Главная Упражнения для музыкантов


Самоисцеление. Упражнения для музыкантов

Упражнения для музыкантов

Наша работа свела нас со многими музыкантами, потому что мы организовали для них специальную секцию под названием «Вы - инструмент», чтобы удовлетворить специфические потребности музыкантов. Разумеется, эти потребности очень разные. Проблемы пианиста, скрипача и флейтиста отличаются очень сильно: они по-разному используют свои руки, принимают совершенно непохожие позы при игре. И вместе с тем заботы музыкантов имеют много общего.

Здесь нет места для подробного описания всех упражнений, связанных с игрой на каждом инструменте, но мы можем рассказать о способах, посредством которых каждый музыкант, обратившийся к нам, получал возможность расслабиться и научиться слушать свое тело. Говоря о музыкантах, мы подразумеваем арфистов, скрипачей (все виды скрипок, включая альт, виолончель и контрабас), пианистов, ударников (все виды ударных инструментов), флейтистов, гитаристов (простая и электрогитара), баянистов (и аккордеон) и вокалистов.

Приступая к работе над этой главой, проработайте сначала первые шесть глав этого курса. Обратите внимание на упражнения по координации в главе «Нервная система» (упражнения с 6-12 по 6-19).

У всех людей, которым приходится в течение долгого времени работать руками, возможно возникновение болей и напряжения не только в руках, но и во всей верхней части тела. У многих музыкантов к этому добавляется необходимость принимать неловкую утомительную позу при игре: у скрипача и флейтиста с головой, повернутой набок, у арфиста с руками, которые надо держать все время на весу, саксофонисту надо удержать в руках тяжелый инструмент.

Следствием этого являются многочисленные проблемы, среди которых воспаление сухожилий, судороги и мышечные спазмы, артриты, головные боли, боль в лице, перенапряжение глаз, напряжение и боль в грудных и плечевых мышцах. Чаще всего встречается синдром канала запястья - воспаление чрезвычайно болезненное, сопровождающееся жжением и онемением мышц руки, запястья и кисти.

Эти болезни возникают не из-за того, что вы много работаете руками. Массажисты, которые работают руками иногда целый день кряду, доказали, что такая работа возможна и без последствий в виде болей. Эти недуги - результат действия при напряженном состоянии кистей и рук, то есть работы мышцами, которые постоянно находятся в сокращенном состоянии. Некоторая степень сокращения мышцы неизбежна, поскольку вам надо держать в руках инструмент и играть на нем, но большая часть этого напряжения совершенно не нужна. Выработав в себе способность слушать тело, выявлять излишнее напряжение, вы сможете от него избавиться, что несет с собой не только избавление от боли, но и улучшение качества игры.

Есть три главных элемента, способных повысить ваше мастерство: расслабление, сила и умение слушать свое тело. Расслабленные мышцы более гибкие и более подвижные, что позволяет вам играть точнее, быстрее, в такой тональности и с такой выразительностью, которой вы желаете добиться. Сильные мышцы устают не столь быстро, что дает вам возможность упражняться, дольше не утомляясь.

Однако самым важным является умение слушать свое тело. Первый уровень этого умения - простая способность ощущать свое тело. Многие музыканты не помнят о своем теле вообще, полностью погрузившись в ноты, следя за ритмом, тональностью и другими техническими аспектами музыкального исполнения. Физическая боль у многих музыкантов возникает от того, что они во время игры забывают, что именно сам музыкант есть тот инструмент, который надо держать точно настроенным.

А «настройка музыканта» как инструмента включает в себя осознание им того, в какой он находится позе, как движется, расслаблен или напряжен, как чувствует себя его тело во время исполнения. Мгновенное понимание, как вы прикасаетесь к инструменту, как он реагирует на это прикосновение, какой звук при этом издает - это и есть второй уровень умения слушать свое тело. Упражнения, которые мы включили в эту главу, помогут вам расслабиться и повысить силу рук и верхней части тела, однако главная их цель - научить осознавать, ощущать, понимать себя и свою музыку.

