Главная Воплощение духов


Спиритизм. Воплощение духов

Воплощение духов

Спиритизм. Воплощение духов

Цель воплощения

132. Какая цель воплощения духов?

Бог установил воплощение духов для того, чтобы они достигали совершенства: для одних это искупление, для других миссия. Но чтобы достигнуть этого совершенства, они должны подвергнуться всем превратностям телесного существования; в этом заключается искупление. Кроме того, воплощение имеет другую цель: это сделать духов участниками в делах творения; вот для чего в каждом мире дух получает тело, сообразное с материей самого мира, и через то имеет возможность исполнять в этом мире повеление Бога; таким образом, содействуя общему делу, он сам подвигается вперед.

Действия телесных существ необходимы для общего хода вселенной; но Бог, по премудрости своей, хотел, чтобы в самих действиях этих они нашли средство совершенствоваться и приближаться к Нему. Так, по дивному закону Провидения, все в природе связывается, все содействует одно другому.

133. Духи, которые с самого начала своего существования шли путем добра, имеют ли надобность в воплощении?

Все они сотворены простыми и несведущими; они развиваются в борьбе и превратностях телесной жизни; Бог, по правосудию своему, не мог предоставить некоторым из них блаженство без труда с их стороны и, следовательно, без заслуги.

Но в таком случае какая же польза духам идти путем добра, если это не избавляет их от бедствий телесной жизни?

Они скорее достигают цели: притом же бедствия жизни часто бывают следствием несовершенства духа: чем меньше у него недостатков, тем он меньше страдает. Кто не имеет ни зависти, ни ревности, ни скупости, ни честолюбия, тот не испытывает страданий, порождаемых этими пороками.

О душе

134. Что такое душа?

Воплощенный дух.

Что такое была душа до соединения с телом?

Дух.

Итак, душа и дух одно и то же?

Да, души суть не что иное, как духи. Прежде соединения с телом душа есть одно из разумных существ, составляющих невидимый мир и облекающихся на время в телесную оболочку, чтобы очиститься и просветиться.

135. Есть ли в человеке еще что-нибудь, кроме души и тела?

Есть связь, соединяющая душу с телом.

Какого свойства эта связь?

Она полуматериальна, то есть, представляет нечто среднее между духом и телом. Она необходима для того, чтобы дух мог сообщаться с телом. Посредством этой связи дух действует на тело, и наоборот.

Итак, человек состоит из трех существенных частей:

1-е. Тело, или материальное существо, подобное животным, и оживленное тем же жизненным началом.

2-е. Душа, воплощенный дух, которому тело служит жилищем.

3-е. Среднее начало или духовное тело, нечто полуматериальное, служащее оболочкою духу и соединяющее душу с телом.

136. Независима ли душа от жизненного начала?

Тело есть только внешняя оболочка; об этом мы вам твердим постоянно.

Может ли тело существовать без души?

Да, а между тем, как только тело перестает жить, душа оставляет его. Прежде рождения нет окончательного соединения души с телом; между тем как после этого соединения смерть тела разрушает связь его с душой, и душа оставляет его. Органическая жизнь может оживлять тело без души, но душа не может жить в теле, лишенном органической жизни.

Чем было бы наше тело, если бы оно не имело души?

Тело без разума, все, что хотите, только не человек.

137. Может ли один и тот же дух воплотиться в двух различных телах одновременно?

Нет, дух неделим, и не может в одно и то же время одушевлять два различных существа. (Смотри в «Книге медиумов» главу «Двутелесность и трансфигурация».)

138. Что думать о тех, кто считают душу началом материальной жизни?

Это вопрос о словах; мы не заботимся об этом; старайтесь сами понимать друг друга.

139. Некоторые духи и прежде некоторые философы определяли душу так: «Душа есть жизненная искра, истекающая из общего начала»; это противоречие откуда?

Здесь нет противоречия; это зависит от того, как понимать слова. Зачем вы не имеете особенного слова для каждой идеи?

Слово «душа» употребляется для выражения идей весьма различных. Некоторые называют душой жизненное начало, и в этом смысле можно сказать аллегорически: душа есть жизненная искра, истекающая из общего начала. Под этими последними словами разумеется всемирный источник жизненного начала, из которого каждое существо черпает свою частицу, возвращающуюся в общую массу после его смерти. Эта идея нисколько не уничтожает идеи о моральном существе, самостоятельном, независимом от материи, и сохраняющем свою индивидуальность. Вот это-то существо называют также душой, и в этом-то смысле можно сказать, что душа есть воплощенный дух. Определяя душу различными идеями, от которых не успели еще совершенно отрешиться. Это происходит от недостаточности человеческого языка, не имеющего особенного слова для каждой идеи, а следствием этого бывает множество недоразумений и споров: вот почему высшие духи советуют нам прежде всего условиться в словах (смотри «Введение», II).

