подавленных и забытых, но не прожитых и не освобожденных переживаний и раскрытию содержащейся в них энергии. Это возможно благодаря тому, что форма круга воспринимается нашим сознанием как первичная, гармоничная, идеальная, как выражение целостности и единства, а также как совершенная защита (если этот круг рисуется вокруг тела, жилища или той области, которую мы хотели бы закрыть, обезопасить, защитить от проникновения в нее).

Обращаясь к кругу, мы тем самым вольно или невольно обращаемся к мотивам целостности и интеграции в самих себе. Круг, нарисованный нами, непроизвольно воспринимается обережным, ограждающим нас, создающим наше священное, защищенное место в мире (в пространстве своего сознания), в котором сконцентрированы все наши жизненные силы. И потому арт-терапия при помощи круговых изображений - весьма эффективный инструмент решения глубинных психологических проблем.

Рисуя мандалу, мы не только рождаем личный образ, который является отражением того, чем мы являемся в данный момент, но и пробуждаем внутренние ресурсы (силы), в результате чего интенсифицируется процесс внутреннего объединения личности. Создавая круговое изображение, мы создаем свое личное священное пространство, в котором различные части нашего внутреннего мира могут безопасно проявиться и прийти во взаимодействие друг с другом. Круг дает толчок внутренним движениям наших чувств (и глубинным образам) и их слиянию, увеличивая тем самым нашу целостность. Исцеление как раз и происходит за счет растущей внутренней целостности.

Как результат, выражение своего чувственного опыта в круговых рисунках помогает и снятию напряжения, и разрешению внутренних конфликтов. Именно эта способность мандалы (круговых изображений) - пробуждать и интегрировать чувственный опыт, опыт переживаний (который по сути является единственным реальным опытом, знанием и достоянием человека), увеличивая тем самым объем самоосознавания,- делает мандалу уникальным психотерапевтическим инструментом.

И тем не менее, поскольку мандала является отражением внутренних сил, проявляющихся вовне в зримом изображении, то становится понятно, что в работе с мандалой нет места восприятию ее как некоей магической вещи, которая своей собственной силой воздействует на созерцающего ее человека.

Воздействует не мандала, а мы воздействуем на самих себя, а точнее - даже не воздействуем, а взаимодействуем, приходим в соприкосновение с собой посредством выражения самих себя, своих чувств, своей сути во внешнем образе. Взаимодействие с этим образом позволяет нам проживать и осознавать те внутренние силы и механизмы, которые привели нас к созданию этого образа.

Через изображение мандалы возможно проявление своего текущего внутреннего состояния, своих стремлений, желаний, своих сил, своего духа. В мандале есть тайна, и она есть путь к постижению тайны - тайны самих себя. Однако сама по себе она не содержит некоего активного начала и не может воздействовать. Ибо воздействовать, как и вообще действовать, может только субъект. Воздействует не мандала, но человек, постигая себя через мандалу, открывает себя, осознает себя, изменяет себя и таким образом оказывает на себя самого воздействие через мандалу.

Мандала-терапия

Медитация с применением мандалы

Внимательно разглядывайте картинку, начиная с краев и приближаясь к центру по часовой стрелке. Дойдя до центра, переведите свой мысленный взор на внутренние ощущения. Не отрывая взгляда от мандалы, продолжайте наблюдать за своим внутренним миром, как бы погружаясь в него все глубже. Время концентрации определяется индивидуально.

Если вы пока не готовы к медитации, вы можете распечатать любую понравившуюся вам мандалу в цвете и повесить ее на стену или поставить на рабочий стол. Смотрите на мандалу несколько минут в день, и вы заметите положительный эффект.

Рисование мандалы

Возьмите цветные карандаши, доверьтесь своему внутреннему голосу и рисуйте те формы и образы, которые просятся к выражению, разрешите им быть, дайте им проявиться, дайте выход вашим внутренним импульсам. Бывает, что поначалу не совсем нравится то, что получается, но в какой-то момент вы минуете кризисную точку, и сам процесс начнет приносить удовольствие - сосредоточьтесь на этом самовыражении.

Отставьте свои эстетические и художественные представления в сторону и просто дайте возможность себе выразиться. Посредством мандалы мы проявляем свое текущее внутреннее состояние, стремления и желания. Человек постигает себя через мандалу, осознает и открывает свою глубинную сущность. Мандалы можно также плести, мастерить, лепить, создавать своими руками любым подходящим вам способом.

Раскрашивание готовых мандал

Мандалы - раскраски (проформы) можно найти и в интернете, и на прилавках книжных магазинов. При раскрашивании происходит процесс на глубинном уровне человека, в котором проявляется возможность для разрешения внутренних конфликтов и раскрытия новых внутренних ресурсов. Поэтому важно еще несколько дней работать с созданной мандалой, поместив ее на видном месте или уделяя несколько специальных минут в день для ее созерцания.