Расслабление тела

Возможно, вы еще не испытывали боли, связанной с вашей работой на инструменте, и никаких проблем с мышцами у вас не возникало. Если это так, то мы тем не менее советуем вам сделать две вещи.

Первая: взяв с собой инструмент, посетите специалиста по лечебному массажу, мануального терапевта, врача, специализирующегося в области лечебной физкультуры. Пусть профессионал посмотрит на вашу игру и скажет о своих впечатлениях: где у вас тело излишне напряжено, какие ошибки вы допускаете, принимая определенную позу, и какие характерные особенности могут со временем привести к возникновению проблем. Тем самым вы сможете предотвратить возникновение болей или заболевания. Не все врачи обладают способностью к такому анализу, поэтому объясните, что вы ждете от этого визита.

Вторая: пусть частью ваших повседневных тренировок станут расслабляющие упражнения, причем по любой системе: самоисцеления, йоги, тай-ай-чи.

Люди часто приходят к нам с жалобой на «внезапное развитие болей». По нашему мнению, внезапно боль только проявляется, а развивается в результате многолетнего злоупотребления своим телом. Если боль связана с вашей профессией, прежде всего внимательно прочитайте весь этот курс, чтобы выбрать из него упражнения, относящиеся к проблемной части тела. Особое внимание обратите на главу «Нервная система».

Ежедневно выполняйте отобранные упражнения, сделайте их частью ваших музыкальных тренировок, ведь освобождение от боли, без сомнения, улучшит ваше исполнительское мастерство. Вы, возможно, обнаружите, что недомогание прошло полностью, но вероятен и другой случай: это недомогание прошло, но тут же возникло другое. Например, боль в бедре может быть результатом чрезмерного напряжения поясницы, и, научившись расслаблять мышцы бедра, вы почувствуете тяжесть в пояснице, в которой и кроется первопричина. Если случится так, то перейдите на упражнения именно для этой области.

Кроме того, следует помнить, что во время музыкальных занятий надо выполнять растягивающие и расслабляющие упражнения. Обычно люди становятся напряженными в процессе регулярных музыкальных упражнений. Мы надеемся, что, научившись слушать свое тело, вы сможете сохранить расслабленность и чувство комфорта во время музыкальных занятий.

В любом случае физические упражнения полезны для поддержания вашего здоровья и чувства благополучия во всем теле, и их следует противопоставить утомлению от занятий в одной и той же позе. Далее следуют несколько упражнений, которые мы особо рекомендуем.

Обратитесь к упражнениям 4-2, 4-5 и 4-11 главы «Позвоночник», которые очень хорошо снимают напряжение, после того как вы долго сидели, и позволяют мягко растянуть мышцы поясницы и бедер.

Обратитесь к упражнению 2-1 главы «Кровообращение». Пусть ваши руки свободно болтаются, хлопая по телу, когда вы поворачиваетесь, ощутите, как возникает легкий ветерок от их движения, вообразите, что именно ветерок вздымает руки. Попытайтесь выполнить упражнение 2-15 из той же главы, а затем упражнения 1-10 и 1-13 из главы «Дыхание».

10-1. Встаньте таким образом, чтобы упираться в пол ладонями и пальцами ног, причем пятки должны быть оторваны от пола (рис.10-1). Двигайте бедрами вверх-вниз, чтобы середина тела то приближалась к полу, то отдалялась от него. Если поясница у вас напряженная, то это движение сначала будет очень ограниченным, но постепенно размах движений увеличится.

10-2. Встаньте, прислонившись спиной к стене, немного расставив ноги, и навалитесь всей тяжестью на стену. Поднимите одно колено, затем возьмитесь за него двумя руками и поднимайте еще выше, попытайтесь притянуть колено к груди, если это возможно. Подержите колено в крайнем положении пять или шесть секунд, опустите его и поднимите другое колено. Повторите упражнение десять раз, поднимая колени попеременно.