140. Что думать о теории, по которой душа разделяется на столько частей, сколько мускулов, и управляет таким образом действиями органов тела?

Это все-таки зависит от смысла, в котором употребляют слово «душа», если под этим словом понимают жизненный ток, то мнение это верно; если же разумеют воплощенного духа, то это несправедливо. Мы говорили уже, что дух неделим. Он сообщает движение органам посредством жизненного тока, нисколько не разделяясь через это.

А между тем некоторые духи утверждали это?

Духи малопросвещенные могут принимать действие за причину.

Душа человека действует посредством органов, а органы оживлены жизненным током, который, разделяясь, находится в каждом из них, и притом, в большем количестве в органах, составляющих центры, или фокусы движения. Но объяснение это не может быть приложено к душе, то есть духу, обитающему в теле во время жизни и оставляющему его при смерти.

141. Есть ли какое-нибудь основание для мнения тех, кто думают, что душа окружает тело снаружи?

Душа не заключена в теле, как птица в клетке; она проявляется снаружи, как свет сквозь стеклянный шар, или как звук вокруг звенящего центра. В этом отношении можно сказать, что она не заключена внутри тела, но из этого не следует, что она составляет оболочку тела; душа имеет две оболочки: первая из них легкая, тонкая, та, которую вы называете духовным телом; другая – грубая, материальная, тяжелая, – это материальное тело. Душа есть центр этих оболочек, как зародыш семени.

142. Что сказать о другой теории, по которой душа у дитяти дополняется в каждый период жизни?

Дух всегда один; он есть существо целое у дитяти, так как и у взрослого; развиваются же и дополняются органы или орудия проявлений души, а не сама душа; утверждать это – значит снова принимать действие за причину.

143. Почему не все духи определяют душу одинаково?

Не все духи одинаково просвещены в этом отношении. Есть духи, слишком ограниченные в своих познаниях, чтобы понимать вещи отвлеченные. Это то же, что у вас дети; есть также духи лжеученые, которые стараются блеснуть своими мнимыми познаниями. Наконец, духи более просвещенные даже могут употреблять различные термины, которые в сущности имеют одинаковый смысл, в особенности, говоря о предметах, которых нельзя определить точно на вашем языке; нужно употреблять фигуры сравнения, принимаемые вами за действительность.

144. Что следует понимать под словом «душа мира?»

Это – всемирное начало жизни и разума, из которого образовываются отдельные существа. Но употребляющие это слово часто сами не понимают его. Слово «душа» каждый толкует по-своему. Иногда приписывают душу земле; под этим нужно разуметь всех добрых духов, которые направляют ваши действия, когда вы слушаете их, на путь истины и добра, и есть как бы посланники Божии на вашем земном шаре.

145. Почему древние и новейшие философы, так долго занимавшиеся психологией, не могли открыть истины?

Эти люди были предшественниками вечного учения спиритизма; они приготовили ему путь. Они были люди и могли ошибаться, потому что собственные идеи свои принимали за истинный совет, но самые ошибки их могут быть полезны для проявления истины: впрочем, между ошибками этими встречаются великие истины, которые вы можете отличать от заблуждений через сравнительное изучение их.

146. Занимает ли душа определенное место в теле?

Нет, но она больше проявляется в голове у людей гениальных, и вообще у всех мыслителей, и в сердце у людей сильно чувствующих, коих все действия направлены к пользе человечества.

Что думать о мнении тех, кто помещают душу в жизненном центре?

Дух скорее обитает в этой части вашего организма, потому что здесь сосредоточиваются все ощущения. Те, кто помещают его в так называемом ими жизненном центре, смешивают его с жизненным началом или током. Однако можно сказать, что главное местопребывание души составляют органы, служащие орудиями для умственных и нравственных проявлений.

Материализм

147. Почему анатомы, физиологи и все вообще, занимающиеся естественными науками, так часто делаются последователями материализма?

Физиологи передают то, что видят: гордость человеческая заставляет воображать, что они знают все, и не допускать того, что превосходит их понятия. Сама наука поддерживает их в этом; они думают, что в природе не может быть ничего скрытого от них.

148. Не грустно ли, что материализм бывает следствием наук, которые должны бы были показывать человеку превосходство разума, управляющего миром? Не следует ли из этого, что науки эти опасны?

Нисколько. Материализм не есть следствие этих наук; человек извлекает из них ложные заключения, потому что он может употреблять во зло все даже самое лучшее, самое полезное. Впрочем, небытие пугает материалистов больше, чем они показывают это, и люди самоуверенные часто бывают более хвастливы, чем смелы. Большая часть материалистов придерживается своего учения потому только, что не имеет чем наполнить бездну, открывающуюся перед ними, но покажите им якорь спасения, и они тотчас же ухватятся за него.