История мандалы

Некоторые связывают ее происхождение с планировкой архаических мегалитических сооружений культового предназначения (как знаменитый Стонхендж в Англии), другие соотносят с параллельными символами мироздания (как китайские бронзовые зеркала Ханьского периода), третьи - с шаманскими бубнами и нарисованными на них картами мира.

Исторические истоки мандалы связаны с ведийским ритуалом яджни и, в еще большей мере, с неведийским ритуалом пуджи, где мандала становится основным способом организации сакрального пространства. Четыре стороны света, составляющие круг «мандалической географии», были снабжены хранителями мира (локапалами): восток - Индрой, запад - Варуной, юг - Ямой, север - Куберой.

Из раннеиндуистской культуры мандала была заимствована буддизмом, который оказал обратное влияние на ее использование в классическом индуизме; по мере распространения неклассического буддизма за пределами Индии она стала достоянием Тибета, Центральной Азии, Монголии, Китая, Японии, Юга-Восточной Азии. Согласно менее признанной точке зрения, мандала возникла в Тибете и затем была перенесена в Индию.

Считается, что первоначальная конфигурация мандалы была прямоугольной. Хотя земля ведийскими индийцами мыслилась круглой, кардинальные точки ее соединения с небом (восхода и захода солнца) позволяли мыслить ее как фигуру с четырьмя углами. В связи с этим представлением об «упорядоченной» земле возникли и две основные диаграммы мандалы.

Первая, более древняя, называлась мандука и возникла из почитания восьми пространственных направлений, представляя собой квадрат, разделенный на малые квадраты-пады (по восемь с каждой стороны), что дает в целом 64 квадрата. Восемь пространственных направлений соответствовали движению солнца, а 32 божества, располагавшиеся во внешних квадратах мандалы,- 32 накшатрам, или лунным домам (созвездиям, через которые проходит луна в своем ежемесячном курсе).

На основе мандуки выявлялась благоприятная ориентация жилого дома, и она же совпадала с планом алтаря Агни. Как принцип планировки здания стала применяться к середине 1 тыс. до н.э. Другая модель, парамашаика-мандала, представляла собой квадрат, состоявший из 81 пады.

Буддизм приписывает изготовление первой мандалы Падмасамбхаве (VIII в.), основателю ваджраяны, который, нуждаясь в помощи божества, сооружал мандалу и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр мандалы, осуществляя его желание. На деле указания на нормативную символику мандалы встречаются в буддийской традиции значительно раньше.

Уже в «Саддхармапундарика-сутре», датируемой в настоящее время в целом не позднее III в., дается указание на мандалу как на сакральное пространство буддийского пантеона неземных будд (дхьяни-будды), располагаемое на основных и промежуточных сторонах света: будда Акшобхья (с его страной Абхирати) размещается на востоке («восточный рай»), а будда Амитабха (со страной Сукхавати) - на западе («западный рай»); эта их локализация будет иметь фиксированный характер и в дальнейших ориентированных по компасу мандалах.

В отличие от Индии, в Тибете мандалы были ориентированы не на восток, а на запад, но основная схема расположения будд на мандале сохраняется неизменной: помимо Амитабхи и Акшобхьи, занимающих, соответственно, запад и восток, Амогхасиддхи помещается на севере, Рантасамбхава - на юге, а середину круга занимает Вайрочана. Сама по себе эта «географическая схема» еще не является медитативным путеводителем в страну «освобождения», хотя содержит для этого необходимые предпосылки.

Тибетская Ваджрадхату-мандала, пришедшая из Индии, вероятно, около VIII в. и основывавшаяся на тексте «Таттвасанграха», состоит из трех концентрических кругов, окружающих круглый «двор». В середине «двора» располагается квадратный «дворец» (прасада), в который можно войти через четверо ворот и который расчерчен по диагонали на четыре разные по символическим цветам страны будд.

Внутри «дворца» помещается «главное святилище» (гарбха). Медитирующий перемещается извне внутрь. Побуждаемый вначале одним из четырех «земных будд» (какой ему больше нравится), располагаемых по углам двора-квадрата, но транслирующих свою «проповедь» во внешний мир - на выбор предлагаются исторический основатель религии Шакьямуни, будда будущего Майтрея и будды прошлого Канакамуни и Кашьяпа, - медитирующий проходит очищение в первом из концентрических кругов (огненное кольцо), затем наставление в учении махаяны во втором (кольцо ваджры) и окончательно закрепляется в своем «новом рождении» в третьем (кольцо лотоса).