Упражнения для рук

Вот две очень важные рекомендации, которые справедливы для любого упражнения для рук:

  1. После того как вы сделали движение пальцем или кистью, как предложено в упражнении, остановитесь и визуально представьте это движение, которое в уме происходит у вас гладко и без малейшего усилия. Возобновите реальное движение и посмотрите, стало ли движение на самом деле более гладким и легким.

  2. Сделав упражнение с одной рукой, сравните ощущения в ней с ощущениями в другой руке, прежде чем проводить с ней упражнение. Стала рука после упражнения теплее, легче, более гибкой? Такое сравнение поможет вам понять, какое воздействие оказывает каждое упражнение, что очень важно, особенно в тот период, когда вы эти упражнения только осваиваете.

10-3. Сядьте, обопритесь одной рукой о стол, или о колени, или о ручку кресла. Очень медленно открывайте и закрывайте ладонь. Визуально представляйте, что движение ведут кончики пальцев, как будто при движении именно они тянут за собой сначала пальцы, затем ладонь. Попытайтесь ощутить движение костей, мышц и сухожилий под кожей. Открывая и закрывая ладонь, ощутите движение мышц в руке и кисти. Эта часть тела может быть напряженной, а мышцы, следовательно, плотными. Вообразите, что они полностью расслабились, стали мягкими и гибкими.

Положив большой палец на внутреннюю сторону предплечья, а пальцы на внешнюю сторону, массируйте мышцы осторожно, но твердо пассами вверх и вниз (рис.10-3), затем простучите эту область пальцами, особенно в тех местах, где мышцы плотные. Продолжайте делать это, открывая и закрывая ладонь, повторите упражнение с другой рукой, а затем с двумя руками одновременно.

Наполните глубокий таз теплой водой и повторите это упражнение, погрузив руки в воду. Если у вас руки опухают, то добавьте в воду соли.

10-4. Прижмите ладони друг к другу и стучите пальцами одной руки по пальцам другой (рис.10-4А и 10-4В).

Пусть и кисти, и пальцы будут при этом расслабленными. Вообразите, что движение ведут кончики пальцев, а мышцы руки, запястий или кистей в движении не участвуют.

10-5. Держите ладони перед собой внутренней стороной друг к другу, расставив их на расстояние приблизительно в пятнадцать сантиметров. Вообразите, что между ладонями течет энергия. Вообразите, что эта энергия движется в разных направлениях: притягивает ладони друг к другу, как магнит; отталкивает ладони друг от друга; соединяет каждый палец, разгибая и сгибая его по мере истечения и поступления; становится более теплой и мощной в процессе игры вашего воображения.

Отсылаем вас к упражнению 7-1 главы «Массаж», которое, по всей видимости, является наиболее эффективным для увеличения чувствительности пальцев. Затем продолжайте, обратившись к упражнениям от 7-2 до 7-7. Массаж не просто расслабит ваши кисти и снимет боль: он увеличит вашу способность извлекать из инструмента именно тот звук, который вы хотите.

Продолжайте, перейдя к упражнениям 2-17 и от 2-21 до 2-24 из главы «Кровообращение».

Теперь вы готовы перейти к более сложным упражнениям для кистей, многие из которых построены на сочетании массажа с движением и стимулируют расслабление, укрепляют руки и делают их более чувствительными.

10-6. Закройте глаза и вообразите, что каждый палец по отдельности разбухает и сжимается. Сначала визуально представьте, что палец делает это сам; затем вообразите, что в него входит ваше дыхание, расширяя палец по мере вдоха, и он опадает по мере выдоха.

10-7. Массируйте каждый сустав отдельно. В пальцах имеется четырнадцать суставов и восемь маленьких костей, составляющих запястье. Вообразите, что между костями в каждом суставе имеется зазор, визуально представьте, как массаж делает каждый зазор чуть больше. Чем свободнее будет движение в суставах, тем более легкой и непринужденной будет ваша игра на инструменте. Ваши руки - это танцор, и им требуется такая же гибкость.