Вследствие заблуждения ума многие не видят в органических существах ничего кроме действия материи и относят к нему все наши поступки. В теле человеческом они видят электрическую машину; они изучали процесс жизни по действиям органов; видели, что жизнь часто угасает вследствие повреждения организма; искали, не осталось ли чего после смерти, и потому что не нашли ничего, кроме безжизненной материи, не видели души, вылетающей из тела, не могли уловить ее, то и заключали, что все обусловливалось лишь свойствами материи, и что, следовательно, со смертью все кончается; грустное последствие, если бы это действительно было так; тогда и добро, и зло не имело бы никакой цели; человек имел бы полное право заботиться только об одном себе и ставить выше всего удовлетворение материальных наслаждений, общественные связи расторглись бы, и чувства, самые высокие, самые священные исчезли бы навсегда. К счастью, идеи эти далеко не общие, можно сказать даже, что они имеют немного приверженцев, и большей частью составляют лишь частные мнения, потому что нигде не сделались господствующим учением. Общество, основанное на этих идеях, носило бы в себе самом зародыш своего разрушения, и члены его растерзали бы друг друга, как дикие звери.

Человек инстинктивно знает, что не все еще кончается для него с телесной жизнью; небытие ужасает его; он может восставать сколько ему угодно против мысли о будущем, но, когда настанет торжественная минута смерти, редко кто не задаст себе вопроса, что с ним будет, потому что мысль оставить жизнь навсегда, перестать существовать, кажется человеку чем-то ужасным. В самом деле, кто в состоянии взглянуть равнодушно на совершенную, вечную разлуку со всем, что дорого для сердца? Кто взглянет без ужаса на открывающуюся перед ним бездну небытия, в которой исчезнут навсегда все наши способности, все наши надежды, и скажет: «Как!.. после меня не останется ничего, ничего, кроме небытия и пустоты, все кончено без возврата, еще несколько дней, и воспоминание обо мне изгладится из памяти тех, кто пережил меня; не останется и следа моего существования на земле, самое добро, сделанное мною, будет забыто неблагодарными; и за все это никакого вознаграждения, ничего, кроме червей, уничтожающих мое тело!.. Не представляет ли эта картина смерти чего-то страшного, оледеняющего? Религия говорит нам, что жизнь наша не может кончиться таким образом, рассудок наш подтверждает нам то же самое; но это будущее существование, смутное, неопределенное, не может удовлетворить нашей привязанности к положительному; вот что чаще всего рождает сомнение. Мы имеем душу, – это так; но что такое наша душа? Имеет ли она форму, какой-нибудь вид? Есть ли это существо, ограниченное пространством, или нет? Одни говорят, что это дуновение Божие, начало жизни и разума; но что же все это объясняет нам?

Что нам за польза иметь душу, если после смерти нашей она сливается с общей массой, как капля с океаном? Потеря индивидуальности, не то же ли самое для нас, что и небытие? Говорят еще, что она нематериальна; нематериальный предмет не может иметь определенных размеров; для нас это ничто. Религия учит нас также, что мы будем счастливы или несчастны, в зависимости от того, что мы сделали на земле: добро или зло; но что это за блаженство, ожидающее нас на лоне Небесного Отца? Неужели будет состоять оно в вечном созерцании, в вечных хвалах, воссылаемых Творцу? Пламя ада есть ли действительность или аллегория? Сама церковь принимает его за аллегорию, но в чем же будут состоять страдания? Где это место мучений? Одним словом, что делается в этом таинственном мире, ожидающем всех нас? Никто, говорят, не возвращался оттуда, чтобы удовлетворить наше любопытство.

Это несправедливо, и цель спиритизма заключается именно в том, чтобы раскрыть нам это будущее не бесплодными рассуждениями, но фактами. Благодаря откровениям спиритизма это уже не предположение, не вероятность, которую всякий толкует по-своему, которую поэты украшают фигурами и аллегориями, обманывающими нас, это уже действительность потому, что сами замогильные существа являются к нам, чтобы вписать нам свое положение, свои занятия, чтобы дать нам возможность, так сказать, присутствовать при всех обстоятельствах их новой жизни, и таким образом показать нам неизбежную участь, ожидающую нас, сообразна с нашими достоинствами и недостатками. Есть ли здесь что-нибудь антирелигиозное? Напротив, неверующие находят здесь веру, охладевшие к религии возобновляют свое усердие и доверие к ней. Итак, спиритизм есть самая сильная поддержка религии. Если он существует, значит так угодно Богу, а Богу угодно это для того, чтобы поддержать наши колеблющиеся надежды и картиной будущего возвратить нас на путь истины и добра.

Далее...

Обновлено (29.04.2019 17:08)

 

Найти на сайте