Попадая после этого благополучно во «двор», он должен решить, какому из четырех неземных будд он может посвятить свою веру (шраддха). Большинство предпочитают сострадательного Амитабху с его «западным раем», который символизируется красным цветом заходящего солнца («восточный рай» - белым, юг - желтым, север - зеленым).

Дальше путешественнику в страну «освобождения» надлежит пройти четырех хранителей мира, требующих у него отчета о его жизни (восходят к локапалам - «великим царям», известным еще в Палийском каноне): Вирупакша охраняет запад, Вайшравана - север, Дхритараштра - восток, Вирудхака - юг.

Если его входу в Сукхавати препятствует остаток неблагоприятной кармы, его с готовностью освобождает от этого бремени любвеобильный бодхисаттва Авалокитешвара. После этого Амитабха призывает нового искателя «освобождения» в свой западный рай, и тот, уже избавленный от остатков трех корневых аффектов - заблуждения, вожделения и неприязни, быстро «дозревает» до нирваны.

Тогда адепт сливается с Абсолютом, мыслимым как помещаемый в самом центре «святилища» будда Вайрочана. Последний нередко отождествляется с Адибуддой («начальный Будда»), который входит в литературу ваджраяны уже с VI-VII вв. и занимает центрообразующее место в схеме трех тел Будды.

Четверо неземных будд (дхьяни-будды) рассматриваются в таком случае как составляющие «тело наслаждения» Будды (самбхагакая), а Вайрочана-Адибудда - как «тело дхармы» (дхармакая). Одновременно в Тибете появляется и мандала Гарбхакошадхату, описанная в «Махавайрочана-сутре». Оба основных типа мандалы описываются в японской школе эзотерического буддизма Сингон-сю, созданной в IX в. Кукаем как «иконографические мандалы».

Символика мандалы занимает важное место и как наглядное пособие для подвижника самообожествления в архитектурных памятниках. Так, знаменитая яванская ступа Боробудур (IX в.) представляет собой мандалу в камне, иллюстрирующую путь восхождения адепта по ступеням бодхисаттвы в соответствии с руководством «Дашабхумика-сутры» и других махаянских текстов. Этот грандиозный монумент (диаметр - 123 м, высота - 42 м) можно трактовать как мандалу по вертикали, вершина которой функционально соответствует центру круга.

Восходящий по террасам этого «буддийского зиккурата» может мысленно проходить десять ступеней махаянских «совершенств» (парамиты), из которых шесть являются подготовительными, три - уже достаточными для достижения нирваны и передачи своей «заслуги» (пунья) другим существам, а последняя - когда практикующий восседает на облаке на лотосе, излучает свет миру и может осыпать его своими щедротами, став небесным буддой Майтреей,- символизируется центром этого мандалического сооружения.

Символика мандалы нашла непосредственное отражение в ряде важных мировоззренческих моделей северного буддизма. К их числу, наряду со многими другими, относятся круг времени (калачакра, давшая название наиболее эзотерическому направлению ваджраяны) и круг сансары (бхавачакра).

Индуизм осваивает возможности мандалы преимущественно в рамках всех трех направлений тантризма - вишнуитского, шиваитского и собственно шактистского. Самыми подробными инструкциями в связи с функционированием мандалы был снабжен ритуал вишнуитов-панчаратриков. Так, согласно Лакшми-тантре (Х в.), которая опирается частично на более раннюю «Джаякхья-самхиту», не имеет значения, почитается ли божество в идоле, в кувшине или в чем угодно; важно, что почитатель должен всегда «приводить в свое сознание» девять лотосов в центре квадратной мандалы, которая содержит в себе весь мир и является домом всех богов, охватывает все другие пространства и есть высшее прибежище.

Панчаратрики использовали также чакрабджа-мандалу (мандала с лотосовым кругом), в которой большой лотос заполняет весь квадрат. В Непале каркас тантрической мандалы образуется географической трактовкой сакральных отношений между богинями. Восемь из них выполняют назначение хранительниц четырех основных и четырех промежуточных сторон света; добавляемая к ним девятая (чаще всего Трипурасундари) образует центр конструкции, и все девять богинь, именуемых «девятью матерями», или «девятью Дургами», рассматриваются как манифестации единой Богини.

Поскольку искусство создания мандалы зародилось в незапамятные времена, сегодня невозможно доподлинно определить изобретателя или дату создания первой мандалы. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что история возникновения рисунков мандалы связана со строительством древних мегалитов. Также существует версия, что вдохновением для изображения мандалы послужили шаманские бубны и символы, которые на них наносили. Многообразие исторических трактовок и нюансы смысловых интерпретаций свидетельствуют о том, что мандала гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Далее...

Обновлено (12.06.2019 08:10)

 

Найти на сайте