10-8. Сложите ладони вместе, переплетите пальцы и вращайте кистями рук в запястьях, десять раз в каждом направлении. Сначала используйте мышцы руки для того, чтобы вращать кистями; затем вообразите, что движущая сила - ваши запястья; затем - кончики пальцев. Затем вращайте кистями, позволив кисти одной руки полностью расслабиться, в то время как вторая крутит первую, заставляя вращаться, затем поменяйте кисти.

10-9. Соедините ладони, переплетя пальцы. Отгибайте правую кисть в запястье назад, тыльной стороной к руке, чтобы это движение заставило левую кисть сгибаться, пассивно следуя за правой (рис.10-9). Теперь позвольте правой кисти тянуть левую вниз и вбок, в сторону от вас, затем к вам. Повторите все эти движения так, чтобы левая рука двигала пассивную правую.

10-10. Держа кисти в горизонтальной плоскости, соедините ладони друг с другом. Переплетите пальцы в этом положении (рис.10-10А),

а теперь поочередно тяните к себе одну кисть, чтобы другая растягивалась (рис.10-10В).

10-11. Растопырьте пальцы правой руки как можно шире. Вставьте левую руку между мизинцем и безымянным пальцем правой руки и, слегка раздвигая пальцы левой руки, раздвигайте ими пальцы правой руки так широко, насколько это возможно (рис.10-11). Проделайте то же самое, вставив пальцы одной руки между безымянным и средним пальцами другой, и между средним и указательным, и указательным и большим пальцем. Положите кисти на плоскую поверхность и сравните ощущения в них. Не кажется ли, что растянутая кисть стала больше? Поменяйте руки и повторите упражнение.

10-12. Теперь растопырьте два пальца так широко, как сможете, одновременно загибая оставшиеся три пальца к ладони (рис.10-12). Проделайте это с каждой парой смежных пальцев.

10-13. Нажмите вашим правым большим пальцем в середине левой ладони, пытаясь нащупать условный «центр» ладони. Сгибайте каждый палец по очереди к центру ладони, не двигая при этом другими пальцами. Проделайте то же самое, сгибая пальцы только в среднем суставе. Наконец, попытайтесь отогнуть к центру только верхние фаланги, то есть движение будет только в суставах, отстоящих от ладони дальше всех (рис.10-13). Повторите то же самое на другой руке.

10-14. Ваши пальцы в естественном положении слегка согнуты к ладони, и движения кисти, как правило, усиливают этот естественный изгиб. Однако такая естественная поза может превратить кисть в судорожно скрюченную артритом клешню, если вы будете пользоваться вашими кистями при напряженном состоянии мышц. Чтобы избавиться от такого естественного положения пальцев, осторожно отогните пальцы назад, надавливая на них кончиками пальцев другой руки (рис.10-14А).

Затем отгибайте назад каждую фалангу в каждом суставе пальца, причем так далеко, как сможете, не причиняя себе боли, затем двигайте фаланги влево, вправо и круговыми движениями, при одновременном растягивании мышц движением назад.

Растягивайте запястье, отгибая его вперед и назад, потянув за пальцы (рис.10-14В и 10-14С).

10-15. Пальцами руки массируйте место между основаниями мизинца и безымянного пальца другой руки. Делайте это большим пальцем на ладони и указательным пальцем на тыльной стороне, чтобы давление оказывалось с двух сторон. Массируя, сгибайте мизинец к центру ладони, не шевеля другими пальцами. Теперь массируйте пространство между безымянным и средним пальцем и сгибайте безымянный палец к ладони. Проделайте это с каждым пальцем по очереди и затем поменяйте руки.

10-16. Переплетите пальцы и разверните ладони так, чтобы они были обращены от вас, а затем протяните руки перед собой (рис.10-16). Сохраните это положение до счета «пять», глубоко дыша, и позвольте вашим кистями и запястьям сильно растянуться. Немного согните руки, чтобы ослабить растяжение, а затем выпрямите их снова. Повторите упражнение пять или шесть раз, а затем попробуйте следующий вариант: переплетите пальцы, разверните ладони от себя, а затем вверх, чтобы они были обращены к потолку. Может быть, вам будет легче это сделать, поставив на них подбородок, причем мизинец окажется ближе всех к горлу. Подбородок будет служить для них упором, когда вы будете их растягивать. В этом варианте растяжение испытывают, помимо кистей и запястий, также мышцы руки и локоть.

10-17. Встаньте на четвереньки и поворачивайте руки наружу, пока ваши пальцы не будут указывать прямо на вас, а мизинцы окажутся рядом друг с другом (рис.10-17). Чтобы увеличить растяжение в локтях, сместите вес на руки, насколько вам будет удобно.

10-18. Обопритесь правым локтем о стол. Удерживая левой рукой все четыре пальца правой руки, двигайте правой рукой по кругу, вращая ее в запястье. Потом вращайте пассивную правую руку левой рукой. Первое движение активное, второе - пассивное. Когда вы пассивно двигаете запястье, пусть оно будет у вас полностью расслабленным. При активном движении вообразите, что движение осталось пассивным, и попытайтесь сохранить запястье столь же расслабленным. Снова проведите пассивное движение запястья. Стало ли теперь оно более плавным?

Теперь медленно вращайте запястьем, однако на этот раз удерживайте запястье, а не руку и массируйте запястье по мepe поворота руки. Попытайтесь сделать так, чтобы массаж не оказывал влияния на движение кисти, но массируйте так глубоко, как сможете, не причиняя себе дискомфорта, пытайтесь нащупать кости запястья и зазоры между ними.

10-19. Проведите массаж кончиками пальцев круговыми, разминающими движениями, начиная с ладоней и далее, двигаясь вверх по внутренней стороне руки до подмышек и на грудь. Затем проведите такой же массаж, спускаясь от груди и далее по внешней стороне руки до тыльной стороны ладони. Дышите глубоко и визуально представляйте себе, что дыхание «раздувает» ваши руки и кисти и наполняет их энергией.

10-20. Сядьте за стол. Постучите мягко подушечками пальцев по столу, затем постучите косточками пальцев, наиболее удаленными от ладони, затем средними косточками пальцев, затем - ближайшими к ладони косточками пальцев, затем - внутренней стороной запястья, затем - внешней стороной запястья и, наконец, локтями. Каждое простукивание должно продолжаться от тридцати до пятидесяти раз.

10-21. Пусть руки, слегка согнутые в локтях, прилегают к вашим бокам (рис.10-21А).

Затем сведите их вместе, чтобы пальцы встретились (рис.10-21В) и отскочили друг от друга, как отскакивает мячик. Запястья пусть будут у вас расслаблены и ощущают движение воздуха, когда ваши руки двигаются навстречу одна другой. Повторите это движение тридцать раз.

В древние времена слепых часто обучали профессиям музыкантов и массажистов. Было широко известно, что при отсутствии зрения у них развивается исключительная чувствительность и безошибочная точность в прикосновениях. Нет сомнений также, что слепота помогала развитию у них исключительно острого слуха.

10-22. Если вы привыкли смотреть на свой инструмент, когда вы играете, то попробуйте играть в полной темноте, это поможет вам повысить чувствительность прикосновения и слух. Играйте в полной темноте простое произведение, которое вы знаете наизусть. Возможно, сначала вы сделаете много ошибок, но впоследствии вы будете поражены, как быстро ваши пальцы научатся сами отыскивать в темноте нужную струну, клавишу или клапан. Вместо глаз у вас будет работать ваше кинестетическое восприятие, что сделает более тесной связь между вами и вашим инструментом.

Когда вы поймете, что можете хорошо сыграть данное произведение в темноте, продолжайте играть, пытаясь развить в себе способность слушать тело, а именно сознательно пытаясь определить свои ощущения во время игры в каждом суставе, каждом пальце, в обеих руках. Сознательная сосредоточенность на ощущениях определенной области улучшает функционирование нервов в этой области.

Каждая часть вашего тела имеет сенсорные нервы (нервы, которые чувствуют) и моторные нервы (нервы, которые управляют движением) - и те и другие нервы должны работать вместе. Когда вы обращаете внимание на информацию, которая поступает от сенсорных нервов, вы начинаете лучше управлять импульсами моторных нервов. Ощущая то, что чувствуют ваши руки (а не игнорируя их, как это обычно делается), вы сделаете ваши движения точнее.

10-23. Вот еще одно упражнение, которое можно проделать в темноте с закрытыми глазами. Наигрывая что-то случайное, двигайте вашими руками по струнам, клавишам или клапанам вашего инструмента, не пытаясь играть что-то определенное, не стараясь извлечь совершенно определенный звук. Прислушайтесь к ощущениям в ваших пальцах, кистях, руках, плечах и груди, когда руки занимают определенное положение. Прикоснитесь к инструменту так, чтобы это было приятно телу. Если некоторые позиции окажутся неудобными, попытайтесь определить почему. Можно ли это положение превратить в удобное с помощью дыхания, или опустив плечи, или чуть по-другому протянув руку, кисть?

10-24. Звук - это вибрация. Когда мы слышим музыку, мы воспринимаем звуковые волны разной частоты, попадающие на нашу барабанную перепонку. Как исполнитель, в отличие от слушателя, вы можете воспринимать звук двумя способами, не только через слух, но и через ощущение вибрационного воздействия, которое испытывает ваше тело всякий раз, когда пальцы извлекают из инструмента определенную ноту. Чтобы выполнить это упражнение, сосредоточьте внимание на втором способе восприятия звука - на ощущениях.

Извлеките из инструмента серию нот - или случайно попавшихся, или определенных - и ощутите вибрацию, появившуюся вследствие вашего прикосновения к инструменту, почувствуйте, как вибрация распространяется по телу, проходя через пальцы, кисти, руки, грудь и далее в любую часть тела. Если же вы ее не ощущаете, вообразите, как вибрация от пальцев расходится по всему телу. А теперь обратите внимание и на вибрацию, проходящую через руки, и на музыку, которую слышат ваши уши. Вообразите, что эти две волны вибраций встречаются внутри вас.

10-25. Теперь у вас начинает появляться «ощущение» звука. Чтобы развить в себе эту способность глубже, тренируйтесь во время музыкальных занятий, играя очень медленно, подолгу задерживаясь на каждой ноте, чтобы прочувствовать, как вибрации от этой ноты распространяются в вашем теле. Время от времени останавливайтесь на одной ноте и повторяйте ее несколько раз, скажем, десять или пятнадцать, варьируя характер прикосновения, чтобы нота звучала по-разному.

Не добивайтесь какой-либо определенной тональной окраски: просто посмотрите, как изменение интенсивности прикосновения, положения пальца, кисти, или руки, или даже мысли в голове могут изменять качество звука, который вы извлекаете из инструмента. Другими словами, прочувствуйте связь между характером вашего прикосновения и характером звука, который при этом получается. Снова проделайте все это очень-очень медленно и обратите внимание на вибрации, как и в упражнении 10-24.

10-26. Одна из ваших главных целей - научиться играть без усилий. Вы подойдете к этой цели ближе, если научитесь избавляться от ощущения усилия. Тренируйтесь во время музыкальных занятий в игре столь легкой, насколько это вам удастся. Вообразите, что ваши руки ничего не весят, ваши плечи и голова плавают в пространстве, ваши кисти бескостны и легки, как шелк. Насколько легко вы можете коснуться инструмента, чтобы он откликнулся любым звуком?

10-27. Большая часть напряженности в вас может возникать вследствие чрезмерного усердия, принужденной игры и использования мышц, которые для данных движений совершенно не нужны. Сложите ладони и постучите кончиками пальцев друг о друга около 100 раз. Когда вы ощутите в кончиках пальцев теплоту и покалывание, когда они оживут благодаря простукиванию, сыграйте короткую пьесу, пытаясь играть только кончиками пальцев. Вообразите, что остальная часть каждой руки полностью вялая, безвольная, а двигаться могут только пальцы. Это упражнение укрепит ваши кисти, поскольку позволит расслабиться мышцам руки, которые часто подменяют в работе мышцы пальцев, а также повысит чувствительность кончиков пальцев, которые являются при игре главными и соприкасающимися с инструментом конечностями. Кроме того, это упражнение научит вас держать тело расслабленным при игре.

10-28. Ничто не расслабит вас больше, чем полное, правильное дыхание. Мы полагаем также, что управление внутренним ритмом своего тела может улучшить ваше ощущение ритма при игре. Подберите себе произведение, которое вы знаете наизусть, и играйте его так медленно, как сможете, координируя игру со своим дыханием. Вдох - сыграйте ноту, выдох - сыграйте ноту, вдох - сыграйте ноту, выдох - сыграйте ноту, и так далее.

Эта часть упражнения не только поможет вам скоординировать дыхание с игрой, но прежде всего позволит дышать вообще, поскольку музыканты, увлеченные игрой, порой на целую минyтy задерживают дыхание. Задав себе ритм, описанный выше, сыграйте ваше произведение целиком, все еще очень медленно, на этот раз координируя дыхание с музыкальными фразами, а не с отдельными нотами; например, вы можете вдыхать на протяжении двух тактов, а затем выдыхать на три такта. Пусть дыхание происходит в одном ритме с игрой.

10-29. Когда мы играем на музыкальном инструменте, мы пользуемся двумя руками одновременно. Поскольку у каждого из нас есть доминирующая рука, более слабая рука не всегда получает то внимание, которое ей требуется для полного развития.

Это упражнение поможет вам сосредоточить внимание на каждой руке и, кроме того, представляет собой также упражнение на координацию, которое укрепит центральную нервную систему. Сыграйте что-то относительно простенькое и в процессе игры сосредоточьтесь на том, что делает одна рука. Если вы сфокусировали внимание на левой руке, отстукивайте правой ногой в такт тому, что делает только левая рука. Если ваше внимание направлено на правую руку, левой ногой отбивайте в такт того, что играет только правая рука. Выполняйте упражнение для одной руки две-три минуты, затем переключайтесь на другую руку и ногу.

10-30. Снова сыграйте с закрытыми глазами и попытайтесь создать в уме картину из тех звуков, которые у вас получаются, будь то простая линия звука, то понижающаяся, то повышающаяся, или одна волнистая линия, или какое-то переплетение. Теперь откройте глаза и понаблюдайте, как двигаются ваши пальцы, воображая, что они создают тот узор, который вы только что видели в воображении.

10-31. Сыграйте это произведение снова, очень медленно, обратив внимание на интервалы между нотами. Внимательно вслушивайтесь в тишину и определите, как вслушивание в тишину воздействует на ваше восприятие произведения.

10-32. Если это вообще возможно, то поменяйте руки. Попытайтесь сыграть несколько нот, переложив инструмент на другую сторону. Это можно сделать с гитарой, аккордеоном, скрипкой и многими другими инструментами. Если это невозможно, то попробуйте поставить инструмент по-другому: сыграйте на вашей арфе или скрипке от другого плеча. Сначала это покажется вам очень неловким, но это упражнение очень полезно для центральной нервной системы. После его выполнения нормальная игра станет для вас гораздо легче, чем раньше.

Тренировать свою нервную систему можно также, если одновременно с игрой или работой вы выполняете другие движения, например, вращаете головой, открываете и закрываете рот.

Визуальное воображение

Ваша центральная нервная система не всегда может отличить действие воображаемое от реального, что заставляет тело реагировать на мысль точно так же, как и на действительное событие. Это одна из причин, объясняющая, почему визуальное воображение играет столь важную роль в наших упражнениях. Иногда мы можем приблизиться к цели только через образную мысленную картину того, чего мы хотим достичь.

Если мы воображаем, что наши пальцы длинные и легкие, это поможет играть так, как будто они на самом деле длинные и легкие. Если мы вообразим, что мы одно целое с инструментом, это поможет нам извлечь тот звук, который отражает эту мысль. Далее мы приводим несколько образных медитаций для визуального воображения, которые могут помочь вам повысить качество вашей игры.

10-34. Вообразите, что ваши пальцы очень длинные. Сначала представьте это, держа кисти рук расслабленными на коленях, глаза закрыты и дыхание глубокое. Вообразите, что пальцы удлиняются с каждым вдохом, который вы делаете. Затем приступайте к игре, сохраняя в уме образ длинных, изящных пальцев. Далее остановитесь, закройте глаза и вообразите: не только ваши пальцы, но и ваши руки очень длинные, изящные и очень гибкие. Снова играйте, удерживая в уме этот образ. Остановитесь и вообразите теперь, что не только руки и пальцы, но также и позвоночник и шея столь же длинные, изящные и гибкие. Играйте, сохраняя в уме такой образ своего тела.

10-35. Дотроньтесь до инструмента, представляя, что из ваших пальцев, из всей руки, из груди истекает сияющая энергия или тепло. Дышите глубоко и вообразите, что основным источником этого постоянного сильного потока энергии служит ваше сердце.

10-36. Начните играть какую-нибудь простую знакомую пьесу и, играя, вообразите, что ваши пальцы не просто касаются инструмента, проходят сквозь него, проникают вглубь и становятся его частью.

10-37. И наоборот, играя ту же самую пьесу, вообразите, что после того, как палец извлек из инструмента ноту, он не сам поднимается, но инструмент отталкивает его - каждый раз после прикосновения к струне, клавише или клапану воображайте, что инструмент отталкивает палец. Далее вообразите, что ваши пальцы после прикосновения к инструменту отскакивают от него, как резиновые.

10-38. Вообразите, что ваше тело, как и корпус вашего инструмента, полое и резонирует каждый раз, когда вы извлекаете из инструмента звук. Играйте и воображайте при этом, что музыка рождается не в инструменте, а в вашем теле. Многие музыканты говорят об ощущении, что их инструмент играет на них! Используйте ваше воображение, чтобы визуально представить это утверждение буквально.

10-39. Играя, воображайте, что звуковые волны обволакивают ваши пальцы, воображайте, что звуковые вибрации направляют и руководят движением ваших пальцев, как будто каждая нота - это ветерок, несущий пальцы без усилий к следующей ноте.

10-40. Поставьте пальцы так, как будто вы собираетесь извлечь звук, и глубоко вдохните, воображая, что не только все ваше тело, но и корпус инструмента наполняется и расширяется, становясь больше и легче. Затем, медленно выдыхая, сыграйте ноту, затем всю гамму.

10-41. Закройте глаза и снова сыграйте простую знакомую пьесу, воображая, что вы гость на своем собственном концерте. Нарисуйте себя в уме играющего, в то время как вы слушаете и наблюдаете, что делает музыкант. К этому приему музыканты прибегают для того, чтобы избавиться от страха перед залом. Глядя на самого себя со стороны, вы можете уменьшить эмоциональный накал и с большей объективностью судить о своей игре. Кроме того, это поможет вам в большей степени насладиться собственной игрой.

Далее...

Обновлено (25.07.2019 15:06)

 

Найти на сайте